Проведение повторной выездной налоговой проверки

В каких случаях проводятся повторные налоговые проверки – налогобзор.инфо

Проведение повторной выездной налоговой проверки

Основания для повторной проверки

Повторная налоговая проверка может быть проведена в организации в двух случаях.

Во-первых, это возможно, если вышестоящий налоговый орган решит проконтролировать деятельность налоговой инспекции и оценить качество проведенной ею выездной проверки.

С этой целью руководитель вышестоящего налогового органа (его заместитель) может принять решение о проведении повторной выездной проверки в организации.

Это следует из положений абзаца 5 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли организация опротестовать результаты повторной проверки? Повторная проверка назначена вышестоящим налоговым органом в рамках контроля за налоговой инспекцией. При этом в состав проверяющей группы входят сотрудники той же налоговой инспекции.

Ответ: да, может, но это бесперспективно.

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает включать в состав проверяющих сотрудников налоговой инспекции, проводивших первичную проверку (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ). Кроме того, налоговые органы всех уровней представляют собой единую централизованную систему (ст. 30 НК РФ).

Поэтому руководитель вышестоящего налогового органа может включить в состав проверяющих сотрудников как своего подразделения (например, регионального налогового управления), так и подведомственных налоговых инспекций.

Нарушения не будет, если сотрудники инспекции привлекаются к повторной проверке в качестве исполнителей.

С другой стороны, цель повторной выездной проверки, которую проводит вышестоящий налоговый орган, заключается не в повторной проверке организации, а в контроле за деятельностью налоговой инспекции (абз. 5 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Эта цель не будет достигнута, если проверочная группа целиком состоит из сотрудников инспекции, которая проводила первичную проверку. При таких обстоятельствах в ходе повторной проверки сотрудники инспекции будут контролировать сами себя.

Подобную проверку можно квалифицировать как повторную выездную проверку, проведенную инспекцией. А ее проведение недопустимо (п. 5 ст. 89 НК РФ).

Однако суды не усматривают нарушений в привлечении сотрудников налоговых инспекций к проверкам, которые проводятся по решению вышестоящего налогового органа (см.

, например, определение ВАС РФ от 26 мая 2008 г. № 6707/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 сентября 2011 г. № Ф03-4283/2011, Уральского округа от 18 октября 2011 г.

№ Ф09-6642/11, от 27 октября 2010 г. № Ф09-8198/10-С3).

В рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган может проверить период, не превышающий трех лет, предшествующих году принятия решения о ее проведении (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Например, если решение о проведении повторной налоговой проверки принято в 2015 году, то период проверки может включать в себя 2012, 2013 и 2014 годы.

Проверять деятельность организации за 2011 год (и за предыдущие годы) в рамках такой проверки вышестоящий налоговый орган не вправе.

Во-вторых, основанием для проведения повторной проверки может стать подача уточненной налоговой декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению.

Решение о проведении повторной проверки по уточненной декларации должна принимать инспекция, которая уже проводила проверку по тому налогу и за тот период, за который подана уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Даже в том случае, если уточненную декларацию организация представила после перехода в другую инспекцию.

Причем если на момент изменения местонахождения организации прежняя инспекция проводит выездную проверку, включающую налог и период, за который представлена уточненная декларация, то повторную проверку можно не проводить.

В этом случае налоговые обязательства организации с учетом уточнений могут быть проверены в рамках текущей проверки. Если налог и период, за который представлена уточненная декларация, текущей проверкой не охвачены, то прежней инспекцией может быть проведена повторная выездная проверка. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 марта 2012 г. № АС-4-2/3639.

В ходе повторной проверки инспекция будет анализировать только тот период, за который представлена уточненная декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

При этом данный период не может выходить за пределы трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о назначении повторной проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Так, налоговая инспекция не сможет провести повторную проверку, если в 2012 году организация подаст уточненную декларацию за 2008 год. Указанный год не входит в трехлетний период, который отведен инспекции на повторную проверку.

Следовательно, получить возврат или зачет по такой уточненной декларации организация не сможет. К этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Такой вывод следует из писем Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную проверку, если организация сдала уточненный расчет авансовых платежей по налогу?

Ответ: нет, не может.

Одним из оснований для проведения повторной налоговой проверки является подача уточненной декларации, в которой отражена сумма налога к уменьшению (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Расчеты авансовых платежей к налоговым декларациям не приравниваются.

Поэтому, если организация обнаружила ошибку не в декларации, а в расчете авансовых платежей, представленные уточнения не являются основанием для назначения повторной проверки.

Порядок проведения и оформление результатов

Повторный характер выездной проверки не влияет на общий порядок ее проведения и оформление результатов. Подробнее об этом см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при выездной налоговой проверке, Какой максимальный срок проведения выездной налоговой проверки и Как должны быть оформлены результаты выездной налоговой проверки.

Решения по первичной и повторной проверкам могут не совпадать. В ходе повторной проверки инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки, возникшей из-за нарушений, и начислят на нее пени. Однако оштрафовать организацию за вновь выявленные нарушения инспекция не сможет.

Исключение составляет случай, когда в ходе повторной проверки сотрудники инспекции обнаружат, что решение по предыдущей проверке было сфальсифицировано в результате сговора организации с проверяющими. В такой ситуации организации предъявят не только недоимку и пени, но и штрафные санкции.

Это следует из положений абзаца 7 пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли инспекция при проведении повторной налоговой проверки потребовать от организации документы, которые уже представлялись в налоговую инспекцию?

Ответ на этот вопрос зависит от состава документов, которые затребованы в ходе повторной проверки.

По общему правилу организация не обязана повторно представлять инспекции документы, которые уже были переданы ей в рамках камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). Но это правило действует только в отношении тех документов, которые были переданы в инспекцию после 1 января 2010 года (п. 15 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г.

№ 137-ФЗ). Если документы были переданы в налоговую инспекцию до указанной даты, то в ходе повторной проверки инспекция вправе потребовать их вновь. Если затребованные в ходе первичной проверки документы были представлены организацией после 1 января 2010 года, при проведении повторной проверки эти документы инспекция требовать не вправе.

Кроме того, инспекция может повторно запросить:

  • документы, которые раньше были представлены в инспекцию в виде подлинников, а затем возвращены в организацию;
  • документы, которые раньше были представлены в инспекцию, но были утрачены в связи с форс-мажорными обстоятельствами.

Такие особенности предусмотрены в пункте 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ, и они действуют в отношении любых документов независимо от даты их первоначального представления в инспекцию.

Ситуация: может ли вышестоящий налоговый орган провести повторную проверку в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции? Решение по первичной налоговой проверке было оценено судом. Решение суда вступило в законную силу.

Ответ: да, может. При этом инспекция не вправе принимать решения, которые изменяют выводы, сделанные в судебном акте.

С одной стороны, Налоговый кодекс РФ не запрещает проводить повторную проверку, если решение по первоначальной проверке было оценено в суде.

С другой стороны, в некоторых случаях проведение повторных проверок может противоречить Конституции РФ.

В частности, это произойдет, если по итогам повторной проверки налоговая инспекция пересмотрит итоги первоначальной проверки и примет решение, противоречащее судебному акту. Такой подход недопустим.

По итогам повторной проверки налоговая инспекция не может принимать решения, изменяющие выводы, сделанные в судебном акте. Это не соответствует совокупности норм, прописанных в статьях 46, 57 и 118 Конституции РФ.

Такой вывод подтверждается постановлениями Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П, ФАС Северо-Западного округа от 11 августа 2009 г. № А05-12796/2008, Северо-Кавказского округа от 26 июня 2009 г. № А32-27563/2008-63-426 и Поволжского округа от 6 марта 2008 г. № А55-5793/2007.

Таким образом, повторная проверка, которая не затрагивает выводы, уже оцененные судом, вполне законна. Если же повторная проверка допускает возможность пересмотра решений, оцененных судом, ее проведение неконституционно (постановление Конституционного суда РФ от 17 марта 2009 г. № 5-П).

Ситуация: может ли инспекция провести выездную проверку в филиале? Филиал за этот же период уже был проверен в рамках общей выездной проверки по организации.

Ответ на этот вопрос зависит от того, какие налоги проверяла инспекция в рамках общей выездной проверки.

Если в рамках общей проверки организации инспекция провела комплексную проверку всех налогов: и федеральных, и региональных, и местных, то назначение отдельной выездной проверки за тот же период по филиалу неправомерно (абз. 4 п. 10 и п. 5 ст. 89 НК РФ).

Если же в рамках общей выездной проверки инспекция проконтролировала правильность начисления и уплаты лишь отдельных налогов (например, федеральных), то в дальнейшем по филиалу может быть назначена самостоятельная выездная проверка, не затрагивающая те налоги, уплата которых уже была проверена. Такая проверка не является повторной (абз. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 апреля 2009 г. № А56-27517/2008).

Внимание: в ходе выездных проверок филиалов и представительств налоговая инспекция может контролировать правильность начисления и уплаты только региональных и местных налогов (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Проверка правильности начисления и уплаты федеральных налогов в филиале (представительстве) возможна только в рамках общей проверки по организации. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 декабря 2008 г. № А56-11379/2008).

Ситуация: может ли инспекция по итогам повторной проверки одного налога потребовать от организации сдать уточненную декларацию по другому налогу?

Ответ: да, может.

В ходе повторной проверки по одному налогу инспекция может обнаружить неотраженные или не полностью отраженные сведения, а также ошибки, приводящие к занижению суммы другого налога.

В этом случае организация обязана провести перерасчет этого налога, отразить изменения в уточненной декларации и представить ее в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если организация не сдаст уточненную декларацию самостоятельно, то сделать это потребует инспекция (подп. 8 п. 1 ст.

 31 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/2-209.

Ограничения по количеству проверок

В отношении любых повторных налоговых проверок ограничения, установленные пунктом 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ, не действуют (абз. 2 п. 10, п. 11 ст. 89 НК РФ).

Например, даже если в организации в течение года были проведены две выездные проверки по разным налогам или периодам, то при необходимости в этом же году инспекция сможет провести неограниченное количество повторных выездных проверок по любым налогам.

Проверки при ликвидации и реорганизации

Характер повторных носят проверки, которые проводятся налоговыми инспекциями при реорганизации или ликвидации организаций.

Несмотря на то, что порядок проведения таких проверок регламентируется отдельным пунктом 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ, условия их проведения, период охвата, полномочия проверяющих полностью совпадают с правилами проведения повторных проверок.

Решение о проведении проверки при реорганизации (ликвидации) организации принимает инспекция, в которой организация состоит на налоговом учете.

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести повторную камеральную проверку?

Ответ: нет, не может.

В налоговом законодательстве нет понятия «повторная камеральная проверка». Под камеральной проверкой следует понимать проверку представленной налоговой отчетности (ст. 88 НК РФ).

Проверять одну и ту же отчетность (декларацию, расчет авансовых платежей) налоговая инспекция не может. Правомерность этой позиции подтверждается арбитражной практикой (см.

, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2008 г. № А66-594/2008).

Однако дважды проверить один и тот же период в рамках разных камеральных проверок инспекция вправе. Например, это возможно, если организация сдаст в налоговую инспекцию уточненную декларацию (расчет), которая станет основанием для проведения новой, а не повторной камеральной проверки. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 31 мая 2007 г. № 03-02-07/1-267.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/v_kakih_sluchajah_provodjatsja_povtornye_nalogovye_proverki/14-1-0-292

Повторная выездная налоговая проверка

Проведение повторной выездной налоговой проверки

В предпринимательской среде бытует мнение, что один и тот же год налоговики могут проверить только один раз. Не всегда это так. Если компанию уже проверили, это не повод расслабляться, так как налоговая может прийти еще раз.

В Налоговом кодексе действительно сказано, что нельзя проводить больше одной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (см. п. 5 ст. 89 НК РФ). Но в этой же статье говорится, что в некоторых случаях инспекторы могут прийти с проверкой еще раз независимо от того, когда была первая. 

«Выездная проверка: как определить, не находитесь ли вы под прицелом налоговиков»

Повторная налоговая проверка длится столько же, сколько первичная выездная проверка, и оформляется по тем же правилам.

По таким проверкам есть много ограничений, поэтому на практике это не слишком частое явление.

Основания для проведения повторной выездной налоговой проверки

Решение проверить организацию еще раз могут вынести по двум основаниям:

  1. Вышестоящий налоговый орган (региональное управление ФНС) решил проконтролировать работу инспекции, которая проводила первую проверку

Кто проверяет. В этом случае проверку должны проводить именно сотрудники вышестоящего органа, а не той инспекции, которая проверяла в первый раз. Но участие сотрудников нижестоящей инспекции допускается.

Какой период. Проверять будут тот же период и те же налоги, что и при изначальной ревизии.

Что проверяют. Всю деятельность компании за период проверки. Изучают те же документы и обстоятельства, но в итоге сотрудники УФНС могут прийти к другим выводам, чем первые проверяющие.

«Как себя вести на выездной проверке: правила выживания в экстремальной ситуации»

  1. Налогоплательщик сдал уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога

Сюда же относят случаи, когда в декларации увеличена сумма убытка, т.к. это влияет на размер налога будущего периода (письмо ФНС от 03.09.2010 № АС-37-2/10613@).

Кто проверяет. В этом случае проверочные мероприятия будет проводить та же инспекция, что и в первый раз. Причем даже в том случае, если компания относится уже к другой инспекции.

Какой период. Проверять будут только тот период, за который сдана уточненная декларация.

Что проверяют. Только тот налог, по которому сдали «уточненку», и только связанные с корректировками данные.

Например, если организация заявила о новых расходах по налогу, то проверить могут только расходы по этому налогу. Другие налоги и обстоятельства налоговики перепроверять не вправе.

Даже если они это сделают и найдут нарушения, которые не обнаружили в первый раз, никаких санкций по ним предъявить не смогут.

Если налоговая проверка в компании уже прошла, в течение трех лет проверить организацию могут еще раз. Поэтому нет смысла вступать в сговор с местной инспекцией, ведь вышестоящий орган может отменить ее решение и наложить санкции. Лучше с самого начала вести налоговый учет так, чтобы не привлекать к компании повышенный интерес со стороны ИФНС.

В рамках этой услуги риск назначения выездной проверки и, тем более, повторной выездной ревизии, стремится к нулю.

Мы знаем, что именно будет смотреть ИФНС и какие данные сопоставлять, поэтому осознанно и с пониманием возможных рисков ведем налоговый учет и формируем отчетность. Чтобы избежать ненужных вопросов о расхождениях в отчетности, , там, где это возможно и не противоречит требованиям законодательства, наши специалисты ведут бухгалтерский учет по правилам налогового.

В процессе ведения учета специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности, на которые опирается ИФНС, принимая решение о более тщательной проверке налогоплательщика. В зоне налогового учета лежат основные риски для клиента, поэтому налоговому учету и отчетности мы уделяем первостепенное внимание.

Сам факт, что компания сдала уточненный отчет, еще не означает, что будет выездная проверка. Налоговики могут ограничиться и камеральной.

При реорганизации или ликвидации компании тоже могут назначить проверку, не оглядываясь на то, когда была предыдущая.

Ограничения по периоду проверки

Повторно проверить могут только три года, предшествующие году, в котором вынесли решение о повторной проверке. То есть, если компанию уже проверили за 2014-2016 годы в 2017 году, то, приняв решение о повторной проверке в 2018 году, налоговое Управление сможет проверить только 2015 и 2016 годы.

Если проверку хотят провести в связи со сдачей уточненной декларации, то срок давности в три года не действует. По этому поводу есть противоречия и неоднозначная трактовка Налогового кодекса.

Так, в пункте 10 статьи 89 НК РФ говорится об ограничении в три года для повторных проверок, а в пункте 4 той же статьи сказано, что проверяется тот период, за который представлена уточненная декларация. Но в пункте 4 речь идет о первичных налоговых проверках, а не о повторных.

Судебная практика в этом вопросе на стороне налоговиков. В Определении от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 Верховный суд обозначил, что ограничение глубины повторной выездной проверки не действует, если организация корректирует старую отчетность, т.к. в сроках подачи уточненных деклараций компании не ограничены – они вправе сдавать их и за период более трех лет (статья 89 Налогового кодекса).

В то же время, это не значит, что такую проверку можно назначить когда угодно, сколько бы времени ни прошло с момента сдачи уточненного отчета. Суд считает, что должны быть соблюдены разумные сроки. В частности, в упомянутом Определении суд счел, что 1 год и 10 месяцев, которые прошли после сдачи «уточненки» – слишком большой срок для того, чтобы принимать решение о повторной проверке.

Совет от 1С-WiseAdvice

Прежде чем сдавать «уточненку», нужно подумать, можно ли обойтись без этого, потому что последствием подобного пересмотра налоговых обязательств может стать повторная выездная проверка.

Каждый раз перед тем как готовить уточненную декларацию, эксперты 1С-WiseAdvice прилагают все усилия, чтобы правомерно внести изменения в отчетность клиента другими способами, например, в текущем периоде.

Какие могут быть последствия по результатам повторной проверки

При повторной ревизии инспекторы могут обнаружить нарушения, которые не были выявлены раньше. В этом случае они определят сумму недоимки и начислят пени.

А вот штраф по результатам повторной проверки выписать могут только в одном случае – если будет обнаружено, что при первой проверке нарушение не выявили, потому что налогоплательщик вступил в сговор с сотрудником налоговой инспекции. Во всех остальных случаях штрафовать налогоплательщика нельзя.

«Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается»

Если результаты первой выездной проверки были оспорены в суде

Если компания оспорила решение по первой проверке, это не мешает вышестоящему налоговому органу проверить ее еще раз. А вот могут ли по результатам этой проверки, несмотря на решение суда, сделать доначисления, – зависит от конкретной ситуации:

  1. Суд исследовал доказательства и доводы налоговиков, после чего пришел к выводу, что налогоплательщик не виноват и отменил решение налогового органа. В этой ситуации повторная проверка не может переоценивать выводы суда, иначе это нарушает права налогоплательщика. Доначислить налоги смогут только в том случае, если найдут новые нарушения, которые в суде не оспаривались.
  2. Суд не давал оценку доказательствам, на основании которых налоговики выносили решение, а отменил его только из-за процессуальных нарушений. Например, если компанию не ознакомили с результатами проверки. В этом случае доначисления при повторной проверке могут быть признаны законными.

Источник: https://1C-WiseAdvice.ru/company/blog/povtornaya-vyezdnaya-nalogovaya-proverka/

Повторная налоговая проверка: основания, порядок, помощь адвоката

Проведение повторной выездной налоговой проверки

   У сотрудников организаций налогоплательщиков существует расхожее выражение: «Хуже проверки может быть только повторная проверка». При этом, правовое сопровождение мероприятий налоговой проверки в организации, контроль правильности и законности действий должностных лиц ИФНС  — необходимые условий во избежание нежелательных последствий.

ВНИМАНИЕ: наш налоговый адвокат в Екатеринбурге поможет в Вам в процедуре повторной налоговой проверки: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните и получите консультацию уже сегодня!

Основания повторной налоговой проверки

   Повторная выездная проверка организации налоговым органом по тем же налогам и за тот же период проводится в порядке контроля налогового органа, принявшего решение по предыдущей проверке.

   Проверка налогового органа, оформленная в порядке повторной ( пункт 10 ст.

89 НК РФ) фактически не является повторной, если ее целью не является контроль вышестоящим налоговым органом нижестоящего или она проведена не на основании решения начальника налогового органа.

Данные выводы закреплены судебной практикой и Письмом ФНС РФ от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@ «О направлении обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам».

   Основания для повторной камеральной проверки не закреплены налоговым законодательством в силу того, что отсутствует определение повторной камеральной проверки.

Возможность у налогового органа повторно проверить организацию по итогам предоставления одной и той же декларации отсутствует, если не подавалась уточненная.

Камеральная проверка по одним и тем же налогам за тот же период на основании уточненной декларации не является повторной, проводится по тем же основаниям, что и камеральная проверка.

   Таким образом, новая камеральная проверка проводится по поводу представления организацией «уточненки», уменьшающей сумму налога. Если «уточненка» не подавалась, но была проведена проверка той же отчетности, принятое налоговым органом решение может быть признано судом незаконным.

ПОЛЕЗНО: подробнее про порядок проведения проверок ИФНС по ссылке

Повторная камеральная налоговая проверка

   После подачи уточненной декларации, налоговый орган вправе провести полную проверку по ней. Проводится она в общем порядке камеральной проверки на основании ст. 88 НК РФ.

  • Проверка проводится в налоговом органе на основании декларации и документации налогоплательщика.
  • Налоговый орган может использовать документацию о деятельности налогоплательщика, которой располагает.
  • Разрешение руководителя налогового органа на проведение проверки не требуется. Должностные лица ИФНС действуют в соответствии с должностными обязанности.
  • Срок проведения проверки – 3 месяца с даты представления в ИФНС декларации.
  • Проверка прекращается, если во время нее организацией подана новая уточненная декларация. В этом случае начинается новая проверка, при этом могут быть использована полученная ранее от налогоплательщика документация.
  • В ходе проверки налоговая может заявить требование о предоставлении документов, которое обязательно к исполнению в течение 5 дней
  • Основания для заявления требования: ошибки, противоречия, несоответствия в документации; уменьшение суммы налога в «уточненке»; заявленная сумма убытка; получение налоговых льгот.
  • Дополнительные документы, не предусмотренные порядком (ст. 88 НК РФ) налоговый орган требовать не может.

ВАЖНО: узнайте, как подготовиться к любой налоговой проверке по ссылке

Повторная выездная налоговая проверка

   Повторная выездная налоговая проверка (ПВНП) проводится вышестоящим налоговым органом в общем порядке, что и выездная проверка, но с целью контроля нижестоящей ИФНС.

  1. ПВНП проводится в помещениях проверяемой организации
  2. Основание – решение руководителя контрольного налогового органа или решение руководителя ИФНС о на основании поданной налогоплательщиком «уточненки». Решение должно быть оформлено в установленной форме и содержать предмет проверки, периоды, указание на должностных лиц – проверяющих.
  3. Проверка проводится по одному или нескольким налогам.
  4. Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налога в соответствии с мотивированным мнением;
  5. Период – три календарных года, предшествующих проверке.
  6. Срок проверки – не более 2 месяцев с даты вынесения решения о проведении проверки до формирования справки по ее итогам.
  7. Приостановление и возобновление проверки оформляется решением руководителя контрольного налогового органа. Срок приостановлений – не более 6 мес.
  8. Может быть проведена инвентаризация имущества организации
  9. По итогам проверки составляется справка

ПОЛЕЗНО: порядок проведения выездной проверки ИФНС у нас на сайте

Последствие повторных налоговых проверок

   По итогам налоговых проверок налоговым органом принимается решение. В случае, если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения, оформляется акт. Он оформляется в течение двух месяцев со дня окончания проверки и на основании справки. Акт составляется в течение 10 дней в случае выявления нарушений.

  • Оспаривание результатов проверки возможно путем:
  • Составления возражений на акт. Акт можно направить в течение месяца со дня получения акта.
  • Участие в рассмотрении результатов проверки путем предоставления возражений
  • Подача в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы в порядке налогового законодательства
  • Жалоба в вышестоящий налоговый орган при истечении сроков на подачу апелляционной жалобы
  • Обжалование в судебном порядке в апелляционный суд по месту нахождения ИФНС
  • Обжалование решения суда

P.S.: если Вам необходимо организовать правовое сопровождение организации при налоговой проверке или обжаловать результаты проверки — позвоните нашему адвокату и мы постараемся решить Ваш вопрос: профессионально, на выгодных условиях и в срок

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

А.В. Кацайлиди

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/povtornaya-nalogovaya-proverka/

Повторная налоговая проверка: когда и при каких условиях возможна?

Проведение повторной выездной налоговой проверки

4 июл 2018

Все случаи, когда повторная выездная проверка может быть назначена, перечислены в абз. 5,6 п. 10 ст. 89 НК РФ:

1. От юридического лица поступила уточненная декларация по любому из налогов. И компания хочет не доплатить в бюджет, а уменьшить ранее представленные в ФНС цифры.

2. Инспекция сама находится в поле зрения вышестоящих инстанций. Ее подозревают в некачественном проведении проверок. В этом случае анализируются представленные результаты. Если они вызывают сомнения у проверяющих, то вероятность проведения повторной проверки значительно повышается.

При этом обратите внимание, что камеральная проверка повторно не назначается и не проводится. Это положение закреплено в ст.88 НК РФ. Исключение — сдача уточненки по налогам. Если в декларации будет уменьшение, то ничего не помешает инспектору перепроверить предоставленную информацию и провести новую камералку.

Для рядовых же юридических лиц важно знать, чем они рискуют при повторном визите инспекторов и как эти риски минимизировать.

1. Подана уточненная декларация с уменьшением суммы налога.

Как проводится проверка?

– Порядок проведения повторной проверки

Если налогоплательщик по различным причинам предоставил в ФНС уточненную декларацию по любому налогу и инспекторы зафиксировали, что сумма налога подлежит уменьшению, то повторная проверка предполагает изучение и анализ документов за тот период, к которому относится уточненка.

Решение о проверке принимается руководством той же инспекции, которая проверяла налогоплательщика раньше.

Важно: при изучении первички, обороток могут быть найдены ошибки и нарушения, не выявленные в ходе первоначальной проверки. И в этом случае ИФНС не имеет права доначислить проверяемой организации налоги и штрафные санкции.

Исключение будет сделано только в случае, если удастся доказать, что проверяющий содействовал сокрытию ошибок, помогал предприятию избежать ответственности. Соответствующее положение прописано в абз. 7 п. 10 ст. 89 НК РФ.
Налоговый Кодекс и иные нормативные акты не накладывают никаких ограничений на количество повторных выездных налоговых проверок. В данном случае п. 5 ст.

89 НК РФ, ограничивающий количество проверок, в расчет не принимается. Про абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ необходимо помнить в ситуации, если уточненный расчет с уменьшением подается по авансовым платежам. В этом случае налоговики не могут проводить повторную проверку.

Важно: руководителю предприятия стоит дважды, а то и трижды подумать, прежде чем подписывать декларацию к уменьшению за уже проверенный период. Если сумма небольшая, то и риск невелик. Чем больше сумма, тем больше вероятность получить уведомление о проведении повторной проверки. В первом случае ИФНС потратит на проведение проверки сумму большую, чем сможет доначислить.

Если же юрлицо желает уменьшить сумму налога на миллион-другой, то повод перечитать первичную документацию найдется. Необходимо иметь веские основания для подачи уточненного расчета на большие суммы.

В работе предприятий может произойти всякое. Могут измениться условия контракта, покупателю предоставлена значительная скидка, или появились расходы, не предусмотренные изначально.

В любой из ситуаций нужно иметь документарное подтверждение того, что налог действительно уменьшен. И каждый из документов должен быть безупречен.

– За какой период готовить документы для повторной проверки?

Важно знать, что инспектор имеет право перепроверить документы и их отражение в налоговом учете за 3 (три) предшествующих года.

Но многие ошибочно полагают, что этот период отсчитывается от даты, когда получено уведомление о проведении проверки. Чтобы избежать ошибок, важно перечитать абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ. Здесь сказано, что все сроки отсчитываются не от конкретного числа, а от года, в котором проверка была назначена.

Соответственно, если в 2018 году сдать уточненные данные за 2013, то, скорее всего, можно не беспокоиться о том, что фискалы захотят пересчитать, правомерно ли было сделано уменьшение налога. Но и подателю уточняющей декларации от такого поступка прибыли не будет. Вернуть излишне уплаченные налоги или перезачесть их в счет будущих платежей можно также в течение 3-х лет с даты уплаты.

Такое положение содержится в п. 7 ст. 78 НК РФ. Аналогичная позиция отражена в Письме Минфина №03-02-07/1-152 от 08 апреля 2010 года.

Но налоговиков такое положение не всегда устраивает.

Они все чаще, в том числе в суде, пытаются доказать, что если есть уточненная декларация, то должно быть и право проверить ее достоверность даже в ситуации, когда прошли 3 года, отведенные законодательно на проведение проверок. Такая же позиция содержится и в документах надзорных органов (письма Минфина России от 19 апреля 2013 № 03-02-07/1/13473, ФНС России от 17 июля 2015 № СА-4-7/12693@).

05 марта 2015 года ВС РФ вынес определение № 305-КГ15-606, особо подчеркивающее, что налогоплательщик имеет право подавать уточняющие декларации и в ситуации, когда прошло 3 и более лет после того периода, к которому уточненка относится. Это дает ФНС право назначить проверку этого периода.

В таком случае и соблюдается принцип налогового регулирования, и сохраняется баланс интересов государства и налогоплательщика.
Судебные инстанции при разрешении подобных споров все чаще становятся на сторону фискальных органов. В решениях указывается, что срок давности (3 года) не распространяется на случаи, когда сдаются уточненки с уменьшением исчисленного налога.

Налоговики в такой ситуации имеют право на проведение повторных проверок. Если же п. 10 ст. 89 НК РФ толковать иначе, то налогоплательщики смогут беспрепятственно подавать декларации с уменьшением налога, зная, что никто не сможет перепроверить подлинность представленных данных. Такое определение вынес ВАС РФ 08 ноября 2013 № ВАС-15070/13.

Другой вариант снижения налоговой нагрузки — подача уточняющей декларации за неделю – месяц до истечения 3-х летнего срока в надежде на то, что в этом случае ФНС не успеет обработать полученную информацию и вынести решение о проведении повторной проверки. Право ФНС на перепроверку данных в данной ситуации было подтверждено Постановлением АС ДВО 15 июня 2015 по делу № Ф03-2384/2015.

Аналогичная позиция отражена в решении ФАС ЗСО от 19 марта 2013 по делу № А27-14195/2012. Президиум ВАС РФ в своем постановлении № 8163/09 от 16 марта 2010 года указал, что налогоплательщики никак не ограничены в своем праве уточнять представленные ранее данные о начисленных налогах.

Но и налоговики должны иметь возможность проверить, насколько данная информация соответствует действительности.

2.

Повторная проверка в ситуации, когда работу региональной ИФНС проверяет вышестоящая инстанция

– В какой ситуации может быть назначена повторная выездная налоговая проверка

Районные и межрайонные налоговые инспекции сами периодически попадают в поле зрения вышестоящих инстанций.

Налогоплательщик может и не иметь никаких прегрешений перед законом, но проверять будут именно его. Именно бухгалтерии налогоплательщика придется вновь доставать из архива папки, распечатывать налоговые регистры и общаться с инспекторами, отставив текущую работу на второй план.

Решение о повторном визите фискальных органов может принять УФНС области, края или республики.

Если же первичная проверка проводилась именно ФНС субъекта, то решение о повторной будет принимать ФНС РФ. Конкретный состав проверяющих законодательно не регулируется. Комиссия может состоять полностью из инспекторов вышестоящей структуры. Возможно подключение к работе и сотрудников проверяемой инспекции.

Как показывает практика, подобные проверки не несут ничего хорошего ни районной ФНС, ни налогоплательщику.
Основная причина проведения повторной проверки — вышестоящие органы полагают, что первичная проверка проведена некачественно.

А далее уже возможны подпричины:

— нет доначислений по налогам, или их сумма незначительна;
— доказательная база сформирована формально;
— проверены взаимоотношения не со всеми или «не с теми» контрагентами;
— есть подозрения, что проверяющий находился в сговоре с налогоплательщиком.

Последнее основание для повторной ревизии основано на абз. 7 п. 10 ст. 89 НК РФ.

– Для повторной выездной налоговой проверки нужны веские основания

Анализ проведенных повторных проверок показывает, что каждая из них должна иметь весомые основания. В частности, в ситуации, когда региональная ФНС хочет проверить работу подчиненных структур.

Если достаточных оснований нет, то проверка преобразуется «из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности, ограничения свободы предпринимательства и права собственности». Такое Постановление вынес КС РФ от 16 июля 2004 № 14-П.

Аналогичное мнение высказано ВС РФ 16 сентября 2014 года в Постановлении № 301-КГ14-1038.

В данном деле УФНС провела повторную проверку налогоплательщика, но акт проверки касался только данных, полученных новым инспектором. В итоговом документе нет никакого сравнения с результатами первичной проверки. Суд особо подчеркнул, в акте проверки не анализируются данные первичной ревизии, не указано, какие вопросы планировалось исследовать, какие выводы по данным вопросам были сделаны.

Нет и никаких упоминаний о том, что первичная проверка вообще проводилась.

Инстанция, принявшая решение о проведении повторной проверки, не смогла доказать, что первая проверка данного налогоплательщика была проведена неэффективно, что проверена только часть документов.

От УФНС не поступило достаточных доказательств, что новая ревизия была проведена с целью перепроверить данные, указанные в акте первой проверки. Такой вывод указан в постановлении ФАС ВВО от 25 апреля 2014 № А29-1670/2013. Соответственно, есть все основания считать, что проверка, проведенная УФНС, не является повторной. Она переквалифицирована в новую проверку.

И назначали ее не для того, чтобы проверить правильность и полноту первоначальной проверки, а для того, чтобы доначислить налоги. При этом налоговики никак не оспаривали и не подвергали сомнению выводы первого проверяющего.

В 2015 году уже АС МО рассматривал заявление налогоплательщика о правомерности проведения повторной проверки вышестоящей инстанцией. Результаты отражены в постановлении суда от 21 декабря 2015 года по делу № А40-57636/15. В данной ситуации на предприятии проводилась первичная налоговая проверка. Но вышестоящая инстанция решила не дожидаться ее результатов и вынесла решение о проведении повторной. Поводом для повторного визита к налогоплательщику было то, что по проверяемым данным истекал трехлетний срок, отводимый на проверки (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ). Налогоплательщику акт по результатам первичной проверки был вручен 01 декабря 2014 года. А уже 30 декабря 2014 года было принято решение провести повторную проверку. И при этом было решено перепроверить не все налоги, а только один.

В указанном постановлении суда сказано, что как только составлена справка, проверку можно считать оконченной. Далее уже на основании данного документа будет сформирован акт с перечислением всех проведенных контрольных мероприятий, их результатов и выводов проверяющих. Далее выносится решение по проверке. В ст. 89 НК РФ не содержится ни слова о том, что решение о повторной проверке выносится после того, как руководство ИФНС утвердит итоги первичной. Также в судебном акте отмечается, что ст. 89 НК РФ (п. 10) не содержит предписаний о том, что обязательно нужно перепроверять все налоги.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ и сформировавшаяся судебная практика предоставляют фискальным органам широкие полномочия для проведения повторной выездной проверки налогоплательщика. Это необходимо учитывать, но если ваша бухгалтерия работает слаженно и профессионально, а деятельность организации проводится в полном соответствии с действующим законодательством, то опасаться абсолютно нечего.

Источник: https://CentralDep.ru/news/povtornaya-nalogovaya-proverka-kogda-i-pri-kakikh-usloviyakh-vozmozhna/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.