Основания приватизации земельных участков

Содержание

Приватизация земли под частным домом

Основания приватизации земельных участков

Просмотров 2883

Частный дом строится на земельном участке, который может принадлежать либо владельцу строения, либо государству в лице муниципалитета.

Получается, что хозяин оказывается в своем доме на чужой земле: он пользуется участком с властями на основании определенного договора, то есть может владеть землею и распоряжаться ею.

Выход в этой ситуации один – вывести землю из муниципального владения во владение физического лица (приватизация).

Приватизация – это процесс преобразования собственности. Одна сторона (физлицо) получает или покупает у другой стороны (государство) определенную собственность – в нашем случае земельный надел.

Одна из сторон обязательно должна быть организацией, даже если речь идет о муниципалитете. Земля под частным домом переходит в руки его собственника совершенно бесплатно.

Данная процедура налажена, не предполагает проволочек, доступна даже иностранцам.

Без процедуры приватизации земельного участка обойтись нельзя: Вы пользуетесь наделом бессрочно на основе договора с государством или арендуете его.

На этом основании будьте готовы к тому, что местный муниципалитет в любую минуту изымет свою собственность под государственные нужды. Окажется, что именно через Ваши домовладения будет проходить газопровод, федеральная трасса или железная дорога.

Бывали прецеденты, когда государство объявляло неприватизированную землю природоохранной зоной (заповедником).

Приватизация дает возможность владельцу не только пользоваться своим имуществом (землей), но и распоряжаться по своему усмотрению – продать вместе с домом, сдавать, менять, делить на части.

Помните, что выбор за Вами, но отказ от приватизации повлечет за собой множество проблем правового и имущественного характера: Вы захотите продать землю, подарить ее или поделить ее между наследниками и столкнетесь с бюрократическими препятствиями.

Механизмов перехода земли в частную собственность не так уж много. Помимо приватизации это:

  • Получение в дар.
  • Получение в наследство.
  • Покупка у лица, своевременно оформившего приватизацию.

Государство лояльно относится к желанию своих граждан приватизировать землю. Дачная амнистия, действие которой закончилось 1 марта 2018 года, предполагала бесплатную землю под частный дом изначально.

Бывают ситуация, когда бесплатный переход участка домовладельцу невозможен по определенным причинам – надел приходится выкупать по кадастровой стоимости.

Это достаточно редкое явление, и перед оформлением сделки рекомендуется посоветоваться с адвокатом.

Владелец дома обязан иметь законные права на саму жилую постройку – свидетельство права собственности или договор купли-продажи. Иначе муниципалитет затребует освободить участок, а вместе с ним – и частный дом. Чиновники частично компенсируют владельцу стоимость коттеджа, но основную сумму потраченных денег хозяин потеряет.

Что касается бесплатных оснований перехода земли физическому лицу – их несколько, и они строго регламентированы государством:

  1. Хозяин оформил договор аренды или бессрочного пользования с государством.
  2. Надел изначально выдался под ИЖС и ЛПХ.
  3. На земельный надел распространяется «дачная амнистия».
  4. Льготы собственника дома как ветерана ВОВ, сироты, малоимущего, «чернобыльца», члена многодетной семьи и т.д.
  5. Земля является частью садоводческого товарищества, огородничества, дачного кооператива.
  6. Дом является собственностью с 1991 года и ранее. Если документы оформлены позже – земля выкупается согласно кадастровой стоимости.

Вот список документов, на которые можно ссылаться, оформляя бесплатную регистрацию земли:

  1. Земельный Кодекс РФ.
  2. ФЗ 178, который регулирует все приватизационные процессы.
  3. ФЗ-93, получивший название «Дачная амнистия». Процедура в этом случае упрощена.
  4. Законодательный акт, посвященный государственной регистрации жилой недвижимости – ФЗ-218.

Данный перечень может варьироваться и дополняться юристом. Квалифицированный специалист в курсе всех изменений действующего законодательства, он использует эти знания на практике.

Если чиновники муниципалитета отказали Вам в приватизации земли – убедитесь, что Вы не попали в одну из этих ситуаций:

  • Земля не является собственность муниципалитета. Надел мог быть выведен из оборота и отдан ФСБ, военным для решения их внутренних задач, в приграничную зону или для резервирования. Сюда же относятся места хранения ядерных отходов.
  • Владелец занялся приватизацией участка повторно. В этой ситуации достаточно просто переоформить собственность: найти свой надел в кадастровом учете, в специальном реестре, восстановить кадастровый номер и получить на руки соответствующий документ.
  • Отсутствие важных документов, устанавливающих право.
  • Земли являются частью природоохранной зоны (заповедником), парковой зоной, местом общественного пользования (часть пляжа), лесным фондом, водным фондом, санитарной зоной, культурным наследием.

Обычно чиновники оформляют отказ письменно и объясняют причину. Необоснованный отказ можно обжаловать судебно, а документ с обоснованиями отдать на анализ квалифицированному юристу.

Если Ваш случай не попадает под «дачную амнистию» – приватизировать землю в административном порядке будет достаточно долго. Необходимо сразу определиться с последовательностью действий, а именно:

  1. Сбор пакета документов. Они подтверждают законность действий владельца дома и принадлежность жилого фонда заявителю.
  2. Написание заявления по букве закона. Иск относится в местную администрацию, поскольку именно она – законный владелец земли. В составлении иска должны принимать участие все участники приватизации, интересы малолетних детей до 14 лет в этом случае защищают родители (опекуны). Подростки 14 лет и старше пишут заявление под присмотром взрослых.
  3. Подготовка кадастровых данных, документов на межевание. Кадастровый паспорт должен иметь каждый участок земли, его оформление невозможно без подписи геодезистов и открытия межевого дела. Геодезическая компания должна иметь лицензию на проведение данного рода деятельности, квалифицированных специалистов, техническую базу для проведения межи.
  4. Землеустроительные работы, геодезическая съемка. Помните, что самостоятельно сделать замеры Вы не сможете, к тому же у Вас нет на это законных прав.
  5. Заключение договора с государственными чиновниками. Соглашение подписывает администрация с одной стороны и собственник (и) – с другой. В договоре прописывается не только реальный размер надела, но и доля каждого владельца, назначение земельного участка, некоторые его характеристики, расположение.
  6. Регистрация собственности на землю в Росреестре. Представители этого компетентного органа тщательно изучают документы и после этого, если проблем не возникает, закрепляют землю за частным лицом. Росреестр обязан выдать собственнику на руки выписку из ЕГРП и свидетельство.

Примерные расходы, перечень которых может меняться:

  • Услуги геодезистов – 10 000 рублей и выше в зависимости от области страны.
  • Выписки из ЕГРН – 300 рублей.
  • Нотариальные услуги, стоимость которых зависит от многих факторов.

Когда речь идет о пакете документов, прилагаемых к заявлению, подразумеваются:

  1. Паспортные и анкетные данные соискателя приватизации и его совладельцев. Может потребоваться оригинал и ксерокопии некоторых разворотов.
  2. ИНН.
  3. Адрес частного дома, расположенного на участке.
  4. Документы, устанавливающие право собственности – договор на бессрочное пользование или предоставление земли под ИЖС, арендное соглашение, Справка о наследовании, дарственная.
  5. Кадастровый план земельного участка. У данного документа есть срок давности – год и менее.
  6. Технический паспорт на дом.
  7. Выписка из ЕГРН.
  8. Корешок о неучастии в приватизации до этого.
  9. Справка из земельного комитета о нормативной стоимости участка.
  10. Документ из ФСН о размере надела и земельном налоге.

Перечень может варьироваться.

Строительство дуплексов (домов на две семьи с входами с разных сторон) – распространенное явление. Несколькими семьями нередко заселены старые частные дома.

Основное условие для приватизации в этом случае – согласие всех владельцев, а их может быть два и более. Никто не должен чинить препятствий процессу приватизации, в противном случае инициатор обращается в суд.

В случае положительного решения земля переходит истцу и без согласия ответчика.

Без участия суда приватизация занимает 3-4 месяца, если кто-то из совладельцев обратился в суд – процесс может затянуться на полгода. Как закрепить за собой право собственности на землю, чтобы завещать или подарить ее детям – решать Вам, но не лишним будет заручиться помощью юриста.

Иногда выгоднее оставить участок на балансе государства и жить в собственном доме, но это подходит далеко не всем. У профессионального адвоката есть высшее юридическое образование, доскональное знание земельного Кодекса, опыт общения с чиновниками администраций, Росреестра, совладельцами земельных участков.

Проконсультируйтесь перед принятием важного решения!

Внимание!

  • Учитывая частые изменения в законах, информация на сайте может устаревать быстрее, чем мы успеваем обновлять ее.
  • Каждый случай индивидуален и зависит от множества различных факторов. Базовая информация не дает гарантии решения именно Вашего вопроса.

Вы можете круглосуточно и бесплатно спросить наших консультантов!

  Заполните специальную форму внизу или напишите в онлайн чат

  Позвоните по телефону горячей линии:

Для жителей Москвы и Московской области – +7 (495) 128-31-35

Просмотров 2883

Источник: https://www.pravovik24.ru/blog/zemelnye-voprosy/privatizatsiya-zemli-pod-chastnym-domom/

Приватизация земельных участков гражданами

Основания приватизации земельных участков

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

https://www.youtube.com/watch?v=QtwWSJla2FU

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch?v=ynuBS58TE2E

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/6/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Приватизация земельных участков

Основания приватизации земельных участков

Что такое приватизация земельных участков

Одним из оснований приобретения права собственности на земельный участок является приватизация.

Приватизация земельных участков представляет собой передачу государственными или муниципальными образованиями принадлежащего им имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).

В результате приватизации, граждане и юридические лица приобретают право собственности на земельные участки, которые были ранее им предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.

Приватизация земельных участков осуществляется на основании различных нормативных актов, которые применяются в зависимости от того, какое именно имущество подлежит приватизации.Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем строений (объектов недвижимости).

В Земельном кодексе РФ термин «приватизация» используется только в некоторых статьях. Например, в статьях о земельном участке, на котором расположены объекты недвижимости, особо охраняемых природных территориях и сельскохозяйственных угодьях (ч. 1 ст. 36, п. 5 ст. 79, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, а также ч. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Правовые основания приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и других нормативных актов.

Нормы Земельного кодекса и ФЗ № 178–ФЗ применяются также в случаях, когда производится приватизация земельных участков под строениями (объектами недвижимого имущества).

Приватизация не застроенных (свободных) земельных участков осуществляется в соответствии со статьями Земельного кодекса РФ. В определенных случаях, применяются Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также другие нормативные акты.

Основные нормативные акты, позволяющие приватизацию земельного участка

Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись:1. Указ Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»,2. Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г.

№ 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для осуществления предпринимательской деятельности»,3.

Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535,4. Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г.

№ 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»,

5. Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами».

С 27 апреля 2002 года приватизация земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы, осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, осуществляется с 1991 года бесплатно, а также в форме выкупа или проведения торгов.

Какие земельные участки не могут быть приватизированы

Приватизации, в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», не подлежат земельные участки в составе земель:– лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;– зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;– общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, сады и др.);– транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах, а также отведенные для их развития, если иное не предусмотрено федеральным законом;

– зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Данный перечень земельных участков, которые не подлежат приватизации, не является исчерпывающим.В соответствии со статьями 129 и 209 Гражданского кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в той мере, в которой он допускается земельным законодательством.

Если в иных федеральных законах содержится запрет на передачу земельных участков в частную собственность, то это свидетельствует и о запрете на приватизацию земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.Например, как указано в п. 12 ст.

85 Земельного кодекса РФ могут включаться в состав различных территориальных зон земель населенных пунктов и не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.

Приватизации не подлежат также земельные участки, которые были изъяты из оборота, и земельные участки, ограниченные в обороте, если федеральными законами не установлено иное.

Способы приватизации земельных участков

Способы приватизации земельных участков перечислены в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В соответствии с данной нормой приватизация земельных участков может производиться путем продажи их на аукционе или конкурсе, продажи посредством публичного предложения или без объявления цены, путем внесения земельного участка в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, а также в качестве способа приватизации земельных участков собственниками объектов недвижимости следует признать выкуп соответствующих земельных участков.Особенности отчуждения земельных участков определены в ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их ис¬пользования, за исключением следующих случаев:– отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота;– отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка.В последнем случае с покупателями частей зданий, строений, сооружений, расположенных на неделимом земельном участке, заключаются договоры аренды этого участка со множественностью лиц на стороне арендатора. После приватизации всех частей зданий, строений, сооружений, расположенных на таком земельном участке, собственники этих объектов недвижимости вправе одновременно приобрести (приватизировать) земельные участки в общую долевую собственность.

Размер доли в праве собственности на земельный участок будет определяться пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения, сооружения.

Приватизация земельных участков, ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения осуществляется бесплатно.

Жмурко Светлана Евгеньевна, адвокат Адвокатской конторы № 119 МКА г. Москвы, запись на прием по телефону: 8(495) 998-58-08

Внимание! Копирование материалов с этого сайта разрешено только при условии указания гиперссылки на https://www.ya-advokat.ru/

Последние публикации в прессе (Все публикации)

Источник: https://ya-advokat.ru/zemlya-i-stroitelstvoprivatizaciya-zemelnyh-uchastkov/

Основания приватизации земельного участка – в 2020 году, в том числе для бесплатной

Основания приватизации земельных участков

Оформление земельных участков в частную собственность предусматривает огромнейшее количество различных особенностей, которые приходится учитывать обычным гражданам.

Таким образом, нужно понять, какие существуют основания приватизации земельного участка и как вообще должна проводиться такая процедура в 2020 году.

Что это такое

Любые приватизационные процессы предусматривают безвозмездную передачу права собственности на недвижимое имущество гражданам.

Предоставление права собственности на земельные участки гражданам может осуществляться по отношению к тем объектам, которые напрямую указаны в действующем законодательстве, а для получения этой возможности человек должен соответствовать установленным требованиям программы.

Бесплатная передача земельных участков в частную собственность физических лиц прописана Земельным кодексом. В частности, в статье 39.1 говорится о том, что одним из ключевых оснований для передачи недвижимости является решение, принятое территориальными органами власти о выделении различных территорий на безвозмездной основе.

Статья 39.1. Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель в государственной собственности

Более конкретный перечень ситуаций, предусматривающих возможность передачи государственного имущества в частную собственность, прописан в статье 39.5 Земельного кодекса, и выглядит следующим образом:

Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Если гражданин соответствует одному из указанных условий, ему предоставляется возможность подавать заявление в территориальное отделение органа власти для оформления права собственности на землю.

Ключевым условием в данном случае является целевое предназначение переоформляемой территории.

И на момент обращения за приватизацией гражданам нужно будет обязательно подтвердить тот факт, что земельный участок использовался в соответствии с его прямым назначением.

Образец заявления о приватизации земельного участка

Нормативная база

Ключевыми нормативными актами, которыми регулируется процедура приватизации земельных участков, являются:

  • Указ Президента №301, вынесенный 25 марта 1992 года;
  • Указ Президента №631, вынесенный 14 июня 1992 года;
  • Ключевые положения государственной программы, в соответствии с которой осуществляется приватизация предприятий, указанные в Указе Президента №1535, изданном 22 июля 1994 года;
  • Указ Президента №198, принятый 14 февраля 1996 года;
  • Указ Президента №485, принятый 16 мая 1997 года.

Начиная с 27 апреля 2002 года, процедура передачи земельных участков в частную собственность осуществляется в полном соответствии с нормами Федерального закона «О приватизации…».

Основания для приватизации земельного участка

Бесплатная приватизация земельных участков предоставляется гражданам, которые владели указанной территорией на законных основаниях или имели какую-либо частную недвижимость на указанном участке.

В процессе оформления на себя частного дома проведение бесплатной процедуры осуществляется в ускоренном режиме, а если отсутствует соответствующая документация, используется административный режим.

Право на безвозмездное приобретение в частную собственность недвижимого имущества предоставляется также и другим категориям лиц, включая Героев России и СССР, военнослужащих, сирот, ветеранов и других граждан, имеющих право на получение соответствующих социальных гарантий.

Образец кадастрового паспорта на земельный участок:

Для бесплатного получения земли в собственность

В соответствии с действующим законодательством бесплатное получение земельного участка предусматривается в одном из следующих случаев:

  • человек распоряжается недвижимостью на протяжении более пяти лет;
  • истек пятилетний срок с момента предоставления указанного имущества в пользование гражданина для ведения подсобного хозяйства или частного строительства, и при этом на протяжении указанного промежутка времени человек использовал земельный участок в полном соответствии с его предназначением;
  • у землевладельца есть более трех несовершеннолетних детей, проживающих вместе с ним;
  • в ситуациях, предусмотренных действующим федеральным законодательством и отдельными законами субъектов для определенных категорий лиц;
  • на основании норм федерального законодательства в плане передачи земельных участков, расположенных в границах отдельных субъектов, находящихся на территории Дальневосточного федерального округа.

Как происходит процедура

Передача недвижимости в частную собственность осуществляется в полном соответствии с нормами, установленными действующим законодательством, и выглядит следующим образом:

Собрать полный перечень необходимых документовПри этом нужно учитывать, что в каждом отдельном случае должен приниматься тип передаваемой недвижимости, а также перечень оснований, которые сподвигли заинтересованное лицо к обращению в государственные органы.Скачать образец заявления на приватизацию участка
Подача документов в территориальное управление Росреестра или муниципального органаВсю подготовленную документацию нужно крайне тщательно проверить на предмет наличия каких-либо расхождений в указанных датах, а также всевозможных опечаток или ошибок. В соответствии с установленным регламентом срок рассмотрения документов составляет не более одного месяца.
Оформление на кадастровый учетДанная процедура требуется только в том случае, если приватизируемый земельный участок не имеет четко определенных границ или же приватизируемая территория будет оформляться с уточнением границ. Сразу стоит отметить тот факт, что уточнение в данном случае будет осуществляться за собственные деньги заявителем посредством оформления договора подряда с уполномоченным кадастровым инженером.
Выносится решение уполномоченным государственным органомЕсли границы участка заранее известны, и он был оформлен соответствующим образом на кадастровый учет, вследствие чего человек получил на руки кадастровый паспорт и выписку из государственного реестра, можно подавать обращение в местный муниципалитет для того, чтобы получить решение о выделении указанной территории в частную собственность на безвозмездной основе. Именно решение муниципального органа, составленное в письменном виде и заверенное соответствующим образом, будет представлять собой юридическое основание для регистрации прав собственности.
Регистрация прав собственностиВ территориальное отделение Росреестра подается полный перечень необходимых бумаг.

Необходимые документы

При обращении в государственные органы нужно будет предоставить следующий перечень бумаг:

  • гражданский паспорт;
  • документ, которым подтверждается законность использования указанного земельного участка;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • документы, подтверждающие наличие права собственности на указанную недвижимость, расположенную на приватизируемом земельном участке;
  • кадастровый и технический паспорта на дом;
  • выписка, сделанная из государственного реестра прав недвижимости;
  • план участка и кадастровый паспорт;
  • справка, полученная в земельном комитете, устанавливающая точную нормативную стоимость участка;
  • справка, полученная из Налоговой службы, устанавливающая точный размер участка, а также сумму начисляемого земельного налога.

Скачать бланк заявления в администрацию о предоставлении земельного участка

Когда возможен отказ

Получить отказ в приватизации какой-либо территории можно только в том случае, если:

  • территория была зарезервирована для реализации каких-либо государственных нужд или же изъята из обращения;
  • запрещается приватизировать данную территорию в соответствии с нормами, указанными в статье 28 Федерального закона №178;
  • земельный участок находится на берегу какого-либо водоема общего пользования;
  • земля относится к наделам общего пользования.

Стоит отметить тот факт, что заявитель в обязательном порядке должен получить вынесенное решение об отказе в письменной форме, причем уполномоченные сотрудники муниципальных органов должны мотивировать такое решение соответствующими положениями, прописанными в федеральном законодательстве, а не какими-либо региональными нормативными актами.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/osnovanija-dlja-privatizacii-zemelnogo-uchastka/

Приватизация земельного участка под частным домом в 2020 году

Основания приватизации земельных участков

Нередко встречается ситуация, когда земля под частным домом не оформлена как собственность владельцем жилья. В таком случае его сложно назвать полноценным хозяином недвижимости, так как он пользуется участком, принадлежащим местным властям.

Для устранения подобной ситуации действующее законодательство допускает возможность бесплатно приватизировать земельный участок под жилым домом.

Она введена достаточно давно и доступна любому российскому гражданину.

Основания и процедура бесплатной приватизации, необходимые для этого документы, а также другие вопросы, связанные с оформлением земли в собственность, подробно рассматриваются в статье.

Необходимость приватизации

Отсутствие оформленного права собственности на землю под домом заметно ограничивает возможности для продажи, обмена, сдачи в аренду или совершения других сделок с жильем.

Дело в том, что далеко не каждого потенциального покупателя или арендатора устроит участок, который не принадлежит владельцу дома, а находится в его распоряжении на основании каких-либо других прав, например, аренды или бессрочного пользования.

Еще одним важным моментом становится неоднозначность трактовки действующим законодательством. Последнее воспринимает дом и землю под ним как единый объект недвижимости. Отсутствие права собственности на участок означает нарушение этого принципа.

В то же время необходимо отметить, что рассматриваемое мероприятия не относится к обязательным. Владелец жилья самостоятельно решает, воспользоваться правом на приватизацию земельного участка под домом или нет. Положительный ответ на этот вопрос позволяет получить полный контроль над объектом недвижимости и распоряжаться им по своему усмотрению.

Правовое регулирование вопроса

Порядок приватизации земельных участков, находящихся под частными домами, регламентируется несколькими федеральными законодательными актами. В качестве базовых можно выделить четыре из них:

  • Земельный кодекс РФ. Принят после подписания №136-ФЗ, датированного 25 октября 2001 года. Актуальная редакция введена в действие 28 августа 2020 года;
  • №178-ФЗ (датируется 21 декабря 2001 года). Определяет правила проведения приватизации на территории РФ. Сегодня действует версия Федерального закона от 31 июля 2020 года;
  • №93-ФЗ (датируется 30 июня 2006 года). Устанавливается порядок дачной амнистии;
  • №218-ФЗ (датируется 13 июля 2015 года). Регламентируется процедуру госрегистрации объектов недвижимости. Актуальный вариант ФЗ также принят 31 июля 2020 года.

Основания для бесплатной приватизации

Законодательство предусматривает два возможных варианта оформления прав собственности на земельный участок. Менее выгодным для будущего владельца становится выкуп земли, который осуществляется по кадастровой стоимости.

Основанием для запуска второго варианта – бесплатной приватизации – выступают:

  • заключенный с муниципалитетом арендный договор или соглашение о бессрочном пользовании землей;
  • выделение участка под один из двух видов разрешенного использования — ЛПХ или ИЖС;
  • участие в так называемой дачной амнистии;
  • право на получение социальных льгот от государства (для участников ВОВ, малоимущих, членов многодетных семей и т.д.);
  • владение домом до 1991 года включительно;
  • принадлежность участка к землям дачного кооператива, садоводческого товарищества или огородничества.

Данный перечень охватывает значительную часть земельных участков, находящихся под частными домами. Поэтому в большинстве случаев владелец жилья имеет право именно на бесплатную приватизацию земли.

Причины возможного отказа

Решение о возможности бесплатно приватизировать землю принимается на муниципальном уровне. В числе наиболее частых причин для отказа в проведении мероприятия необходимо отметить такие:

  • участок не принадлежит муниципалитету. Это означает, что земля выведена из оборота в резерв или передана конкретному ведомству, например, ФСБ или Минобороны;
  • приватизация проводится повторно. В подобной ситуации требуется восстановить документы на право собственности, которое были оформлены в первый раз;
  • отсутствуют необходимые документы. Перечень приводится ниже;
  • земля не подлежит отчуждению в собственность, так как относится к лесному или водному фонду, парковой или природоохранной зоне, месту общественного пользования и т.д.

Отказ в приватизации земли должен быть аргументирован. Обращение к квалифицированному юристу позволит определить его законность, а при необходимости – оспорить в суде.

Порядок приватизации

Упрощенная процедура приватизации доступна участникам дачной амнистии. В остальных случаях требуется последовательная реализации нескольких этапов, каждый из которых целесообразно рассмотреть подробнее.

Этап №1. Формирование комплекта документов

Стандартный набор документации включает в себя:

  • реквизиты паспорта будущих владельцев;
  • ИНН каждого из них;
  • правоустанавливающие документы на участок земли. К ним относятся: договор аренды или бессрочного пользования, дарственная, справа о вступлении в наследование, выделение под ИЖС и т.д.;
  • документация на землю (при наличии) – кадастровая и техническая;
  • правоустанавливающие документы на жилой дом (выписка из ЕГРН, договор купли-продажи и т.д.);
  • справка о стоимости земли по кадастровому учету;
  • документы о величине налога на землю и отсутствии задолженности по его уплате.

Этап №2. Оформление и подача заявления

Основанием для запуска процедуры приватизации становится заявление. Документ оформляется в свободной форме, но в обязательном порядке содержит несколько реквизитов, включая:

  • наименование муниципального органа, занимающегося рассмотрением вопроса;
  • ФИО заявителя;
  • его контактные данные;
  • информация об участке земли (как можно более полная);
  • ходатайство о предоставлении земли в собственности;
  • подпись с расшифровкой;
  • дата составления документа.

Бланк и образец заявления можно найти по ссылке.

Этап №3. Межевание участка

Оформлением межевых и кадастровых документов занимаются специализированные организации, в штате которых присутствуют кадастровые инженеры. К последним предъявляется ряд требований, выполнение которых обязательно для ведения профессиональной деятельности. В их числе:

  • профильное образование;
  • участие в СРО;
  • действующее удостоверение о подтверждении квалификации.

Результатом работы кадастрового инженера становится комплект документов. Он необходим для постановки объекта на учет и внесения в ЕГРН,  также для последующей госрегистрации прав собственности.

Этап №4. Подписание договора с муниципалитетом

Договор о приватизации подписывается новым и старым владельцем земли. В документе содержится исчерпывающая информация о земельном участке, включая сведения, полученные в результате межевания и выполнения кадастровых работ. Речь в данном случае идет о площади и местоположении земли, количестве владельцев и их долях, назначении участка и т.д.

Этап №5. Госрегистрация права собственности

Завершающая стадия описываемой процедуры. Предусматривает формирование и подачу комплекта документов в Росреестр. Предоставление документации осуществляется как при личном посещении территориального подразделения этого ведомства, так и путем обращения в МФЦ. Оформление права собственности подтверждается выпиской из ЕГРН.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ed65cc1b518fa3bb2db01c4/privatizaciia-zemelnogo-uchastka-pod-chastnym-domom-v-2020-godu-5f685a9e4c07ce060407ef0c

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.