Цель проведения выездной налоговой проверки

Содержание

Выездная налоговая проверка: основание, порядок, помощь юриста

Цель проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка является мероприятием налогового контроля, проводимым ФНС. В ходе любого мероприятия налогового контроля проводится проверка соблюдения организацией законодательства о налогах и сборах. Предмет контроля – исчисление и уплата налогов и сборов. При этом, выездная проверка является особым порядком проверки организации.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по налоговым проверкам в Екатеринбурге поможет Вам: профессионально, на выгодной основе, а также в кротчайший срок. Запишитесь на прием к налоговому юристу АБ «Кацайлиди и партнеры» уже сегодня!!! 

Основания для проведения выездной налоговой проверки

   Основанием для проведения мероприятий налогового контроля в отношении какой-либо организации в порядке выездной налоговой проверки является решение руководителя ИФНС.

Данное решение должно быть оформлено в соответствующем порядке – по форме Приложения № 5 к приказу ФНС России от 07.11.2018№ ММВ-7-2/628@.

Решение должно бьть подписано руководителем налоговой по месту нахождения организации или месту жительства ИП.

Решение является надлежащим основанием для проведения проверки если содержит:

  1. Полное и сокращенное наименование организации, в отношении которой будет проводится проверка
  2. Информацию о предмете проверки, к примеру – правильность исчисления и уплаты налога на имущество организации. Предметом проверки может быть не один налог. Если в решение о проведении налоговой проверки указан причина – реорганизация организации, предмет проверки может быть любым.
  3. Проверяемые периоды. В соответствии с п. 4 ст. 89 Налогового Кодекса РФ, налоговая не может проверять отчетность за период свыше трех лет. Срок «налоговой давности» исчисляется с 1 января года вынесения решения о проведении проверки.
  4. Информацию о должностных лицах ИНФНС, которые будут проводить проверку
  5. Основанием для проведения выездной проверки не может являться добровольное декларирование физлицами активов и счетов

Решение о проведении проверки не является надлежащим основанием для ее проведения, если:

  • выездная проверка по указанным налогам в данном периоде уже проводилась
  • выездная проверка уже проводилась в текущем календарном году

   Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

ПОЛЕЗНО: читайте также про защиту себя при налоговой проверке по ссылке

Порядок выездной налоговой проверки

   Порядок выездной налоговой проверки определяется соответствующими нормами Налогового Кодекса, однако существуют и общие положения о налоговом контроле, которые должны соблюдаться инспекторами при проведении любой процедуры:

  1. Налоговые орган и его должностные лица не могут для проведения налогового контроля собирать, хранить, использовать и распространять информацию о налогоплательщике полученной в нарушении положений законодательства о конфиденциальности профессиональной тайны (к примеру, адвоката, аудитора и т. д.)
  2. Налоговый орган в целях проверки может получить информацию от аудиторской организации только на основании решения органа исполнительной власти.
  3. Доказывание обстоятельств умышленного занижения налоговой базы или подписания документов первичного бухгалтерского учета неуправомоченным на то лицом доказывается при проведении мероприятий проверки.

   Выездная налоговая проверка является особым порядком проведения мероприятий налогового контроля.

   Место проведения проверки – на территории налогоплательщика. Однако возможны исключения. Если у проверяемого нет возможности выделить помещение для проведения проверки, то она может проводиться в налоговой.

   Во время проверки должностные лица налогового органа изучают, анализирует, оценивает и сопоставляет документы бухучета, налогового учета.

   В рамках выездном проверки могут быть назначено проведение дополнительных мер налогового контроля. Возможно проведение процедур:

  • Инвентаризация – проводится для проверки достоверности данных учета.
  • Осмотр – осматриваются помещения, связанные с объектом налогообложения.
  • Истребование документов или информации.
  • Выемка – в целях сбора доказательств нарушения закона о налогах и сборах.
  • Экспертиза – привлечение эксперта для формирования определенных выводов, если деятельность проверяемого ЮЛ специфична или в иных случаях.
  • Допрос – проведение опроса свидетелей с целью выявления фактов, имеющих значение для проверки.
  • Вызов в качестве свидетеля – вызов для дачи показания дл выявления имеющих значение для проверки доказательств.
  • Получение экспертного заключения — включение экспертом в заключение выводов по вопросам, которые не были перед ним поставлены.
  • Привлечение переводчика

   Срок проверки – 2 месяца – может быть продлен до 4 месяцев и до полугода. Основания и порядок продления срока установлен Приказом ФНС 07.11.2018№ ММВ-7-2/628@. При этом, срок проверки исчисляется с даты решения налоговой о ее проведении до последнего дня.

   Проведение проверки, а именно процесса исследования документов приостанавливается на срок не более 6 месяцев (общий срок по всем приостановления) на основании руководителя налоговой инспекции по причинам:

  1. Необходимости истребования документов
  2. Проведения экспертиз
  3. Перевода документов

   Возобновление проверки после приостановления возможно только на основании решения. Выездная налоговая проверка, если она проводится за тот же период по тем-же налогам, является повторной.

   Налогоплательщик в ходе проверки предоставляет все документы, связанные с предметом проверки. Выемка документов проводится инспекторами для предотвращений их сокрытия.

   Инспекторы, проводя проверку, могут осуществлять инвентаризацию о осмотр помещений и территорий. Результаты налоговой проверки оформляются в справке в последний день.

ВАЖНО: необходимо подготовиться к налоговой проверке, чтобы все прошло с наименьшими рисками для Вашего бизнеса, читайте подробнее по ссылке

Письменные возражения на акт выездной налоговой проверки

   В течение двух месяцев со дня составления справки по итогам выездном проверки, налоговым органом составляется акт налоговой проверки.

   Возражение на акт выездной проверки может быть представлено в налоговый орган любой организацией в случаях:

  1. Несогласия с выводами, фактами, предложениями, изложенными в акте на основании п. 6 ст. 100 НК РФ.
  2. Несогласия с выводами, предложениями и фактами, изложенными в акте об обнаружении фактов (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
  3. Несогласия с выводами, предложениями и фактами, изложенными в дополнении к акту.

   Возражения на акт проверки подаются в срок не более 1 месяца со дня получения акта в проверяющую налоговую. К возражениям могут быть приложены документальные подтверждения информации, на которую ссылается организация.

   Возражения на дополнение к акту подаются в течение 15 дней в проверяющую налоговую.

НК РФ устанавливает, что возражения должны подаваться в письменной форме, с указанием на оспариваемый акт налоговой. В акте должны содержаться опровержения налоговых претензий с обязательной мотивировкой.

АКЦИЯ: мы составим Вам возражение за 24 часа или вернем деньги, подробнее смотрите ВИДЕО

Возражение подается разными способами:

  1. на бумажном носителе почтой;
  2. в электронной форме через госуслуги или иного оператора документооборота;
  3. лично или через представителя  налоговой инспекции

   Возражения рассматриваются в ходе процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки. Прежде, чем приступить к рассмотрению по существу материалов проверки, руководитель инспекции:

Объявляет, кто рассматривает дело и какие материалы рассматриваются

   Устанавливает факт явки. В случае неявки устанавливается извещение лица о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

Если лицо уведомлено, отсутствует, его присутствие является обязательным, рассмотрение откладывается.

Если уведомлено, отсутствует, но его присутствие не является обязательным, то рассмотрение проходит в его отсутствие. Если лицо не извещено, рассмотрение откладывается.

  • Проверяет полномочия лиц
  • Выносит решение об отложении, если это необходимо

Досудебное оспаривание выездной налоговой проверки

   Налоговое законодательство устанавливает обязательный досудебный порядок для оспаривания решения налоговой любого уровня.

   Оспаривание организацией акта по результатам проверки проходит в порядке обжалование ненормативных актов налоговой в соответствии с АПК РФ.

   В ходе обжалование акта налоговой по итогам проверки, который в силу не вступил, организацией может быть подана апелляционная жалоба.

Она адресуется в течение 2 месяцев с даты получения акта в вышестоящий налоговый орган через инспекцию, вынесшую решение.

В жалобе в обязательном порядке указываются реквизиты оспариваемого решения и причины, по которым решение не является законным. Вышестоящим налоговым.

   Жалоба на вступивший в силу ненормативный акт налоговой не имеет специального названия, подается в течение года. Рассматривается без участия лица, которое обжалует акт.

   Порядок рассмотрения апелляционной жалобы и жалобы не имеет отличий. В ходе рассмотрения можно заявить дополнительные доводы.

Жалобы рассматриваются в течение 15 дней. По итогам рассмотрения вышестоящим налоговым органом выносят следующие решения:

  1. Оставить без удовлетворения
  2. Отменить ненормативный акт налоговой
  3. Отменить решение налоговой полностью или в части
  4. Отменить и принять новое

Обжалование выездной налоговой проверки в суде

   Дело рассматривается арбитражным судом по месту нахождения налоговой инспекции на основании искового заявления организации об оспаривании ненормативного правового акта. Порядок рассмотрения соответствует порядку рассмотрения дел искового производства.

   АПК предъявляется требования иска об оспаривании ненормативного акта:

  1. Наименование инспекции и акта
  2. Реквизиты акта, который оспаривается
  3. Законные основания
  4. Доказательства

Не забудьте: необходимо приложить текст оспариваемого акта.

   Дело рассматривается в трехмесячный срок с даты принятия искового. В процессе вызываются истец, ответчик и иные лица.

По итогам рассмотрения дела судом выносится решения о:

  • решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
  • об отказе в удовлетворении заявленного требования.

   Обжалование решения налоговых органов, выносимых по результатам выездной проверки, являются необходимым шагом организации. Наш адвокат по налоговым спорам участвует в налоговой проверке организации, оспаривает решение налоговой в любой доступной форме, в т. ч. в судебном порядке.

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/vyezdnaya-nalogovaya-proverka/

Цели и методы выездных проверок

Цель проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка – это налоговая проверка, осуществляемая налоговыми органами по месту нахождения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

Целью выездной налоговой проверки является осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, а также документальное подтверждение налоговыми органами фактов выявленных налоговых правонарушений и отражение их в акте выездной налоговой проверки.

Объектом выездной налоговой проверки, как и объектом камеральной проверки, является правильность исчисления и уплаты налога на основе налоговой декларации. Иные документы, представленные плательщиком в налоговую инспекцию, включая и бухгалтерскую отчетность, объектами выездной проверки не являются, а рассматриваются только как источники информации.

Конкретные методы проведения выездных налоговых проверок определяются проверяющими самостоятельно, исходя из их знаний и опыта, особенностей проверяемого налогоплательщика, с учетом положений действующего законодательства о налогах и сборах, настоящего Регламента, методических указаний и рекомендаций Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений действующего законодательства, не относящихся к налоговым правонарушениям (нарушения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, нарушения валютного законодательства и др.), указанные факты также подлежат отражению в акте выездной налоговой проверки.

В соответствии со статьей 89 НК выездная налоговая проверка налогоплательщика проводится должностными лицами налоговых органов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке с указанием предмета и срока ее проведения. После составления справки уполномоченные лица налоговых органов составляют акт налоговой проверки.

В акте указываются: документально подтвержденные фактыналоговых правонарушений; содержание проверки; выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ответственность за них.

При несогласии с выводами, содержащимися в акте, налогоплательщик представляет в налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или свои возражения по акту. Руководитель налогового органа в течение 10 дней рассматривает акт и материалы налогоплательщика и выносит решение.

На основании решения налогоплательщик при совершении налоговых правонарушений привлекается к ответственности. Ему направляется требование об уплате недоимки и пени.

Вопросы для самоконтроля

1. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

2.

3. Формы и методы налогового контроля по действующему законодательству

4. Сущность и значение камеральной налоговой проверки

5. Порядок проведения камеральной налоговой проверки

6. Понятие и сущность выездной налоговой проверки

7. Порядок проведения выездной налоговой проверки

8. Оформление результатов выездной налоговой проверки

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации – Ч. I, 2. Фед. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (с изм и доп.))/СПС «КонсультантПлюс»http://www.consultant.ru/popular/nalog1/

2. Александров, И. М.Налогииналогообложение[Электронный ресурс]: учебник, рек. УМО по направлению «Экономика” / И. М. Александров. – 10-е изд., перераб. и доп. – Электрон. текстовые дан. – М. : Дашков и К, 2011. – 228 с. -ISBN978-5-394-00440-7 : Б. ц.УДК 336.2

3. Дадашев А.З.Налоговый контроль в Российской Федерации : учебное посо-

4. бие / А.З. Дадашев, И.Р. Пайзулаев. — М. : КНОРУС, 2009. — 128 с. ISBN 978-5-390-00390-9

5. Нестеров, Г. Г.,Н. А. Попонова, А. В. Терзиди. Налоговый контроль : учебное пособие. Учебники и учеб. пособ.д/ высшей школы(ВУЗы). Издательство: Эксмо:2009.ISBN: 978-5-699-27163-4.

6. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика [Электронный ресурс] : учебник для вузов. рек. МО по спец. 060500 “Бухгалтерский учет, анализ и аудит” / В. Г. Пансков. – 2-е изд., доп. и перераб. – Электрон. текстовые дан. – М.: Юрайт, 2011. – 680 с. – (Бакалавр). – ISBN 978-5-9916-0998-2: Б. ц.УДК 33

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты

1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая, Главы 21, 22, 23, 24, 25, 25.1, 26, 26.1,26.2,26.3,26.4, 26.5, 28,29,30,31.

3. Закон Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» от 28.11.2005 N 112-ЗСО

Источник: https://studopedia.ru/13_166812_tseli-i-metodi-kameralnih-proverok.html

Как подготовиться к налоговой проверке

Цель проведения выездной налоговой проверки

Мораторий на налоговые проверки, который ввели из-за коронавируса, закончился, и уже проводятся выездные проверки. Рассказываем, о процедуре и о том, как вести себя, если у вас планируется проверка.

Перед каждой налоговой проверкой инспекторы заранее собирают информацию о налогоплательщике и проводят предпроверочный анализ. Основной документ, которым пользуются налоговики — концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

В ней выделено 12 критериев, по которым каждый налогоплательщик может сам проанализировать свою финансово-хозяйственную деятельность и определить риск попасть под проверку. Чем больше налоговики найдут совпадений, тем выше вероятность проверки.

Критерии выездной налоговой проверки

Низкая налоговая нагрузка

  • Для всех организаций и ИП;
  • Общая налоговая нагрузка — соотношение суммы уплаченных налогов к выручке в пределах одного года. Если это соотношение ниже среднего уровня по отрасли, это вызовет подозрение у налоговиков.

Убыточная деятельность на протяжении двух и более лет

  • Для всех организаций и ИП;
  • Налоговиков заинтересуют убытки, как в бухгалтерской, так и в налоговой отчетности.

Значительные суммы вычетов по НДС

  • Для организаций и ИП на общей системе налогообложения;
  • Если вычет по НДС за 12 месяцев превышает 89% от суммы начисленного налога, это может стать поводом для налоговой проверки. 89% – это общий показатель. Дополнительно по каждому субъекту РФ рассчитывают отдельные средние показатели, отклоняться от которых опасно.

Расходы растут быстрее, чем доходы

  • Для организаций на общей системе налогообложения;
  • Нужно сравнить темпы роста расходов и доходов от реализации по данным налоговой и бухгалтерской отчетности. Сюда же относятся ситуации, когда доходы падают быстрее, чем расходы, или если доходы падают, а расходы растут.

Среднемесячная зарплата на одного сотрудника меньше отраслевого показателя в регионе

  • Для всех организаций и ИП;
  • Информацию о среднем уровне зарплаты по региону можно найти на сайтах территориальных отделений Росстата.

При спецрежиме — неоднократное приближение к предельным значениям

  • Для организаций и ИП на спецрежимах;
  • У инспекторов вызовет подозрение, если два или более раза за год вы приблизились к лимиту дохода по спецрежиму, и разница между вашим фактическим доходом и лимитом составляет менее 5%. Проверяющие могут посчитать, что вы специально занижаете показатели, чтобы «не слететь» со спецрежима.

Доходы ИП почти равны расходам

  • Для ИП на общей системе налогообложения
  • Также предпринимателя могут заподозрить в махинациях, если вычеты по НДФЛ будут выше 83% от доходов.

Деятельность через цепочку контрагентов

  • Для всех организаций и ИП;
  • Работа с перекупщиками, посредниками без обоснованных экономических причин, привлечение фирм-однодневок, работников-инвалидов и прочее.

Игнорирование запросов ФНС

  • Для всех организаций и ИП;
  • Внимание налоговиков вызывают случаи, когда компания не дает пояснений об ошибках, выявленных при камеральных проверках, а также не сохранила документы, необходимые для расчета и уплаты налогов.

Деятельность с высоким налоговым риском

  • Для всех организаций и ИП;
  • Работа с фирмами-однодневками, вывод части средств в офшоры, обналичивание денег — эти действия приведут к тому, что инспекторы будут подозревать вас в получении необоснованной налоговой выгоды.

Миграция между налоговыми инспекциями

  • Для всех организаций и ИП;
  • Инспекторы обратят внимание на налогоплательщика, который два и более раза после регистрации менял адрес местонахождения. Возможно, бизнесмен старается избежать внимания налоговой и уклониться от проверок.

Низкий уровень рентабельности

  • Для организаций на общей системе налогообложения;
  • Для сравнения инспекторы возьмут два показателя: рентабельность продаж и активов по данным бухгалтерского учета.

Готовимся к проверке

Цель выездной налоговой проверки (ВНП) — контроль за правильностью расчета и уплаты в бюджет налогов, взносов или сборов. Проверку могут провести как по одному налогу, так и по всем видам. Предмет проверки можно узнать из решения о проведении ВНП. Менять его по ходу проверки или выходить за его рамки инспектор не может.

Если вы понимаете, что выездная проверка неизбежна, следует подготовиться.

Проверьте первичные документы

Конкретного перечня документов, который могут запросить налоговики, нет. Все зависит от того, какой налог они проверяют. Поэтому, тщательно пересмотрите документы:

  • кассовые документы на предмет того, куда и на что расходуется наличность из кассы, правильно ли оформлены приходно-расходные документы, в каком размере деньги сдаются в банк;
  • счета-фактуры на правильность оформления в соответствии с законодательством;
  • накладные — проверьте их на наличие необходимых реквизитов, печатей и подписей;
  • акты приема-передачи. Если они подписаны неуполномоченными сотрудниками (водителями-экспедиторами, приемщиками товаров, кассирами), поменяйте. Документы должны быть подписаны руководителем, представителем бухгалтерии, заведующим складом или другими уполномоченными лицами;
  • авансовые отчеты и товаросопроводительные документы проверьте на правильность оформления;
  • если компания пользуется налоговыми льготами, проверьте наличие документов, которые подтверждают право на их применение;

Помните, что все расходы должны иметь деловую цель, быть направлены на получение прибыли, быть разумными, экономически обоснованными и соответствовать рыночным ценам. При утере или порче документов, обязательно свяжитесь с контрагентами и возьмите дубликат.

Документы должны быть подписаны «живой» подписью и уполномоченными лицами. Если во время пандемии организация экстренно перешла на электронный документооборот, не забудьте внести эти изменения в учетную политику.

Все документы передавайте налоговикам по акту приема-передачи и под роспись. Документы нужно прошить и пронумеровать.

Проверьте штатное расписание, приказы о назначении, доверенности, должностные инструкции персонала

Если руководитель организации – внешний совместитель и трудится в рамках неполного рабочего времени, то документы, подписанные им, должны содержать именно те даты, когда руководитель официально выполнял свои должностные обязанности. То же самое – с отпуском руководителя или должностного лица, уполномоченного подписывать документы.

Пересмотрите документы с подрядчиками и контрагентами

Одна из целей проверки — разобраться, не участвует ли проверяемая организация в схемах незаконной оптимизации налогов и не работает ли с фирмами-однодневками. Важно подтвердить, что при выборе делового партнера вы проявили должную осмотрительность и собрали весь пакет документов. Это нужно сделать до проверки.

Cмотрите на будущего партнера глазами налогового инспектора и собирайте как можно больше документов.

В их число могут войти:

  • устав и учредительные документы компании;
  • свидетельство о госрегистрации и о постановке на налоговый учет;
  • решение о назначении руководителя, вторая и третья страницы паспорта;
  • сданная бухгалтерская отчетность за последний отчетный период.

Обязательно проверьте компанию-контрагента:

  • зарегистрирована ли фирма в ЕГРЮЛ;
  • есть ли у нее налоговая задолженность и сдает ли она отчетность;
  • является ли фирма действующей;
  • как часто она судится и по каким вопросам;
  • есть ли у фирмы долги по исполнительным документам.

Если вы вели переписку с контрагентом по крупному договору, включите ее в досье. По возможности, сохраните фотографии его складских помещений, протоколы совещаний, докладные записки и прочее. Все это станет весомым доказательством того, что вы действовали осмотрительно и при заключении сделки полностью проверили добросовестность делового партнера.

Проведите инструктаж сотрудников

Обязательно объясните сотрудникам, что если проверяющий попросил дать доступ к бухгалтерской базе, показать список поставщиков и контрагентов или показать кассовые документы, предъявить их можно только по официальному запросу, а не по личной просьбе.

Найдите помещение для проверяющих

Желательно разместить налоговиков в отдельном помещении, куда сотрудник будет приносить документы для проверки по требованию.

Назначьте сотрудника, который будет общаться с налоговиками

Лучше, если это будет главный бухгалтер компании или его помощник. Во-первых, он знает все о финансово-хозяйственной деятельности организации и может аргументировать, ссылаясь на законы. Во-вторых, готов к проверкам и имеет опыт общения с контролерами.

Как проходит выездная налоговая проверка

Проходит она обычно на территории налогоплательщика. Если компания или ИП не могут предоставить помещения, то проверка будет проведена в здании налоговой службы.

Инспектор при выездной проверке обладает широким кругом полномочий и имеет право:

  • истребовать документы у вас (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ);
  • требовать документы и информацию у ваших контрагентов или у третьих лиц в рамках встречных проверок (ст. 93.1 НК РФ);
  • допрашивать свидетелей, в том числе, ваших работников (ст. 90 НК РФ);
  • осматривать ваши помещения, территорию, предметы (п. 13 ст. 89, ст. 92 НК РФ);
  • изымать документы и предметы (п. 14 ст. 89, ст. 94 НК РФ);
  • проводить экспертизу (ст. 95 НК РФ);
  • привлекать к участию специалиста (ст. 96 НК РФ).

Правила поведения во время выездной проверки

  • Уточните полномочия ревизоров

Проверяющие должны предоставить решение о проведении проверки и служебное удостоверение. Зафиксируйте эти данные в журнале проверок. Запишите ФИО, № удостоверения, должность, кем и когда оно выдано.

Обращайте внимание, какие налоги и за какой период проверяют инспекторы, смотрите на дату начала и окончания проверки и перечисленные мероприятия по контролю. Если в решении не указан кто-то из проверяющих, вы имеете право не допускать его к проверке. Проверяющие не могут выходить за пределы полномочий, указанных в распоряжении на проведение проверки.

  • Ведите себя уверенно и доброжелательно

Инспектор может запросить практически любой документ, относящийся к проверяемому налогу и позволяющий установить правильность его исчисления. В запросе проверяющий обязан указать конкретный перечень требуемых документов — наименование, реквизиты, индивидуальные признаки и сроки, в течение которых их нужно предоставить.

  • Обеспечьте юридическое сопровождение

Контроль переписки, осмотра, выемки, экспертизы, сопровождение свидетелей желательно проводить в присутствии юриста. Каждая из процедур имеет определенный законом порядок. Например, перед выемкой документов инспекторы должны объявить, какие документы они хотят получить и предложить выдать их добровольно.

Выемка производится только в присутствии проверяемого, под протокол, с полной переписью изъятых документов и в присутствии понятых. Выемку нельзя делать ночью — с 22 до 6 часов по местному времени (п. 2 ст. 94 НК РФ).

  • Предлагайте помощь в проверке

Предлагайте своих свидетелей и экспертов. Если вы понимаете, что какая-то сделка заинтересовала контролеров, проявите инициативу и предложите кандидатуры сотрудников, представителей контрагентов, которые могут предоставить объективную информацию без лишних деталей.

Если налоговики решили проверить ваши складские помещения, предложите им помощь вашего кладовщика. Пусть он покажет нужные склады. Инспекторы, конечно, могут отказаться от помощи, но такое поведение налогоплательщика будет безусловным плюсом — вы не препятствовали проверке, а предлагали помощь в поиске доказательств и свидетелей.

Результаты проверки

По итогам налоговой проверки инспекторы составляют справку о проведенной ВНП и вручают налогоплательщику. Два месяца займет оформление акта проверки. После вручения акта у вас есть месяц, чтобы подготовить возражения.

Как только истечет срок на подачу возражений, налоговый орган может приступить к рассмотрению материалов проверки и принять итоговое решение. Его принимает начальник налогового органа или его заместитель после того, как рассмотрит материалы проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Срок на вынесение решения — 10 рабочих дней.

Источник: https://kdelu.vtb.ru/articles/kak-podgotovitsya-k-nalogovoj-proverke/

Особенности выездной налоговой проверки: документы, сроки и цели проверки

Цель проведения выездной налоговой проверки

Особенности выездной налоговой проверки: документы, сроки и цели проверки

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Кто может стать объектом выездной налоговой проверки
  • Как проходит подготовка к выездной налоговой проверке
  • Какие документы предоставляются в рамках выездной налоговой проверки
  • Каковы сроки проведения выездной налоговой проверки

Начисление и уплата налогов юридическими лицами согласно гл. 14 Налогового кодекса РФ контролируется фискальной службой и осуществляется в виде камеральной либо же выездной проверки.

Такие проверки позволяют отследить, соблюдают ли организации (плательщики налогов и сборов или налоговые агенты) соответствующее законодательство (п. 2 ст. 87 Налогового кодекса РФ).

Поговорим об особенностях выездной налоговой проверки.

Особенности и порядок проведения выездной налоговой проверки: общая информация

Выездная налоговая проверка осуществляется в согласии со ст. 89 Налогового кодекса РФ и проходит на территории компании-налогоплательщика.

Исключение составляет ситуация, когда проверяемая сторона не располагает возможностью выделить помещение для этих целей – при таких обстоятельствах проверка проходит на территории налоговой инстанции.

Тем не менее право доступа к имуществу налогоплательщика у данного надзорного органа сохраняется.

Важная особенность для юридических лиц со сроком работы 3 и менее лет: они налоговой проверке не подлежат, поскольку в этот период налоговые службы не проверяют полноту и корректность предоставляемых сведений.

Проверка назначается согласно местонахождению ответственного участника. Еще одна особенность: невозможно проведение такого мероприятия по запросу самой компании – оно инициируется только налоговой службой, которая проводила постановку данной организации на учет.

Принятое решение о проверке содержит следующую информацию:

  • обозначение всех участников консолидированной группы налогоплательщиков (КГН): полные и сокращенные наименования организаций;
  • период, подлежащий проверке (1, 3, 6 или 9 месяцев);
  • информация о проверяющей стороне: Ф. И. О. и должности сотрудников.

Следующая особенность: осуществлять предстоящую проверку могут все лица, прописанные в решении – однако это справедливо только в том случае, если решение утверждено соответствующими органами власти, которые уполномочены производить налоговый контроль.

При выездной проверке контролирующая сторона обладает следующими правами (согласно статье 89.1 Налогового кодекса РФ):

  • приоритет при проверке отдается состоянию дел по налогу на прибыль, поскольку именно он и является предметом инспекции (согласно пунктам 1 и 4 статьи 89.1 Налогового кодекса РФ изучается корректность начисляемых сумм и порядок их определения, а также правильность составленной декларации);
  • право осуществления проверки на территории ответственного участника КГН либо прочих ее участников (если все они не располагают необходимым помещением, проверка может проходить на территории контролирующей стороны (пункт 1, статьи 89.1 Налогового кодекса РФ));
  • проведение проверки во временных рамках, не превышающих 2 месяца.

Важная особенность: если в отношении участника консолидированной группы уже проводится выездная проверка, то на основании п. 3 статьи 89.1 Налогового кодекса РФ это не является препятствием для других проверок членов группы в отношении прочих налогов (за исключением налога на прибыль). При этом результаты каждой проверки оформляются самостоятельным актом.

Особенности выбора плательщика и процесса подготовки к выездной налоговой проверке

Выездная налоговая проверка проводится поэтапно:

  • подготовительный этап – значимый период, поскольку с выбором объектов, уровнем готовности проверяемых лиц, распределением их по участкам во многом связана эффективность предстоящей проверки;
  • осуществление проверки;
  • подготовка материалов по проведенной проверке;
  • применение данных материалов.

Выбор организаций для проверки связан с территориальным прикреплением к тому или иному налоговому органу. Свои особенности имеются у проверки лишь особо крупных налогоплательщиков – ее осуществляют выделенные инстанции, которые занимаются только такими компаниями. Сюда же относятся обособленные подразделения.

При назначении инспекции, которая будет осуществлять выездную проверку, учитывается фактор территориальной миграции юридических лиц и предпринимателей. Эта особенность может влиять на процесс, если изменение данных о местонахождении налогоплательщика осуществляется несвоевременно. В таком случае выездная налоговая проверка будет проходить по прежнему месту.

Представленная выше информация позволяет заключить, что налоговые инстанции не обладают правом назначить выездную проверку тем компаниям, которые не состоят на их учете. Особенность в виде учета имущества и транспорта при этом тоже не может быть основанием для такой проверки.

Проверяющие органы открывают подготовку к выездным проверкам задолго до их проведения. Например, чтобы составить на 2019 год план выездных налоговых проверок, требуется провести внушительный предварительный анализ, который позволит выявить организации, соответствующие основным критериям риска. Этот показатель особо важен, так как становится мотивом для назначения выездных проверок.

До старта самой проверки составляется соответствующий документ (решение о ее проведении), который вручается налогоплательщику.

Данный документ служит основанием для проведения предстоящего мероприятия; поэтому подготовка решения выполняется очень тщательно.

В случае каких-либо нарушений или ошибок (например, инспектор не обеспечил своевременное вручение) произойдет нарушение процессуальных норм, что делает проведение выездной проверки незаконным.

Решение готовится той ИФНС, которая будет осуществлять проверку, – определяющей особенностью служит территориальный фактор.

Документ содержит в себе информацию о проверяемых и проверяющих лицах, а также о подлежащих контролю налогах. Подписывается он руководителем соответствующей ИФНС (либо же его заместителем) и вручается налогоплательщику лично.

Если последний не принимает документ, его отправят с помощью почты (обязательно заказным письмом).

Выездная налоговая проверка – как налоговая принимает решение и что делать бизнесу?

«Виды налоговых проверок: что должны знать владельцы бизнеса» Подробнее

Особенности предоставления документов при выездной налоговой проверке

Регламент по запросу документов приводится в ст. 93 Налогового кодекса РФ.

Пункт 1 данной статьи гласит, что требование контролирующей стороны о предоставлении документов вручается руководителю организации или физическому лицу (допускается передача уполномоченному представителю в обоих случаях) лично под расписку либо же в электронном формате по соответствующим информационным каналам. В остальных случаях данный документ отправляется заказным письмом и на 6-й день с момента отправки считается полученным.

Особенность процесса в том, что налогоплательщик обязан предоставить затребованную документацию в течение 10 дней с момента получения. Документы направляются лично или через представителя, заказным письмом или в электронном формате.

Если в положенный срок проверяемая сторона не может предоставить всё затребованное в перечне, нужно уведомить об этом налоговый орган в письменном виде, указав причины и сообщив сроки передачи бумаг.

Другая важная особенность: сделать это нужно в течение дня, следующего за днем получения запроса.

Обычно проходит контроль следующих документов:

  • КУДиР (книга учета доходов и расходов);
  • документы, отражающие движения по счетам;
  • налоговые декларации;
  • оборотно-сальдовые ведомости;
  • годовая бухгалтерская отчетность;
  • прочие документы согласно запросу ИФНС.

В соответствии со ст. 126 Налогового кодекса РФ (п. 4 ст. 93 Налогового кодекса РФ) отказ в предоставлении налогоплательщиком документов, затребованных для выездной проверки, или же их отсутствие в обозначенный законом срок является правонарушением и влечет за собой ответственность:

  • непредставление самим плательщиком налогов или сборов, налоговым агентом документации и (или) прочих сведений, отвечающих Налоговому кодексу РФ и другим законодательным актам о налогах и сборах, в положенный срок наказывается штрафом в размере 200 руб. за каждый не предоставленный вовремя документ;
  • непредоставление проверяющему органу после соответствующего запроса сведений о компании-налогоплательщике (то есть отказ в передаче имеющихся документов, где содержатся данные о нём, а также прочие виды уклонения от исполнения такого требования), равно как и предоставление документации, содержащей заведомо недостоверные сведения (если это не относится к нарушению законодательства о налогах и сборах в соответствии со ст. 135.1 Налогового кодекса РФ), приводит к штрафу в размере 10 000 руб.

При отказе юридического лица от передачи затребованных бумаг проверяющая сторона располагает правом осуществить выемку документов.

Происходит это по мотивированному постановлению соответствующего должностного лица со стороны той ИФНС, которая инициировала выездную налоговую проверку. Данный документ должен быть подготовлен в соответствии с Приказом ФНС России от 31.05.

2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

Во время выемки документов (денег и/или предметов) присутствуют понятые и сами лица, у которых производится изъятие, по результатам составляется протокол. В протоколе или же в специальных описях, которые к нему прикладываются, изъятое перечисляется; перечень сопровождается описанием.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки получает альтернативное исчисление, если проверяющая сторона располагает особыми преференциями; в остальных же случаях действует предусмотренный законодательством срок в 2 месяца.

Под преференциями понимается право на приостановку или продление выездной проверки.

Особенность заключается в том, что в таком случае первый срок назначается продолжительностью 4 или 6 месяцев, второй срок проверки – 6 или 9 месяцев, что зависит от конкретных обстоятельств.

Налоговые органы, как правило, применяют расширенные права по срокам в тех случаях, когда нужно внести ясность по части спорных вопросов либо же закрепить законодательными актами возникшее подозрение на нарушение. Проверка филиалов налогоплательщика проходит в течение одного месяца, при этом она может быть приостановлена, но не продлена.

День, когда подконтрольной организации вручается решение о проведении выездной налоговой проверки, считается днем начала процедуры.

Окончанием является дата, когда по итогам прошедшего мероприятия подписывается и вручается акт.

Промежуток между этими днями и составляет фактический срок конкретной выездной проверки; максимальное его значение (с учетом приостановки и продления) может быть 1 год 3 месяца.

Контролирующему органу надлежит провести все запланированные процедуры проверки строго в рамках этого срока. Впоследствии любые доказательства нарушений, если они были выявлены по истечении максимального периода, к делу быть приобщены не могут.

В последний день готовится справка о проведении выездной налоговой проверки. Дата справки закрепляет окончание данного мероприятия.

Практический пример. Налоговый инспектор А. И. Петров осуществлял выездную проверку в ООО «Лидер». 15 июня 2019 года была составлена справка о проведенной процедуре. Это означает, что 15 июня 2019 года выездная проверка завершилась.

Получить расчет
экономии

Источник: http://kbdp.ru/news/osobennosti-vyezdnoy-nalogovoy-proverki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.