Порядок приватизации земельных участков гражданами

Содержание

В каких случаях возможна бесплатная приватизация земельного участка

Порядок приватизации земельных участков гражданами

Под приватизацией понимается приобретение права собственности на недвижимость, принадлежащую государству или муниципалитету.

До недавнего времени эта возможность не была предусмотрена законом, и владеть землей можно было лишь по праву бессрочного пользования либо пожизненного наследования, которое не включало в себя возможность совершение каких-либо сделок с участком.

Право на продажу земли, сдачу в аренду и другие действия доступны после завершения приватизации. Сколько стоит приватизировать землю, зависит от способа и времени получения ее в пользование.

Виды приватизации

Приватизировать участок можно тремя способами:

  • Бесплатно, по упрощенной схеме в административном порядке. Такое возможно, если на участке расположен дом заявителя, право собственности на который было получено до принятия новой версии Земельного кодекса РФ (до января 2002 г.) и в других случаях, предусмотренных законом.
  • Подав исковое заявление в суд. Необходимость в этом возникает в случае отказа администрации в процедуре бесплатной приватизации. Обжалование возможно в течение трех месяцев после выдачи отказа.
  • Выкупив участок у государства. Чтобы определить, сколько стоит приватизировать земельный участок, нужно провести кадастровую экспертизу. Воспользоваться этим вариантом может любое лицо.

Бесплатная приватизация

Новым ЗК РФ установлен запрет на предоставление земли в бессрочное пользование или пожизненное наследование, однако лица, получившие такое право до вступления в силу нового ЗК, могут оформить право собственности безвозмездно. Такая возможность предоставляется также и некоторым другим категориям лиц. Воспользоваться правом на бесплатную приватизацию можно только один раз.

В каких случаях возможна

приватизация участка

какие документы нужны для приватизации садового участка — читайте в статье здесь

согласно зк рф право на бесплатную приватизацию земли имеют лица:

  • получившие право собственности на дом (подсобную пристройку), расположенный на участке, до 31 октября 2001 г. в результате покупки, наследования, частного строительства или других действий.
  • владеющие землей, на которой расположено жилое строение оформленное в собственность по праву:
    1. постоянного пользования (это право не передается по наследству, поэтому наследникам собственника все-таки придется выкупить участок у государства или оформить договор аренды).
    2. пожизненного наследуемого владения.
  • заключившие договор аренды на участок (для индивидуального строительства или ведения хозяйства) до 31 октября 2001 г. , то есть принятия зк рф.
  • являющиеся членами садоводческого товарищества или строительного кооператива (по «дачной амнистии»).
  • многодетным семьям, имеющим более двух детей, приобретающим участок для строительства дома (пп. 6 ст. 39.5 зк рф).
  • приобретающие участок на территории дальневосточного округа. регистрация таких земель осуществляется в особом порядке, регулируемом пп. 9 ст. 39.5 зк рф.
    1. имеющие льготы (пп. 7 ст. 39.5 зк рф):

    2. ветераны;
    3. герои ссср и рф;
    4. герои социалистического труда;
    5. лица, находящиеся на военной службе;
    6. дети-сироты.

стоимость приватизации земельного участка в 2020 году для лиц, не вошедших в список, будет зависеть от кадастровой стоимости земли.

сроки

Законодательством был установлен срок реализации права на бесплатную приватизацию до декабря 2013 г. Однако, учитывая тот факт, что большинство граждан не успело воспользоваться своим правом, срок продлевался еще дважды: до 1 марта 2015 г. и до 1 марта 2018 г.

Более подробно до какого года продлена приватизация читайте в этой статье https://realtyinfo.online/2951-privatizaciya-nedvizhemisti-do-kakogo-sroka-prodlena

Гораздо более длительный срок оформления отпущен для членов садоводческого (и подобных ему) товарищества и кооператива — до 31 декабря 2020 г. Данная льгота действует независимо от того, когда участники вступили в товарищество (кооператив). Соответствующие исправления были внесены в «дачную амнистию» 1 марта 2015 г.

Оформление

О приватизации земли

Порядок приватизации земельного участка в 2020 году описан в статье здесь

Чтобы получить право собственности на землю, нужно выполнить следующие действия:

  1. Получить согласие или отказ каждого из членов семьи в письменной форме и заверить его у нотариуса.
  2. Написать заявление в районную администрацию. Срок его рассмотрения составляет месяц.
  3. При отсутствии кадастрового паспорта провести межевание земельного участка (за свой счет) для составления плана (п. 15 ст. 39.15 ЗК РФ). Обычно это занимает не больше месяца.
  4. Получить кадастровый паспорт.
  5. Провести оценку участка, чтобы определить, сколько стоит приватизация земли (в случае с ее выкупом).
  6. Заключить договор передачи земли (при безвозмездной приватизации) или купли-продажи (если приватизация платная).
  7. Подать заявление и собранный пакет документов в Росреестр. Решение должно быть получено в течение десяти дней (п. 3 ст. 13 № 122 –ФЗ).
  8. В случае положительного ответа зарегистрировать право собственности на землю.

Если земельный комитет отказывает в выдаче договора, следует обратиться в арбитражный суд с просьбой признать его действия противоречащими законодательству.

Пошлина

Независимо от способа приватизации (бесплатного или стандартного) оформление составит некоторые обязательные, а при необходимости, и дополнительные расходы. Чтобы рассчитать, сколько стоит приватизация дома и участка, нужно также принять во внимание возможное отсутствие нужных документов.

За регистрацию права собственности на участок в Росреестре взимается пошлина.

Земли Сумма (р.)
Предназначенные для постройки частного жилого дома, ЛПХ, разведения садово-огородных культур, ИГИС350
Используемые в других целях2000

Дополнительные расходы.

Виды Сумма (р.)
Согласие каждого из членов семьи, проживающего на участке, выражается в письменном виде и заверяется нотариально1000
Если кто-либо из членов семьи против приватизации, отказ составляется в письменной форме и заверяется у нотариуса1000
При отсутствии технического паспорта проводится межевание и составляется план участка11 000
Получение паспорта в БТИСогласно тарифу, установленному администрацией
Выписка из ЕГРЮЛ200

Источник: https://realtyinfo.online/2890-stoimost-privatizatsii-zemelnogo-uchastka

Основания, способы и порядок приватизации земельного участка. Когда могут отказать?

Порядок приватизации земельных участков гражданами

Процесс приватизации в некоторых случаях вызывает сложности. Приватизацией называют процедуру оформления объектов недвижимости, земли или другого имущества в личную собственность. Приватизированный земельный участок можно продать, подарить или завещать. Поскольку законодательство в этой области постоянно меняется, появляются некоторые сложности при проведении процедуры.

Итак, рассмотрим более детально, как проходит процесс приватизации в стандартном виде, а также порядок проведения процедуры через судебный орган.

Кто может рассчитывать на бесплатную процедуру?

Согласно закону №93 приватизировать землю по упрощенной процедуре можно до 2020 года. Скорее всего, что срок будет продлен и в дальнейшем. Однако чем раньше участок будет приватизирован, тем быстрее владелец сможет полноценно им распоряжаться.

Право на бесплатную приватизацию имеют следующие граждане:

  • ветераны ВОВ, а также участники других боевых действий;
  • малоимущие лица, а также семьи со статусом «Многодетная семья»;
  • инвалиды первой и второй ступени;
  • владельцы домов, которые оформили право собственности до 25.10.2001 года (о том, что делать, если дом приватизирован, а земля нет, обязательно ли приватизировать землю под домом, читайте тут);
  • арендаторы земли, которые получили земельный участок во временное пользование (шесть и более лет назад).

Земля переоформляется в органе Росреестра по месту регистрации. Если участок является бесхозным, то сначала следует установить его статус, обратившись в органы местной администрации.

О нюансах платной и бесплатной приватизации подробно описано в этой статье.

Можно ли приватизировать ЗУ, доставшийся по наследству?

При наследстве гражданские права и обязанности наследователя переходят к его правопреемникам (наследникам). Этот момент регламентирован статьями 524—564 ГК РФ.

Завещательное распоряжение оформляется в письменной форме. В документе прописывается место и время его составления, ставится подпись и расшифровка завещателя (лично им) и отметки нотариуса.

  • Скачать бланк завещания
  • Скачать образец завещания на участок с домом

Чтобы наследство было получено, наследник должен его принять (то есть согласиться на приобретение не только прав на имущество, но и принять на себя определенные обязанности).

Поэтому наследник должен явиться в государственную нотариальную контору и направить заявление о принятии наследства по месту открытия наследства (статья 549 ГК РФ).

Для оформления земельного участка в наследство требуется два документа: акт на землю и свидетельство о праве на наследство.

Акт должен отражать данные о расположении участка, его целевого назначения, а также информацию о собственниках соседствующих участков.

Стоит отметить, что приватизировать участок можно после того, как будет завершено оформление наследства, и наследник в него вступит.

С чего начать оформление?

Процедуру необходимо начать со сбора необходимых документов. Перечень документов, которые требуются для приватизации, регламентирует Приказ Минэкономразвития РФ №1 от 12 января 2015 года.

Какие есть способы?

В статье 13 ФЗ №178 от 21 декабря 2001 года обозначены возможные способы приватизации земельных участков.

Приватизация может проводиться следующими способами:

  • путем продажи участка на аукционе;
  • путем продажи публичного предложения или без объявления цены;
  • путем внесения земельного участка в качестве вклада в уставный капитал ОАО;
  • выкуп земельного участка.

Приватизация земли, которая ранее была предоставлена во владение (на правах постоянного или бессрочного пользования) производится на бесплатной основе.

Какие документы понадобятся?

Если ранее уполномоченные органы могли потребовать дополнительные документы от заявителей, то на сегодняшний день они выполняют запросы на необходимые бумаги самостоятельно.

В 2019 году гражданам необходимо подготовить следующий пакет документов:

  1. заявление, оформленное в письменном виде для направления в органы местной администрации;
  2. решение о передачи земли (при необходимости согласования кадастровых данных);
  3. заявление о прекращении прав бессрочного использования земельного надела (если речь идет о правоотношениях с работодателем или местными органами администрации);
  4. копия общегражданского паспорта заявителя;
  5. доверенность, оформленная нотариатом (при подаче бумаг представителем заявителя);
  6. согласие второго супруга (при приватизации участка одним человеком);
  7. копия соглашения об аренде (как приватизировать землю, взятую в аренду?);
  8. выписка из домовой книги для многодетных семей (выдается в паспортном столе по месту прописки);
  9. копия СНИЛС или документ, подтверждающий группу инвалидности;
  10. кадастровые документы на земельный надел (паспорт и иные бумаги).

Все документы должны быть актуальными. Это значит, что перед подачей заявитель должен убедиться в том, что срок действия бумаг не истек.

Больше нюансов о том, какие документы нужны для оформления приватизации земли, можно узнать здесь.

Составление заявления

При запросе на приватизацию гражданин обязан направить письменное заявление в отделение Росимущества. В состав заявления входят следующие реквизиты:

  • наименование адресата (глава муниципального органа);
  • ФИО, адрес проживания, телефон заявителя;
  • данные документа, на основании которого заявитель пользуется землей;
  • площадь территории;
  • цель использования в дальнейшем;
  • адрес земельного надела.

Стоит отметить, что заявление формируется в свободной форме.

Куда обращаться с документами и заявлением?

Для начала заявитель должен выбрать организацию, куда будет направлен запрос. Это могут быть две организации: органы местной администрации, либо отдел Росимущества (статья 39.2 ЗК РФ).

Сроки рассмотрения

Документы заявителя рассматриваются в срок от двух недель до одного месяца. При этом максимальный срок рассмотрения запроса не может превышать 45 дней.

Кадастровые документы изготавливаются не менее 2 недель, однако процесс может затянуться по разным причинам.

Когда могут отказать?

Получить отказ можно при наличии следующих обстоятельств:

  • если представители местной администрации решили изъять участок для нужд государства (например, строительство школы, общественных объектов);
  • когда на землю установлено ограничение на частную собственность на законодательном уровне (участок включен в сервитут по другому договору);
  • участок зарезервирован на нужды государства (военные и охранные городки, строения).

Также отказ может последовать в следующих ситуациях:

  • владелец участка не имеет полномочий передачи земли на приватизацию;
  • земельный объект пересекается с другими участками (отсутствует межевание);
  • предоставлены поддельные документы;
  • заявитель уже использовал свое право на приватизацию ранее;
  • отсутствует оплата госпошлины, требуемая для проведении процедуры (сколько стоит приватизировать землю?).

Больше нюансов о том, в каких случаях заявителю могут отказать, какие категории земель не подлежат приватизации, можно узнать тут.

Признание права на землю по решению суда

Чтобы направить иск в судебные органы, необходимы основания (например, признание прав собственности). При наличии веских оснований заявление будет принято в судебное производство для дальнейшего разбирательства.

Признание права на земельный объект осуществляется если:

  • права собственности владельцев земли незаконным образом ущемлены;
  • когда разногласие невозможно разрешить собственными силами;
  • присутствуют притязания на имущественные позиции со стороны третьих лиц.

Нарушениями имущественных прав являются:

  • запрет на приватизацию участка со стороны муниципалитета;
  • завершение регистрации имущественной сделки;
  • нарушение наследственных прав правопреемников со стороны других претендентов на наследство;
  • потеря документов, которая приводит к необходимости признания статуса собственника через суд;
  • освобождение земельного объекта из-под незаконного ареста;
  • препятствия со стороны дачного кооператива;
  • иные ситуации.

Особые правила для владельца дачи в садоводческом товариществе

Оформить участок в собственность можно разными способами (приватизация или купля-продажа).

При приватизации участок становится собственностью бесплатно, и хозяин может полноценно распоряжаться своим имуществом.

Приватизация дает право на следующие операции:

  1. продажа земли;
  2. передача в дар или наследство;
  3. сдача земли в аренду.

Подробнее о порядке приватизации земельного участка в садовом товариществе рассказано в отдельном материале.

Если имущество находится в долевой собственности

Земельный участок может находиться у нескольких владельцев. Зачастую в старых домам проживают несколько граждан (собственников).

Получить землю на двух собственников можно при наличии обоюдного согласия каждого из них.

Для приватизации необходимо обратиться в органы исполнительной власти согласно ЗК РФ.

В уполномоченный орган требуется направить заявление всех участников, в котором изложить просьбу о передаче им прав на земельный надел, находящийся под их общим частным домом.

Если согласия добиться не удалось, то вопрос так же решается через судебные инстанции. Имущественный объект передается в долевую собственность, потому что дом все равно остается неделимым. Доли определяются в тех пропорциях, которые обозначены в праве собственности на жилой объект.

Как отменить: основания и порядок

Существует процедура по отмене приватизации. Этот процесс представляет собой мероприятие, после которого земельный участок возвращается в собственность местного муниципалитета или администрации.

Основаниями для отмены могут быть следующие обстоятельства:

  • финансовая сторона вопроса (какие-либо материальные проблемы и трудности);
  • семейные обстоятельства;
  • добровольное требование всех граждан, которые участвуют в приватизации;
  • нарушение прав одной из сторон;
  • законные требования от других граждан;
  • другие причины.

После рассмотрения иска и выявления серьезных нарушений начинается судебное разбирательство.

Отмена приватизации может последовать по различным причинам. Самыми основными являются:

  1. Месторасположение земельного объекта (если участок находится на территории, правовой статус которой исключает приватизацию).
  2. Приватизация уже была выполнена однажды гражданином (то есть свое право он уже использовал).
  3. Несоблюдение требований или условий, которые установлены на законодательном уровне по отношению к приватизации.

При наличии вышеуказанных обстоятельств исковое заявление для отмены можно смело направлять в суд.

Отмену можно выполнить двумя способами:

  1. Положительным вариантом является способ отмены при обоюдном согласии всех участников, которые обращаются в госорганы для возвращения земельной собственности.
  2. Второй способ является принудительным. Проводится процедура в этом случае в судебном порядке. Сделка расторгается при выявлении нарушений со стороны хотя бы одного участника процесса. Примером этому может быть предоставление фальшивых документов и другие.

Исковое заявление составляется в свободной форме. К иску прикладываются все имеющиеся документальные доказательства.

Подводя итоги, отметим, что граждане имеют право на приватизацию даже тех земельных участков, на которых есть постройки, то есть стоят дома (об особенностях приватизации земли под частным домом или МКД читайте тут, а о правилах и алгоритме процедуры приватизации под МКД написано здесь).

Однако зачастую приватизируются земельные объекты под садовыми или дачными строениями. Приватизация может проводиться как в индивидуальном стандартном порядке, так и через суд.

Если хозяевами участка являются несколько граждан, то земля приватизируется при наличии общего согласия всех владельцев.

Доли определяются исходя из данных, которые обозначены в праве собственности на строение, которое выстроено на участке (пропорционально). Если к договоренности владельцы не приходят, то споры разрешаются в судебном порядке.

Земельные объекты, которые находятся в собственности муниципалитета или государства, передаются в собственность граждан на бесплатной основе (в случаях, предусмотренных земельным законодательством РФ).

Отказ может последовать лишь при наличии серьезных обстоятельств, указанных в ЗК РФ. Процедура приобретения прав собственности на земельные наделы регламентируется главой V.1 ЗК РФ. Согласно этому законодательному акту правами на приватизацию наделены те граждане, которые имеют на обозначенной земле здания, сооружения, дома и иные строения.

Подробное и информативное разъяснение юриста по вопросу приватизации земельного участка смотрите в следующем видео:

Источник: https://pravoved.online/privatizatsiya-zu/kakov-poryadok-procedury

Приватизация земельных участков гражданами

Порядок приватизации земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Приватизация земли

Порядок приватизации земельных участков гражданами
Цены на услуги юриста по жилищным делам

Под приватизацией земельного участка понимается процедура приобретения прав на участки, находившихся собственности государства или муниципальных образований. Процесс перехода прав на данный объект недвижимости в частную собственность физических лиц или организаций урегулирован главой V.1 Земельного кодекса РФ.

Приватизация земельного участка предусматривает два способа передачи прав:

  1. Приобретение на безвозмездной основе.
  2. Приобретение за плату.

Предоставление наделов на безвозмездной основе осуществляется на основании решения государственного или муниципального органа власти. Передача указанного объекта недвижимого имущества на платной основе подразумевает заключение договора купли – продажи, как по итогам торгов, так и в случаях продажи без торгов.

01

Консультация юриста по жилищным делам бесплатно, жми

Задать вопрос юристу 02

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

8 800 350 14 85 03

Заявки принимаем круглосуточно, юрист перезвонит через 10 минут

Цены на услуги юриста по жилищным делам

Безвозмездная передача указанного объекта недвижимого имущества для физических лиц допускается только в отношении участков, полученных до 30 октября 2001 года. Ни при каких условиях не допускается безвозмездное оформление наделов в собственность юридических лиц.

Сколько стоит

Стоимость процедуры переоформления прав для граждан и организаций отличается в зависимости от способа, которым осуществляется приватизация, а в некоторых случаях и от целевого назначения земли.

Переоформление наделов на бесплатной основе не предусматривает внесения никакой платы за передаваемый участок, однако будущий собственник обязан уплатить государственную пошлину за совершение регистрационных действий и внесение сведений о переходе права собственности в ЕГРИП. Размер государственной пошлины составляет:

  1. По стандартному тарифу, который применяется к регистрации подавляющего большинства указанных объектов недвижимого имущества – 2000 рублей за регистрацию перехода одного права.
  2. По льготному тарифу, который применяется в отношении земель под индивидуальное жилищное строительство, земель лесопромышленного хозяйства, земли для целей садоводства и огородничества – 350 рублей за регистрацию одного перехода права.

Сколько стоит приватизация земли в случае платного приобретения права можно узнать только по итогам проведения процедуры торгов (аукционов).

В некоторых случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, приватизация указанных объектов недвижимого имущества по договору купли-продажи осуществляется без проведения торгов, а цена таких земельных наделов определяется органами исполнительной власти РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Помимо этого, оформление прав возмездным способом также предусматривает уплату государственной пошлины.

Приватизация земельного участка, находящегося в аренде

Аренда недвижимого имущества, в том числе и земельного участка, подразумевает срочное платное пользование таким объектом. Земельное законодательство Российской Федерации предусматривает только один случай, когда допускается бесплатная приватизация в частную собственность земли, находящуюся в аренде.

В личную собственность физических лиц может быть безвозмездно оформлен участок, ранее предоставленный данной категории субъектов в аренду на следующие виды целевого назначения и разрешенного пользования:

  1. Индивидуальное жилищное строительство.
  2. Подсобное хозяйство.

Приватизация участка, находящегося в аренде юридического лица, земельным законодательством не предусмотрена.

Какие документы нужны

Так как процедура передачи земли является государственной услугой, порядок осуществления передачи прав на нее и требования к предоставлению документов четко регламентированы законодательством Российской Федерации. Перечень документов для бесплатной передачи данного объекта недвижимости, определенный законодательством, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Вот какие документы нужны для приватизации земли физическими лицами на безвозмездной основе:

  1. Заявление по установленной форме, которое заполняется и подается владельцем земельного надела, либо его представителем по нотариальной доверенности.
  2. Документы, удостоверяющие личность заявителя, а также его представителя по доверенности.
  3. Выписку из ЕГРИП в отношении испрашиваемого земельного надела о наличии зарегистрированных прав на данную землю.
  4. Выписку из ЕГРИП в отношении объекта капитального строительства, расположенного на испрашиваемом земельном участке, а также техническую документацию на данный объект.
  5. Кадастровый план (если в отношении участка не проводилась процедура кадастрового учета, она будет осуществляться в рамках процесса оформления надела в частную собственность заявителя).
  6. Документы, подтверждающее права заявителя на испрашиваемый надел (право пользования или аренды).

После рассмотрения заявления в уполномоченном органе власти, необходимо провести процедуру государственной регистрации перехода вновь возникшего права. Для этого понадобятся следующие документы:

  1. Решение должностного лица органа государственной или муниципальной власти о переоформлении данного земельного объекта недвижимости на заявителя.
  2. Кадастровый план.
  3. Договор купли – продажи (если земля приобретается на возмездной основе).

Порядок

Порядок приватизации земельного участка регламентирован Земельным кодексом Российской Федерации, подзаконными правовыми актами Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

После подготовки необходимых документов, они передаются вместе с заявлением в орган, уполномоченный на вынесение решения о предоставлении земли на бесплатной основе. Должностные лица, после приема документов, осуществляют их проверку в течение 14 дней. Указанный срок может быть продлен в случае необходимости проведения кадастрового учета.

После осуществления проверки заявитель получает решение о безвозмездной передаче, которое предоставляется им в органы Федеральной службы Росреестра, либо в Многофункциональный Центр (МФЦ), для совершения регистрационных действий.

Подготовку документов, представление их в соответствующие учреждения и регистрирующий орган, владелец может осуществлять самостоятельно либо через представителя по доверенности. Квалифицированную помощь по оформлению в собственность данной недвижимости окажет юрист или юридическая компания.

С чего начать

С чего начать приватизацию земельного участка? Прежде всего, необходимо установить наличие оснований для требования передачи надела в частную собственность. Как указывалось выше, безвозмездная передача для физических лиц допускается только в отношении наделов, полученных до 30.10.2001 года.

Если участок был получен позже этой даты, либо с иным целевым назначением или разрешенным видом пользования, оснований для обращения не имеется.

При наличии оснований для подачи заявления в уполномоченный орган, владелец участка собирает пакет необходимых документов и предоставляет его в уполномоченный государственный или муниципальный орган власти.

Заявление

Правовым основанием для начала процедуры безвозмездной передачи земли физическому лицу является заявление на приватизацию земельного участка.

Форма заявления утверждается органами власти РФ, субъекта РФ и муниципального образования.

Несоблюдение установленной формы заявления, а также заполнение ее в произвольной форме, не является основанием для отказа в переоформлении права собственности на землю.

В этом случае уполномоченные органы вправе уточнить недостающие сведения путем непосредственного обращения к заявителю, либо продлить срок проверки представленных документов.

Безвозмездная приватизация долей на данный объект недвижимости прямо запрещена статьей 36 ЗК Российской Федерации, так как для передачи земли требуется заявление от всех владельцев участка. Выдел доли земельного участка можно осуществить только после оформления права общей долевой собственности на целый участок.

Земля под многоквартирным жилым домом может быть оформлена в долевую собственность путем безвозмездной передачи указанного надела в состав имущества многоквартирного дома. В этом случае регистрационные действия в отношении перехода вновь возникшего права не требуется, так как земля, на которой расположен многоквартирный дом, будет сформирован как общее имущество указанного объекта.

Сроки приватизации

Сроки приватизации земельных участков не зависят от основания обращения физического лица и составляют 14 дней с момента подачи заявления со всеми необходимыми документами. При необходимости проведения процедуры кадастрового учета, изготовления кадастрового паспорта и установления границ надела, процедура оформления документов может быть продлена на один месяц.

Предельный срок, в течение которого физические лица могут обратиться с заявлением о безвозмездной передаче таких объектов, неоднократно продлевался федеральным законодательством, и в настоящее время ограничен следующими датами:

  1. бесплатная приватизация участков, предоставленных физическим лицам для индивидуального жилищного строительства – не позднее 01.03.2018 года;
  2. для участков, предоставленных физическим лицам для ведения дачного хозяйства, а также садоводства и огородничества – не позднее 31 декабря 2020 года.

Полезная информация по жилищным делам

Источник: https://advocate-service.ru/privatizaciya/zemelnogo-uchastka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.