Признаки налоговой системы

Лекция №2 «Налоговая система. Типы налоговых систем. Налоговая система рф»

Признаки налоговой системы

Новоев налогообложении

В условиях рыночныхотношений налоговая система являетсяне только финансовым источникомдля реализации государством ихфункций, но и основой механизмагосударственного регулированияэкономики. Без преувеличения, можноутверждать, что эф­фективноефункционирование всего хозяйственногокомплекса сграныво многом зависит от того, насколькограмотно и обосно­ванно построенаее налоговая система.

В современном налоговом лексиконенастолько обыденным сталоупотребление термина «налоговаясистема», что многие авто­рыучебников даже и не пытаются раскрытьглубинное содержание этой столь непростойкатегории.

В тех редких случаях, когдатакие попыткивсе же предпринимаются, зачастуюпроисходит отождеств­лениепонятий «налоговая система» и «системаналогов и сборов».

Во многом этообъясняется тем, что Налоговый кодексне содер­жит, асоответственно, и не раскрывает этогопонятия.

На этапе построенияналоговой системыРоссии в 1990-х годах данный термин имелзаконно уста­новленный статус.Понятие «налоговая система» быловпервые введеноЗаконом РФ от 27 декабря 1991 г.

№ 2118—1 «Обосновах налоговой системы вРоссийской Федерации». Согласно ст.

2 данного Закона«совокупностьналогов, сборов, пошлин и других платежей(далее — налоги), взимаемых в установленномпорядке, образует налоговую систему».Данное определение имеет две отличительныеособенности.

Во-первых, вналоговую систему был включен не толькоперечень налоговв классическом их понимании и сборовналоговое характера,подлежащих внесению в обязательномпорядке в бюджет и во внебюджетныефонды, но и различные целевые, лицензионныеи прочие сборы,не являющиеся налоговыми платежами.Тактим образом,законодатель, разграничивая понятияналога, сбора, пошлиныи платежей неналогового характера, темне менее осознанна предлагал подналоговой системой понимать всюсовокупность обя­зательныхфинансовых платежей и различных изъятийв пользу государства.

Во-вторых, налоговаясистемахарактеризовалась по сути какпростая совокупность этих обязательныхплатежей без выделения различныхэлементов такой системы, не говоря ужеоб установле­нии между нимивзаимосвязи и взаимозависимости.Таким обра­зом,законодатель отождествлял один изэлементов системы (нало­ги,сборы, пошлины) с самой налоговойсистемой.

Не случайно поэтомуданное законодательное определение«налоговойсистемы» с момента своего официальногоопубликования постоянноподвергалось критике.

В качествеальтернативы предлагалосьмножество других определений, основнымиотличиями которыхявлялись: более расширенное толкованиеданного понятия и стремлениеопределить совокупность налоговыхплатежей в качест­веважного, но лишь одного из входящих вналоговую систему эле­ментов.

Из всего многообразияпредлагавшихся трактовок можно услов­новыделить три основных подхода ксовершенствованию понятия «налоговаясистема». На рис.1 схематичнопредставлена суть этих подходов,а также приведены характерные примерысоответствую­щих определений.

Рис1.Методологические подходы к уточнениюпонятия «налоговая система»

Первый подход В.

Пансков:налоговаясистема — это сово­купностьпредусмотрен­ных налогов, прин­ципов,форм и мето­дов их установления,изменения или отме­ны, уплаты иприме­нения мер по обеспе­чению ихуплаты, осу­ществления налогово­гоконтроля, а также привлечения кответ­ственности за нару­шениеналогового за­конодательства– отличается стремлением детализироватьос­новные элементы, характеризуяпри этом налоговую систему как простуюсовокупность данных элементов.Очевидным его пре­имуществом являетсявнесение ясности в проблему множествен­ностиэлементов, образующих налоговую систему,и необходимо­сти учета и анализа всейих совокупности. Вместе с тем данныйподход не позволяет охарактеризоватьналоговую систему как качественно болеевысокий уровень организации действийотдельных образующих ее элементов посравнению с простым суммированием такихдействий. Иными словами, в любой системечисле и налоговой, должен проявляться синергетический эффект от взаимосвязиэлементов. Рассмотрение лишь простойсовокупности элементов не создаетпредпосылки для выделения такогоэффекта.

Второй подход С.

Пепеляев: налого­ваясистема — это взаимосвязанная совокупностьдейст­вующих в данный момент вконкрет­ном государстве су­щественныхусло­вий налогообложе­ния– во многом устраняет данный недостаток,делая основнойакцент именно на взаимосвязаннойсовокупности эле­ментов налоговойсистемы.

Нопри этом упускается из виду, во-первых,обязательность целостности (единства)этих элементов в системе,каждый из которых, имея свое четкоопределенное пред­назначение,является неотъемлемым и главное — недублирующим атрибутом системы.Во-вторых, не ясно, что же это за элементы,без которых системане сможет функционировать.

Третий подход Б.

Алиев: налоговаясистема — это система экономико-пра­вовыхотношений между го­сударством ихозяйствующи­ми субъектами, возникающихпо поводу формирования доходной частигосударствен­ного бюджета, посредствомсистемы законодательно ус­тановленныхналогов и сбо­ров и других обязательныхплатежей, исчисление, уплата и контрольза поступлением которых осуществляютсяпо единой методологии налого­обложения,разработанной в данном обществе –определяетналоговую систему как системуэкономико-правовых отношений между государством и налогоплательщикамии основывается, по сути, на самих налоговыхотноше­ниях и взаимосвязи субъектовэтих отношений. Очевидным преимуществомявляется включениеналогоплательщиковкак ося­зательногоэлементаналоговой системы,однако при этом упускаетсяорганизационный аспект, т.е. конкретный административный механизм, обеспечивающий функционирование всей налоговой системы.

В целом приходитсяконстатировать, что данная проблемаxарактеризуетсявплоть до настоящего времени существеннойметодологическойнепроработанностью.

В НК РФ понятие«налоговая система», существовавшееранее на легитимной основе, непонятнопочему в аналогичной ст. 2 Кодексабыло подменено термином «системаналогов и сборов».

При этом можетвозникнуть справед­ливыйвопрос: а существует ли у нас сейчасналоговая система

Следует согласитьсяс Н.Г. Кузнецовым, подчеркивающим, что«отсутствиезаконодательного закрепления понятия«налоговая сис­тема»не дает основания говорить о ее фактическомотсутствии.

Необходимостьтеоретического изучения категории«налоговая сис­тема»,ее элементов и свойств объективна,поскольку именно такой подход позволяетсистематизированно и всестороннеподойти к изучениюспецифики правового регулированияналоговых правоот­ношений».

Таким образом,существованиеналоговой системы объективно,оно не должнозависеть от юридических коллизий.

Попробуем подойтик не­му с позиций теории систем,которая со второй половины XXв. стала игратьрешающую роль в современной науке. Одиниз осно­воположниковданной теории Р.Акофф3под конкретнойсистемой понимаетмножество взаимосвязанных элементов,представляющеесобой определенную целостность, вкоторой по крайней мере два элементаявляются объектами.

В данном ракурсе, по нашему мнению,налоговую систему следует характеризоватьне с позиций условий налогообложения(так называемогопроцессного подхода), а путем выделенияэле­ментов (подсистем), имеющихнаиболее значимые функциональ­ныевзаимосвязи.

Для этого предлагаетсявыделить такие подсис­темы, каждаяиз которых будет иметь внутреннююлогическую завершенность (самостоятельность)и функциональную опреде­ленность.При таком подходе элементами налоговойсистемы будут, например, не уплатаналогов и налоговый контроль, т.е.

предметналогообложения, а механизм налоговогоадминистри­рования, являющийсясубъектом этого процесса.

Рис.2. Состав обязательных элементов налоговойсистемы

Таким образом, можно выделить дваэлемента субъектного характера —налоговые администрации иналогоплательщиков и два элементаобъектной направленностинормативно-правовую базу налогообложенияи саму совокупность налогов.

Налоговая системаэтооснованное на определенных принци­пахцелостное единство основных ее элементов,находящихся друг с другомв тесной взаимосвязи и взаимозависимости.Такими элемен­тами являются:нормативно-правовая база сферыналогообложения, совокупность налогови сборов, плательщики налогов и сборов,механизм налоговогоадминистрирования.

Функционированиеналоговой системы объективно должноха­рактеризоватьсяпроявлением наиболее значимыхфункциональных взаимосвязеймежду ее элементами.

Рис.3. Состав основных взаимосвязей междуэлементами налоговой системы

Одним из основныхусловий эффективного функционированиялюбой системыявляется требование, согласно которомуповедение каждогоэлемента может повлиять на функционированиесистемы в целом,но не может сделать это независимо отдругих элементов Данное условиереализуется в налоговой системе в полноймере Причембыло бы ошибочным считать, что данныевлияния, а также взаимосвязи ориентированыпреимущественно от нормативно-правовойбазы и далее к налогоплательщикам. Нет.Налогоплательщики будут манкироватьсвоими обязанностями без включения вналоговую систему ресурсов налоговогоадминистрирования. Последнийэлемент в свою очередь долженфункционировать строго в соответствиис нормами и правилами, формируемыминормативно-правовойбазой, иначе велика вероятностьтрансформации его в систему налоговогопроизвола.

Таким образом, вналоговой системе должна проявлятьсяопре­деленнаяподчиненностьсубъектных элементов системы (налоговых-лминистрацийи налогоплательщиков) объектным элементам(за­конодательству, налогам).

Налогоплательщикимогут в определенной мере оказыватьобрат­ное воздействие на другиеэлементы налоговой системы, в частностиобжаловать решения налоговых администраций,через избирательное право и судебнуюсистему косвенно влиять на нормативно-правовуюбазу, но они,безусловно, занимают наиболее подчиненноеположе­ние вналоговой системе. Это обусловливаетсяосновным признаком налога — егоимперативностью (обязательностью) идоминирующей функцией налоговогоплатежа — фискальной.

Более существенное обратное влияниена нормативно-правовую базу оказываетмеханизм налогового администрирова­ния,который в процессе функционированиявыявляет несоответ­ствияи нестыковки в налоговом законодательстве.Налоговые ад­министрацииоказывают существенное трансформирующеевоз­действие на всю налоговуюсистему.

Признаки (теоретические характеристики)налоговой системы. (рис.4)

1) Подчиненностьсубъектных элементов системы (налоговыхадминистрацийи налогоплательщиков) объектным элементам(за­конодательству, налогам).

2) Взаимосвязь и взаимозависимостьэлементов налоговой системы

3 ) Функциональнаяопределенность элементов все то , что рассмотрено выше.

На налоговую системуоказывают заметное влияние такжефак­торывнешней среды.Что под ними подразумевается и почемуэти факторы оказывают влияние?

4) Сопряженностьс другими финансовыми системами налоговаясистема является не замкнутой (закрытой),а открытой системой, т.е. она не являетсяполностьюавтономной в реализации своих функций.

Внешнейсре­дойналоговойсистемы является множестводругих, сопряженных с неюсистем(бюджетная, пенсионная, правоохранительная,судеб­ная, таможенная и др.),оказывающих на нее влияние и получаю­щихот нее сигналы управляющего воздействия.

Следовательно, налоговуюсистему невозможно рассматриватьизолированно,в от­рыве от взаимовлияниясопряженных систем.

5) Подчиненностьфинансовой системе:налоговаясистема хотя и представляется неотъем­лемыматрибутом любого государства, но неявляется главнойв ие­рархиигосударственного механизма. Этолишь часть(элемент) бо­леекрупной финансовойсистемыгосударства, связанной с ней значительнымивзаимными воздействиями.

6) Производностьот общественных отношений,налоговаясистема, обеспечивая перераспределениеваловогопродукта, созданного экономикой, винтересах всего об­щества, являетсяпроизводной от существующих общественныхот­ношенийи соответствующей модели экономики(рыночной, адми­нистративно-командной).Следовательно, налоговая система, дабысоответствовать общественным отношениям,будет всегда карди­нальноменяться при их смене. Кроме того, врамках рыночной мо­делиэкономика и налоговая система всегдадолжны оказывать друг на другасущественное взаимное влияние.

7) Динамичность:Таким образом, налоговаясистема подвержена постоянно изменениюпод действием как внутри-, так ивнешнесистемных факторов(воздействий), т.е. является не статичной,а динамическое системой.

8) Единство налоговой системы:Налоговая система РФ строится потерриториальному прин­ципу и состоитиз трех уровней: федерального (на уровнеРос­сийской Федерации), регионального(на уровне республик в со­ставеРоссийской Федерации, краев, областей,городов феде­рального значения) иместного (на уровне муниципальныхобра­зований). В связи с этим можетвозникнуть вопрос: можно ли рассматриватьдробность налоговой системы страны потеррито­риям? Думается, что такойподход не имеет под собой научной основы.В рамках территориальных образованийна уровне субъ­ектов и муниципалитетовнельзя выделять самостоятельныена­логовые системы, так как они небудут отвечать всем ее свойст­вам иорганизационным принципам, в первуюочередь принципу единства. Следовательно,налоговая система страны должна от­вечатьсвойству целостности (неделимости)территориального построения.

Подытоживаявышеизложенное, выделим следующиехарактери­стики (признаки) налоговойсистемы страны (рис. 4).

Рис.4. Основныехарактеристики налоговой системы

Выделенные нами признакипозволяют дать общую теоретиче­скуюхарактеристику налоговой системы,построенной в той или мной стране.

Источник: https://studfile.net/preview/3570670/

Признаки построения налоговой системы РФ

Признаки налоговой системы

Современную налоговую систему РФ можно классифицировать по различным признакам.

По объекту налогообложения:

– с доходов (выручки, прибыли);

– с имущества (предприятий и граждан);

– с определенных видов операций, сделок и деятельности (например, операции с ценными бумагами, лицензионные сборы);

– за выполнение некоторых действий (таможенные и государственные пошлины).

По экономическому содержанию:

– прямые налоги – устанавливаются непосредственно на доход и имущество. К ним относятся: налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество юридических и физических лиц и земельный налог;

– косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товаров или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает суммы, которые перечисляет в бюджет в виде налога.

Покупатель товара или услуг становится действительным плательщиком налога.

Связь в данном случае между плательщиком (покупателем) и государством опосредствована через объект обложения: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные платежи и другие.

По субъектам, с которых взимаются налоги:

− с физического лица;

− с юридического лица;

− совместные, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.

По использованию налогов:

− общие;

− специальные (целевые).

Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например транспортный налог поступает в дорожный фонд и предназначен для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

По органу, установившему налог:

− федеральные;

− региональные;

− местные.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОЙ ЧАСТИ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

Порядок введения. Основные понятия

Результатом первого этапа налоговой реформы явилось принятие Налогового кодекса Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу с  1 января 1999 г. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) – основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения.

Налоговое право – самая молодая отрасль права, и, как следствие, за время действия первой части НК РФ в нее постоянно вносились изменения. Устраняются и конкретизируются нечеткие формулировки норм статей.

Следует отметить, что почти все изменения первой части НК РФ улучшают положение налогоплательщиков

НК РФ определяет общие принципы и понятия налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов, состав налоговых правонарушений, процедуры рассмотрения дел по ним и порядок взыскания сумм штрафов, пеней и недоимок.

Круг налогоплательщиков и плательщиков сборов. «Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы». Необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, при наличии которой у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налога.

По налогам в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, могут устанавливаться следующие льготы:

– необлагаемый минимум объекта налога;

– изъятие из обложения определённых элементов объекта налога;

– освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;

– понижение налоговых ставок;

– вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

– целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

– прочие налоговые льготы.

В НК РФ разграничились понятия налог и сбор, что немаловажно.

Под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор отличается от налога тем, что уплачивается за совершение в пользу плательщика определенных юридически значимых действий.

Налоги не могут иметь дискриминационный характер. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, исходя из принципов справедливости:

– налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

– не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство России, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение товаров, работ, услуг или денежных средств в пределах территории РФ;

– законодательные акты о налогах сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить;

– все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов толкуются в пользу налогоплательщика.

К положительным результатам первого этапа налоговой реформы можно отнести формирование разветвленной сети государственных контролирующих органов, обеспечивающих организацию сбора налогов; внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения; обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

Схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения плательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

В первой части НК РФ содержатся правила исчисления и порядок уплаты налога, порядок наложения штрафов и других санкций за неуплату налога.

Первая (общая) часть Налогового кодекса (VII разделов, 20 глав, 142 статьи) введена вдействие с 1 января 1999 за некоторыми исключениями: статьи, устанавливающие перечень налогов и распределяющие их между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, «заморожены» Законом о введении кодекса в действие (147-ФЗ от 31 июля 1998). При разработке и принятии первой части Налогового кодекса РФ была выполнена одна из самых важных задач первого этапа современной налоговой реформы – получили свое законодательное закрепление процедуры налогового контроля и производства по делам о налоговых правонарушениях.

Права налоговых органов

Информационные права:

– требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (либо удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты, удержания и перечисления налогов;

– проводить налоговые проверки в установленном порядке;

– при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, имея достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены);

– вызывать в налоговые органы на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных установленных случаях;

– осматривать (обследовать) любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (независимо от места их нахождения), используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения; проводить в установленном порядке инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

– вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

– создавать налоговые посты в установленном порядке;

– требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней;

Экономические права:

– приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и налагать арест на них в установленном порядке;

– определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет и внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющихся достаточных оснований полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

– вызывать в налоговые органы на основании письменного уведомления налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных установленных случаях;

– осматривать (обследовать) любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (независимо от места их нахождения), используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения; проводить в установленном порядке инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

– привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

– вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

– создавать налоговые посты в установленном порядке;

– требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней.

Источник: https://lektsii.org/17-82371.html

Понятие, структура, признаки налоговой системы РФ

Признаки налоговой системы

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

Понятие, структура, признаки налоговой системы РФ

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации. Или вот еще одно похожее, но все-таки немного иное, определение.

Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления. Порядок и условия уплаты плательщиками налогов и сборов определяются Налоговым Кодексом РФ (далее НК РФ) и рядом федеральных законов (смотри п. 1 ст. 1 НК РФ).

Сама налоговая система России 2015 описана во 2 главе НК РФ. Поэтому, если Вам нужна более подробная информация, лучше обратится к первоисточнику. В состав налоговой системы РФ включаются налоги (куда также входят акцизы) и сборы (вместе с государственными пошлинами).

Важно, что при этом таможенные пошлины в состав налоговой системы РФ не входят, поскольку целиком и полностью относятся к сфере таможенного регулирования. Обратите внимание, что налоговая система России – это нечто большее, чем просто совокупность налогов и сборов. Это даже нечто большее, чем «система налогообложения».

Дело в том, что налоговая система России включает в свой состав, кроме собственно налогов и сборов, еще и: принципы установления, введения и прекращения местных и региональных налогов; основания и правила возникновения, изменения и прекращения обязанностей тех или иных лиц по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения данных обязанностей; права и обязанности участников отношений возникающих в системе налогообложения (налогоплательщиков, налоговых органов и пр.); ответственность за нарушение налогового законодательства; формы, виды и методы контроля за соблюдением налогового законодательства; информационная подсистема налоговой системы (извещения, сайт налоговой службы и т.д.).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВ В РОССИИ

Все налоги и сборы в Российской Федерации подразделяются на три иерархических уровня, на три типа или вида: местные, региональные и федеральные. Таким образом, формируется своеобразная пирамида, на вершине которой располагаются федеральные налоги, а самым нижним уровнем являются налоги местные.

Классификация налогов в РФ по уровню налоговой системы: федеральные налоги и сборы – обязательны к уплате на всей территории России и установлены Налоговым Кодексом РФ. То есть такие налоги платят все лица обязанные их платить, вне зависимости от того в каком регионе или городе они проживают (находятся).

И, что важно, размер таких налогов также одинаков для определенных категорий лиц вне зависимости от места их проживания (нахождения).

Примерами федеральных налогов могут быть: НДС, НДФЛ, акцизы и другие (полный перечень приведен ниже); региональные налоги и сборы – обязательны к уплате на территории тех или иных субъектов РФ (республик, краев, областей и пр.), и установлены НК РФ и законами самих субъектов.

При этом в различных субъектах могут действовать разные налоговые ставки, а также сроки и порядок уплаты налогов.

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес; местные налоги и сборы – устанавливаются НК РФ и нормативно-правовыми актами отдельных муниципальных образований (таких как сельское поселение, городское поселение, муниципальный район и т. д.) и обязательны к уплате на их территории. Местные налоги и сборы включают: налог на имущество физических лиц, земельный налог, и торговый сбор. СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

Таким образом, в России действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы (такие как, УСН).

Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

Как было сказано выше, система налогов в России подразделяется на три уровня: федеральный, региональный и местный. Рассмотрим их более подробно.

Три уровня налоговой системы России: федеральные налоги и сборы, региональные и местные

Полный перечень федеральных налогов и сборов на 2015 год (ст.

13 НК РФ): налог на добавленную стоимость (сокращенно НДС); налог на доходы физических лиц (сокращенно НДФЛ); налог на прибыль организаций; акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо); водный налог; налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.

); сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай); государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО). Полный список региональных налогов и сборов на 2015 год (ст.

14 НК РФ): налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое); транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя); налог на игорный бизнес (сегодня в России 5 специальных игровых зон). Перечень всех местных налогов и сборов на 2015 год (ст.

15 НК РФ): налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом); земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков); торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли). Кроме того, раньше в структуру налоговой системы РФ входил и единый социальный налог (ЕСН). Но в настоящее время он отменен, и с 1 января 2010 г.

заменен на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Наряду с различными видами налогов и сборов НК РФ устанавливает пять специальных налоговых режимов, действующих наряду с основной системой налогообложения (ОСН). Перечислим и их. Специальные налоговые режимы в РФ на 2015 год (п.2 ст. 18 НК РФ): упрощенная система налогообложения (УСН); единый сельскохозяйственный налог; единый налог на вмененный доход; патентная система налогообложения; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/764.html

Налогообложение в РФ

Признаки налоговой системы

7. Специальные налоговые режимы.

7.1. Упрощенная система налогообложения (УНС).

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.

Налогоплательщики (ст. 346.12 НК РФ): налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

Организации и предприниматели вправе перейти на УСН при следующих условиях:

– по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы от реализации (без НДС) не превысили 45 млн. рублей.

Применение упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 26.2 НК РФ, подразумевает замену налогом при упрощенной системе налогообложения целого ряда налогов.

Для организаций:

  1. налога на прибыль организаций;
  2. налога на имущество организаций, используемого в предпринимательской деятельности (кроме имущества, облагаемого исходя из кадастровой стоимости);
  3. НДС (с учетом исключений, указанных в п. 2 и п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).

Для ИП:

  1. налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  2. налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
  3. НДС (с учетом исключений, указанных в п. 2 и п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).

Однако, НДС нужно будет перечислить в случаях: – ввоза товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области); – осуществления операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса РФ; – при исполнении обязанностей налогового агента в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса РФ; – а также в случаях выставления покупателю счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ)

После перехода на УСН организация (предприниматель) останется плательщиком следующих налогов (взносов, обязательных платежей):

– сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; – госпошлины; – водного налога; – транспортного налога; – земельного налога; – налога на имущество организаций (физических лиц) по имуществу, налоговая база по которому определяется как их кадастровая стоимость; – страховых взносов; – взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”).

Ограничение на переход и применение.

  1. Ограничения по доходам.
  2. Ограничения по видам деятельности.
  3. Ограничение по структуре организации.
  4. Ограничение по структуре уставного капитала.
  5. Ограничение по средней численности работников.
  6. Ограничения по стоимости имущества.
  7. Ограничения по использованию различных систем налогообложения.

Так, например, не вправе применять упрощенную систему налогообложения: – организации, имеющие филиалы и (или) представительства; – банки; – страховщики; – негосударственные пенсионные фонды; – инвестиционные фонды; – профессиональные участники рынка ценных бумаг; – ломбарды; – частные нотариусы и адвокаты; – бюджетные учреждения; – иностранные организации; – организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и т.д.

В соответствии со ст. 346.18 НК РФ, если объектом налогообложения являются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетные периоды – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

7.2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Налогоплательщики (ст. 346.26 НК РФ)

ЕНВД – система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. Именно деятельности, а не юридического лица или предпринимателя, поэтому ЕНВД прекрасно сочетается с общей или упрощенной системой налогообложения. Основное отличие ЕНВД от этих систем – то, что налог берется не с фактически полученного, а с вмененного дохода, то есть с того, который предполагается у вас чиновниками.

Единый налог на вмененный доход может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов деятельности, определенных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ:

1) оказание бытовых услуг; 2) оказание ветеринарных услуг; 3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; 4) оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках; 5) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов (при эксплуатации не более 20 транспортных средств) и пассажиров;

6) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

7) оказание услуг общественного питания, через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей или осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров; 8) распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций; 9) размещение рекламы на транспортных средствах; 10) оказание услуг по временному размещению и проживанию, если площадь помещений не превышает 500 квадратных метров.

Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика.

Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке

Налоговым периодом признается квартал (ст. 346.30 НК РФ).

Ставка налога составляет 15% величины вмененного дохода.

ЕНВД отменяет налоги: – налог на прибыль; – налог на имущество организаций; – НДС (кроме таможенных и агентских налогов).

7.3. Патентная система налогообложения (Глава 26.5 НК РФ).

Патентная система налогообложения (далее – ПСН) применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах, и используется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечисленных в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ:
– занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности; – розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; – розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети. Таким образом, применять ПСН вправе коммерсанты, занимающиеся медицинской или фармацевтической деятельностью, имеющие лицензию на указанные виды деятельности.

Дополнительные комментарии по возможности применения ПСН ИП, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность даны в Письме Минфина РФ от 27 января 2017 г.

N 03-11-12/4167: «индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере реализации лекарственных средств и препаратов через аптеки, то есть занимающийся частной фармацевтической деятельностью, вправе применять патентную систему налогообложения в отношении данного вида предпринимательской деятельности».

Налогоплательщиками ПСН признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном настоящей главой.

Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном настоящей главой.

Документом, удостоверяющим право на применение ПНС, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.

Патент на право применения ПСН выдается налоговыми органами по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/599 “Об утверждении формы патента на право применения патентной системы налогообложения”

В соответствии с подпунктом 45 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса ПСН применяется ИП в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

Согласно пункту 3 статьи 346.43 Кодекса розничной торговлей в целях применения патентной системы налогообложения признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи.

При этом к данному виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам.

Поэтому, ИП с лицензией на фармацевтическую деятельность в данном случае следует получить два патента (на фармацевтическую деятельность и на розничную торговлю прочими товарами).

Налоговая ставка. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 346.51 НК РФ). При этом налоговая ставка по общему правилу составляет 6% (пункт 1 статьи 346.50 НК РФ).

До 01.07.2019 предприниматели, осуществляющие медицинскую или фармацевтическую деятельность, перешедшие на ПСН, при осуществлении расчетов вправе не применять контрольно-кассовую технику

Источник: https://provizor24.ru/blog/about_nalogi_text

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.