Образование лесного участка

Проектная документация лесного участка. Оформление земли

Образование лесного участка

Земли лесного фонда являются одними из самых распространённых в России, что вызывает интерес к их эксплуатации. Однако, для того, чтобы получить полную возможность эксплуатации, такой участок должен быть оформлен надлежащим образом в один из вариантов владения или пользования.

Варианты использования лесных участков по закону

Лесной Кодекс РФ является основным нормативным актом, осуществляющим регулирование вопросов, связанных с оборотом земель лесного фонда. В статье 7 этого нормативного акта содержится определение того, что следует считать лесным участком.

Согласно положениям этой нормы лесным участком (территорией) признаётся земельный участок, который был сформирован на территории лесничества и лесопарка и отвечает требованиям действующего земельного и лесного законодательства.

Статьи 8 и 9 Кодекса говорят о том, какими способами может быть осуществлено оформление права использования такого участка:

  • Лесной участок может быть оформлен в собственность (при наличии соответствия требованиям действующего законодательства);
  • Участок леса может быть взят в аренду;
  • Получен в постоянное бессрочное пользование;
  • На участок леса может быть оформлен сервитут или установлено иное обременение в соответствии с действующим законодательством.

Оформление в собственность

На все земли, относимые к лесному фонду, независимо от того, относятся они к собственно лесным (то есть покрыты растительностью лесного типа или предназначены для восстановления такой растительности) или к нелесным, распространяется право собственности федерального уровня.

Соответственно, все вопросы, связанные с эксплуатацией такого участка, решаются на уровне Правительства Российской Федерации.

Для того, чтобы оформить участок в собственность, получив его из федерального владения, необходимо предпринять ряд крупных шагов, главным из которых станет перевод выбранного участка из категории лесного фонда в иные категории, например, сельского хозяйства или особо охраняемых территорий.

Процедура оформления в таком случае будет выглядеть следующим образом:

  • Подача ходатайства заинтересованным лицом в Правительство в лице его уполномоченных подразделений о переводе конкретного участка из лесного фонда в другую категорию. Сопровождаться такое ходатайство должно пакетом документов, главным условием составления которого станет подтверждение легитимности действий заявителя и обоснованность выдвигаемого требования. Подтверждение последнего требуется выполнить с особой тщательностью, так как от этого зависит вынесенное в итоге решение.
  • Обоснование просьбы о переводе должно быть подготовлено и включено не только в пакет документов, но и представлено в качестве подробного выступления на проводимых общественных слушаниях (за исключением тех случаев, когда перевод участка из лесной категории в иную осуществляется в связи с преследованием целей обеспечения безопасности государства).
  • На основании вынесенного решения в ЕГРН вносится запись об изменении категории участка.
  • После изменения категории заинтересованное лицо имеет право обратиться в уполномоченные органы для объявления конкурсной процедуры на приобретение участка в собственность. Для этого необходимо подать первичное заявление на рассмотрение возможности получения участка в собственность. В тексте документа следует указать, для каких целей его планируется использовать, а также есть ли у потенциального приобретателя какие-либо льготы, которые позволят снизить стоимость выкупаемого участка.
  • По итогам рассмотрения этого заявления представителем уполномоченного органа по распределению государственного и муниципального имущества выносится решение о возможности или невозможности передачи участка в собственность. После получения решения на руки потенциальный покупатель проводит мероприятия по оформлению кадастровых документов и выполнению межевания участка. Полученные документы прикладываются к основному заявлению, на основании которого будет объявлена конкурсная процедура на приобретение участка.
  • Аукцион или конкурс на право выкупа участка проводится в открытой форме, то есть принять участие в нем может любой желающий. Заключение договора купли-продажи будет осуществлено с победителем торгов в течение тридцати дней с момента подписания итогового протокола. Если победитель уклоняется от подписания договора, право выкупа передаётся участнику, занявшему второе место.

Таким образом, оформление участка, принадлежащего лесному фонду, в собственность, возможно только после того, как будет изменена его категория.

После этого процедура выглядит аналогично выкупу из федеральной или муниципальной собственности земельных участков других категорий, например, сельхозназначения.

Безвозмездное пользование

Предоставление лесных участков в безвозмездное пользование может быть осуществлено в соотвествии со статьёй 71 Лесного Кодекса РФ.

В соответствии с положениями этой статьи лесной участок может быть предоставлен гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование.

Гражданам земельный участок предоставляется в аренду или безвозмездное срочное пользование, юридическим лицам – в аренду, постоянное бессрочное пользование или безвозмездное срочное.

Предоставлены могут быть в безвозмездное пользование те участки, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности.

Решение о предоставлении участка в такой вид пользования принимают уполномоченные на распоряжение государственным и муниципальным имуществом органы.

Лесной Кодекс даёт разъяснения о том, на какой срок могут быть предоставлены участки в тот или иной вариант пользования, а также для каких целей может быть предоставлен участок:

  • Для муниципальных и казенных учреждений, центров исторического развития и сохранения наследия президентов, если они прекратили своё действие, то участок предоставляется на срок не более одного года;
  • С юридическими лицами и иного рода организациями, которые выступают исполнителями по государственному или муниципальному контракту, если целью заключения такого контракта выступает строительство объекта недвижимости, на срок ведения такого строительства до момента принятия специальной комиссией построенного объекта;
  • Религиозным организациям, если предоставление им участка входит в один из способов реализации целей отправления религиозного культа;
  • Физическим лицам, обладающим статусом гражданина РФ, если предоставление участка им в пользование предусмотрено данным нормативным актом.

Предоставление лесных участков может быть осуществлено только для определенных видов пользования:

  • Если граждане будут вести на территории предоставленного участка сельское хозяйство в своих интересах;
  • Лес планируется использовать для строительства и эксплуатации водохранилищ и различных гидротехнических объектов иного характера;
  • На данном участке леса планируется строительство линейного объекта или реконструкция существующего;
  • Лес будет использован религиозными организациями для отправления своего культа с помощью возведённых на его территории религиозных объектов.

Однако глава 6 Лесного Кодекса, которая осуществляет регулирование процедуры передачи участков в пользование гражданам и юридическим лицам, не содержит подробной регламентации процедуры того, каким именно образом должна осуществляться передача такого участка в пользование.

Как правило, такая процедура осуществляется на основании проведения торгов на право заключение договора аренды или постоянного бессрочного пользования.

Алгоритм действий в этом случае будет стандартным.

Сервитут

Сервитут или ограниченное пользование лесными участками устанавливается в соответствии со статьями Гражданского и Земельного Кодексов Российской Федерации.

Эти нормативные акты говорят о том, что лесной сервитут может быть установлен на лесные участки, а также на участки земель сельхозназначения, если они заняты лесной растительностью.

Лесной сервитут может быть двух видов: частный и публичный. То, какой именно сервитут будет установлен, определяется механизмом его установления, а также целями формирования такого обременения.

Так, если сервитут устанавливается специально принятым для этого нормативным актом уполномоченного государственного органа и в целях обеспечения достижения интересов государства, то такое обременение будет считаться публичным.

В остальных случаях установленный сервитут будет являться частным.

В зависимости от того, каким образом установлен сервитут, будет зависеть возможность установления платы за использование земли с наложенным обременением.

Если сервитут частный, владелец участка может самостоятельно установить стоимость за его использование по своему усмотрению. Если публичный, то размер платы за наложенное обременение устанавливается в соответствии со специально проведёнными расчетами.

Установление сервитута на лесные участки может быть осуществлено в следующих целях:

  • Если необходимо организовать проход и проезд через участок леса, и возможно это осуществить только с помощью наложения сервитута;
  • Лесные ресурсы будут эксплуатироваться юридическими и физлицами для достижения коммерческих целей в своих интересах;
  • На лесном участке расположены линейные объекты, к которым должен был обеспечен доступ;
  • На данном участке будет осуществляться пчеловодство.

Проектирование лесного участка

Проектирование лесных участков входит в процесс создания земельного участка, который будет передан в пользование или собственность.

На этом этапе происходит формирование границ участка, определение его территориального расположения и основных характеристик, которые в будущем могут помочь изменить, при необходимости, категорию участка для оформления в собственность, либо для передачи в одну из разрешённых форм пользования.

Проект участка составляется в виде документа, содержащего такие разделы:

  • Наименование населенного пункта или муниципалитета, в котором происходило создание данного проекта;
  • Перечисление уполномоченных лиц, ответственных за подготовку документов;
  • Описание целей проектирования участка, а также того, в какой именно части осуществлялось такое проектирование (описание границ, площади, места расположения и т.д.);
  • Характеристики участка с его качественных и климатических позиций;
  • Описание имеющихся насаждений и их площади;
  • Проект мероприятий по восстановлению насаждений в том случае, если они по каким-то причинам пострадали;
  • Данные об участии в эксплуатации участка третьих лиц;
  • Сведения о том, кто подписывает проект и несёт ответственность за достоверность указанных в нем сведений.

Проектирование лесных участков входит в перечень мероприятий по передаче участков, которые будут передаваться в собственность или безвозмездное пользование.

Оформить в собственность участок леса можно только в том случае, если он будет переведён в другую категорию. Однако в пользование в различных вариантах он может быть передан без изменения категории.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/kategorii/lesnoj-uchastok.html

Рослесхоза от 06.09.2017 N АВ-03-54/12668

Образование лесного участка

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

ПИСЬМО

от 6 сентября 2017 г. N АВ-03-54/12668

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ

ЧАСТЕЙ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ В ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО ГЕОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ НЕДР,

РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ,

РАЗМЕЩЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ И СООРУЖЕНИЙ,

ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИХ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ

Федеральное агентство лесного хозяйства, учитывая многочисленные обращения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений по вопросам образования и предоставления лесных участков и (или) их частей для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса объектом земельных правоотношений являются в том числе части земельных участков.

Федеральным законом от 29 июля 2017 г.

N 280-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель” (далее – Федеральный закон N 280-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации”, предусматривающие предоставление юридическим лицам в пользование частей лесного участка в составе земель лесного фонда в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, в порядке, установленном для предоставления лесных участков.

Вопросы предоставления лесных участков в целях использования лесов для указанных целей урегулированы статьями 9, 21, 25, 43, 46 Лесного кодекса.

Частью 2 статьи 43 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 указанной статьи. Предоставление лесных участков в аренду для указанных целей осуществляется без проведения торгов (пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса).

Частью 2 статьи 45 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 данного Кодекса для строительства линейных объектов.

Лесные участки, на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3 статьи 45 Лесного кодекса).

С учетом положений Лесного кодекса и Земельного кодекса предоставление юридическим лицам лесных участков из состава земель лесного фонда для размещения линейных объектов может осуществляться в постоянное (бессрочное) пользование (статьи 9 и 45 Лесного кодекса, подпункты 2 – 4 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса); в аренду без проведения торгов (статьи 9 и 45, пункт 1 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса); в безвозмездное пользование (статьи 9 и 45 Лесного кодекса, подпункты 1 и 5 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса).

В соответствии с земельным законодательством образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности, для предоставления в пользование осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков.

Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения. При этом согласно части 12.

3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда.

Таким образом, образование части лесного участка для предоставления в пользование в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, для постановки на государственный кадастровый учет осуществляется на основании как проектной документации лесных участков, так и утвержденного проекта межевания территории для линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Следует учитывать, что образование части лесного участка влечет ограничение права (например, права аренды лесного участка при многоцелевом использовании лесов) или обременение такого лесного участка и не является образованием нового объекта недвижимости.

Учитывая изложенное, необходимо также отметить, что требования, предусмотренные статьей 11.2 Земельного кодекса, в части согласования образования земельных участков землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков при образовании частей лесного участка не применяются.

Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон о регистрации).

Допускается осуществление государственного кадастрового учета части лесного участка в составе земель лесного фонда в целях предоставления ее в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их составной частью, без одновременной государственной регистрации обременения лесного участка. Государственная регистрация обременения лесного участка в указанных случаях осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о регистрации.

Следует учитывать, что положениями Федерального закона N 280-ФЗ установлено основание предоставления частей лесных участков в аренду сроком до одного года без осуществления их государственного кадастрового учета.

В указанном случае определение местоположения части лесного участка осуществляется в соответствии с прилагаемой к договору аренды схемой расположения части лесного участка, составленной на основании проектной документации лесного участка либо проекта межевания территории.

Сведения о таких частях лесных участков следует учитывать в форме N 7-ГЛР, утвержденной приказом Минприроды России от 6 октября 2016 г., с указанием местоположения и списка координат их границ, определяемых на основании документов об образовании частей лесного участка.

Юридические лица, которым части лесных участков предоставляются в пользование, осуществляют самостоятельно деятельность, связанную с использованием лесов, с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации при использовании лесных участков, включая подготовку проекта освоения лесов, подачу декларации об использовании лесов, подготовку отчета об использовании лесов и рубку лесных насаждений применительно к принадлежащим им частям лесных участков.

Учитывая изложенное и принимая во внимание необходимость обеспечения многоцелевого, рационального использования лесов, Рослесхоз рекомендует для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, предоставление юридическим лицам лесных участков из состава земель лесного фонда осуществлять с учетом изменений законодательства, в том числе на основании договора аренды части лесного участка.

Заместитель руководителя

А.О.ВИНОКУРОВА

Источник: https://legalacts.ru/doc/pismo-rosleskhoza-ot-06092017-n-av-03-5412668-o-predostavlenii-chastei/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.