Что значит публичная собственность земельного участка

Содержание

Публичные земли

Что значит публичная собственность земельного участка
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Право на землю » Публичные земли

В статье рассматриваются понятие “публичные земли”, субъекты публичной собственности на землю: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования

 Под «публичными землями» понимают земли (земельные участки), не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности). Условно их можно  разделить на две группы:

  • земельные участки, не отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, т.е. земли, государственная собственность на которые не разграничена. Следует подчеркнуть, что субъект права собственности на такие земли (которых в настоящее время большинство в РФ) пока не определен и до момента разграничения прав на них ими распоряжаются органы власти, уполномоченные на то законодательством;
  • земельные участки, отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, то есть земли, государственная собственность на которые разграничена.

В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности публичными образованиями (ст. 17-19 ЗК РФ): Российская Федерация (федеральная собственность), субъекты РФ и муниципальные образования далее совместно будут именоваться «публичными образованиями».

А.Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.

Пока данное основание применимо только к федеральной собственности. Начиная с 1992 г. был принят ряд федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю (например п. 10 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. “Об обороне”).

В ЗК РФ также содержится нормы, признающие земли федеральной собственностью, в частности п. 4 ст.

87 ЗК РФ, согласно которому земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Для возникновения права собственности РФ на земельные участки недостаточно одного провозглашения этого в федеральном законе.

Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 12796/04).

Б. Земельные участки, право собственности на которые возникло у публичных образований при разграничении государственной собственности на землю.

ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства предусматривают разграничения государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований.

Правовое основание и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», принятие которого предусмотрено пп. 9 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 16 ЗК РФ, был подписан 17 июля 2001 г.

и введен в действие на всей территории России 20 января 2002 г. Процесс разграничения государственной собственности на землю вышеуказанных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г.

№745 «Об утверждении Федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» предполагалось завершить к 2008 г.

Однако по данным Минэкономразвития России, подсчитано, что если существующие темпы разграничения государственной собственности на землю будут сохранены, то процесс будет завершен к 2023 г. Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос об упрощении и ускорении процедуры разграничения.

В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Такими основаниями согласно Гражданскому кодексу РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ), в частности, являются:

  • договоры купли-продажи, мены, дарения или иная сделка об отчуждении имущества (ст. 218 ГК РФ);
  • отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ);
  • реквизиция и конфискация земельных участков у собственников (ст. 242, 243 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284, 285 ГК РФ).

Собственниками земельных участков по гражданско-правовым договорам как правило становятся муниципальные образования и субъекты РФ (например, в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения).

Важность деления публичных земель на: разграниченные и неразграниченные определяется прежде всего тем, что в зависимости от этого обстоятельства определяется орган власти, уполномоченный на распоряжение ими.

Именно этот орган власти принимает заявления лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, предварительно согласовывает место размещения объекта, предоставляет земельные участки для строительства, а также инициирует процесс предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Субъекты публичной собственности

В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.

Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:

– во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;

– во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством может быть как государственной, так и муниципальной.

Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты – республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д.

, но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК).

Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности.

Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности согласно с п. 1 ст. 215 ГК признаются городские и сельские поселения и иные муниципальные образования в целом. От имени муниципального образования-собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст.

215 ГК РФ), что не делает их однако собственниками данного имущества. Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа.

Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом.

Например, приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы.

Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

В современном российском законодательстве не используется понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народов») или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры).

Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима.

Так, это зафиксировано в частности в п. 1 ст. 3 ЗК РФ.

Публичная собственность на землю (собственность публичных образований)

права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Кроме традиционного перечня правомочий, установленного в отношении любого собственника (триада) собственник публичных образований имеет полномочия и по управлению собственностью. В ЗК РФ выделены 3 статьи, посвященные вопросам регулирования прав собственности на публичные земли в России – ст.

17 «Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю», ст. 18 «Собственность на землю субъектов РФ», ст. 19 «Муниципальная собственность на землю».

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/novyj-resurs4.html

Публичная форма собственности земельным участком. Перевод её в частную собственность

Что значит публичная собственность земельного участка

Территория каждого субъекта РФ поделена на участки. Часть из них принадлежит частным собственникам.

Незанятые территории находятся на правах публичной формы собственности на землю – это право, которое принадлежит государству. Публичная собственность может распространяться на участки с разным назначением.

У такой формы есть особенности, определённые основания для возникновения и правила перевода в частные угодья.

Суть понятия

В РФ собственниками могут выступать:

  1. физические лица;
  2. юридические лица;
  3. государство – самостоятельный субъект права.

В свою очередь, представители государства – это:

  • федеральное образование (государство в целом);
  • региональное образование (субъекты РФ);
  • муниципалитет в составе региона (город, село и т.д).

До того, как стали действовать правила приватизации (перевода объектов из государственного владения в частные руки), публичная форма собственности была в стране основной и практически единственной. На сегодняшний день большинство земельных наделов по-прежнему остаётся в руках государства, но процент частных владений стал гораздо выше.

Законодательство в сфере публичного права на земельные участки

Право собственности на земельный участок регулируется следующими нормативными актами:

  1. гл.3 Земельного Кодекса РФ;
  2. Гражданский Кодекс РФ;
  3. Постановления Правительства РФ и Федеральные Законы;
  4. региональные нормативные документы.

На какие наделы распространяется право публичной собственности

В целом, каждый участок может оказаться во владении государства. Главное, чтобы соблюдались общие требования:

  • границы, установленные в ходе межевания;
  • индивидуальный номер и запись в Кадастре;
  • адрес.

Однако, Земельный Кодекс упоминает ряд земель, которые могут быть только в собственности у государства. Это земли, имеющие категорию:

  1. лесной фонд;
  2. водный фонд и прибрежная зона;
  3. природные памятники и объекты особой важности, федерального значения;
  4. земли запаса с объектами федерального значения на них;
  5. земли, предназначенные для нужд Вооружённых сил РФ;
  6. участки с инфраструктурой общественного значения: теле- и радио вышки, дороги, водопроводы и линии электропередач, объекты космического назначения и прочие земли, удовлетворяющие запросы государства в целом;
  7. земли, содержащие полезные ресурсы федерального значения.

Этих наделы так же подлежат государственной регистрации права собственности. Кроме того, на земли в публичной собственности распространяются правила и регламенты использования, принятые для частных владельцев:

  • использование только в соответствии с целевым назначением, указанном в Кадастре в графе «категория земли»;
  • сохранение участка в чистоте, недопущение обеднения территории, забота об экологической безопасности;
  • соблюдение нормативов использования земельного надела.

Различие в управлении

Субъекты РФ состоят из муниципальных образований. Земельные наделы каждого субъекта делятся на:

  • неотчуждаемые массивы, которые принадлежат государству в целом и не могут быть переданы ни в ведение субъектов, ни муниципалитетам, ни тем более, в частные руки;
  • отчуждаемы массивы. В гражданском праве существует возможность передачи части земель в управление регионов, а затем – муниципалитетов. Это земли, которые могут быть переданы в частные руки. Право передавать остаётся за муниципальными властями. Однако, заполучить в частную собственность участок можно только по определённым правилам.

Правила передачи участков в частные руки

Публичные образования передаются частным владельцам (физическим и юридическим лицам) на основании:

  • права возмездного пользования (договор аренды);
  • права бессрочного постоянного использования;
  • права пожизненного наследуемого владения (в данный момент участки на таком основании не выдаются, но выданные ранее продолжают существовать в этой форме собственности).

Все эти варианты осуществляются без смены владельца: пользуется землёй частное лицо, но она продолжает принадлежать муниципалитету.

  • Плюсы такого владения: не нужно платить земельный налог, так как эта обязанности возлагается на собственника, а государство не может являться налогоплательщиком;
  • Минусы: нет возможности использовать участок как инструмент обогащения и передать его третьему лицу: продать, завещать, подарить.

Что даёт приватизация участка

  1. право распоряжения;
  2. возможность сдать надел в долгосрочную и краткосрочную аренду;
  3. право заложить участок в банк, чтобы обеспечить обязательства перед банком, например, при получении крупного кредита или ипотеки.

Как приватизировать землю, находящуюся в публичной собственности

Эти нормы регулируют Гражданский и Земельный Кодексы. Варианты приватизации:

  1. безвозмездное оформление после определённого периода пользования. Этим правом наделены льготные категории граждан: многодетные семьи, семьи, построившие на участке жилой дом для себя, семьи, ведущие фермерское хозяйство на желаемой территории более 5 лет, муниципальные и региональные госслужащие, пользователи земель в составе СНТ и дачных товариществ. Дополнительно в этот список могут включаться иные льготники – это решают региональные власти;
  2. выкуп по кадастровой стоимости. Эта процедура может происходить через торги (участие в аукционе) или без них. Это зависит от назначения и ценности земли, а так же целей, для которых будущий собственник хочет приобрести участок.

Аукционы

Инициировать аукцион может как сам будущий владелец, так и государство. Правила, по которым строятся торги, если их инициировал муниципалитет:

  • он организует межевание с определением границ;
  • он извещает потенциальных участников-покупателей о предстоящих торгах через СМИ и свой официальный сайт.

Если инициатор – частное лицо, в его обязанности входит:

  • подача заявления или просьбы о продаже желаемого участка с обоснованием своих целей;
  • межевание этого участка;
  • присутствие на торгах, участие в них.

Документы для приватизации

Если по итогам аукциона участок находит нового владельца, он должен заключить с представителем муниципалитета договор купли-продажи, а затем зарегистрировать право собственности в Кадастровой палате. Понадобятся документы для выкупа:

  1. заявление в муниципалитет;
  2. удостоверение личности (паспорт) или регистрационные документы юридического лица;
  3. акт о межевании;
  4. если участок уже был в использовании – документы, подтверждающие это (договор аренды, распоряжение о выдаче земли в бессрочное пользование и тд);
  5. протокол аукциона или документы, подтверждающие право выкупа земли без аукциона (льготный статус);
  6. квитанции об оплате участия в аукционе, стоимости земли и тд.

Для оформления права:

  1. заявление о внесении изменений в кадастровый паспорт в связи со сменой владельца;
  2. паспорт или учредительные документы;
  3. договор купли-продажи;
  4. межевой план;
  5. квитанция об уплате госпошлины.

Заключение

Участки, находящиеся в публичной собственности, принадлежат различным структурам государства. Выкупить в частное владение можно только некоторые категории земель.

Для выкупа потребуется наличие льгот или участие в аукционе, который может инициировать сам будущий собственник. Оформление участка, купленного у муниципалитета, происходит по стандартной схеме в МФЦ или Росреестре.

Право владения даёт возможность продать, обменять, подарить или передать по наследству владение.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/publichnaya-forma-sobstvennosti/

Публичная форма собственности земельного участка. Плюсы и минусы

Что значит публичная собственность земельного участка
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !

В соответствии с нормами российского законодательства, существует несколько форм собственности земельных участков. Особое внимание заслуживает публичная форма, так как к ней относится существенная часть территории нашей страны.

Что означает публичная форма собственности земли?

Если земельный участок относится к публично-общественному образованию, то есть принадлежит государству, отдельным субъектам РФ или муниципальным властям, речь идёт о публичной форме собственности.

Граждане способны получить такой объект недвижимости в частное владение, подобный процесс называется приватизацией.

Публичная форма собственности земельного участка имеет две разновидности:

  • муниципальную;
  • государственную.

В последнем случае объект недвижимости принадлежит государству в целом, то есть всей Российской Федерации. Государственная собственность имеет 2 уровня – федеральный и относящийся к отдельным субъектам РФ (областям, республикам и т. п.).

Государство вправе сдавать такие объекты недвижимости в аренду частным лицам, организациям и муниципалитету.

Собственность муниципальных властей не относится к разновидности государственного владения, так как муниципальные образования имеют отдельный правовой статус и обладают определёнными правомочиями.

К муниципальным территориям относятся фермерские и крестьянские хозяйства, земли садоводческих товариществ и различных кооперативов, территории, необходимые для жизнеобеспечения населённых пунктов. От имени муниципалитета объектами недвижимости распоряжаются органы местного самоуправления.

Как оформить муниципальную или государственную землю в собственность?

Законодательство РФ предусматривает несколько способов передачи муниципальной или государственной территории в частное владение – с помощью заключения договора купли-продажи, путём приватизации интересующего участка или его арендования. На практике чаще всего встречается последний вариант.

Процесс получения прав на землю, находящуюся во владении муниципалитета либо государственных властей, не ограничивается подписанием соответствующего договора.

Новый хозяин имущества должен обратиться в территориальное отделение единого Росреестра и зарегистрировать факт перехода прав на землю. Только после получения выписки из ЕГРН лицо становится официальным владельцем объекта недвижимости.

Сотрудник проконсультирует вас по интересующему вопросу и сообщит, какой список документации требуется для оформления сделки (при необходимости).

Советуем материал: Присвоение адреса земельному участку.

Минусы и плюсы такой формы собственности

Граждане, имеющие во владении частное строение (жилой дом или дачу), часто задумываются о приватизации земельного участка под постройкой.

Однако публичная форма собственности обладает как преимуществами, так и существенными недостатками, с которыми рекомендуется ознакомиться перед принятием окончательного решения о переводе земли в частное владение.

Плюсы публичной формы

К положительным чертам такой формы собственности относят:

  • отсутствие необходимости оплачивать обязательный налоговый сбор на объект недвижимости (после получения прав на участок гражданин становится полноценным налогоплательщиком, арендаторы освобождаются от оплаты налога);
  • защита от мошенников (недоброжелатели способны получить права на землю, находящуюся в собственности гражданина, путём обмана или введения лица в заблуждение).

Кроме этого, если речь идёт о квартире или доме, находящемся во владении государственных либо муниципальных властей, приватизация объекта будет означать потерю некоторых привилегий.

  • Во-первых, лица, проживающие в муниципальном жилье, вправе претендовать на улучшение жилищных условий. Если квартира не соответствует тем или иным нормам, гражданин может получить более просторное жилое помещение, отвечающее его требованиям.
  • Во-вторых, если жилое помещение будет серьёзно повреждено в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, государство и муниципалитет обязуются предоставить гражданину новое жильё.

Минусы публичной формы

Граждане, арендующие участок или жилое помещение, находящиеся во владении муниципалитета либо государственных властей, могут столкнуться с двумя существенными недостатками такой формы собственности.

  • Во-первых, лицо, арендующее землю или проживающее в квартире по договору социального найма, не имеет прав на данные объекты недвижимости. Иными словами, гражданин не сможет полноценно распоряжаться и владеть этим имуществом (подарить, завещать, обменять, оставить под залог и т. д.). Для получения прав на объект необходимо его приватизировать или выкупить у государства либо местных властей.
  • Во-вторых, в любой момент гражданин может быть выселен из муниципальной квартиры или лишиться участка, не находящегося в его владении. Чаще всего это невозможно без наличия существенной причины (например, при нарушении арендаторами норм законодательства или условий заключённого ранее договора).

Прежде чем решить, нужно ли вам приватизировать земельный участок или жилое помещение, взвесьте все «за» и «против» данной процедуры, а также определите возможные последствия, которые ожидают вас после регистрации перехода прав в Росреестре.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 350-80-69 (Москва)
+7 (812) 309-75-13 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно !

Источник: https://metrtop.ru/zemlya/publichnaya-forma-sobstvennosti/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.