Стоимостная характеристика налогов

Содержание

Шпаргалка: Все о налогах: характеристика, функции, методы, принципы

Стоимостная характеристика налогов

1.Экономическое содержание налога. Признаки налога

Налог –индивидуальный, относительно безвозмездный обязательный платеж, взимаемый в форме отчуждения находящихся в собственности, оперативном ведении или хозяйственном управлении денежных средств, которые идут на формирование доходов бюджетов разных уровней Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения юридически значимых действий.

Признаки налога

1.Обязательность – налоги вводятся специальным законодательством. Налоговое законодательство можно ранжировать:

А)конституция РФ

Б)налоговый кодекс РФ

В)нормативные акты, вводимые ФНС и МинФином

2.Налоги носят исторический характер, они возникли с возникновением государства.

3.Относительная безвозмездность (безэквивалентность)

4.Налоги взыскиваются преимущественно в денежной форме.

5. Налоги являются финансовой категорией.

6. В процессе налогообложения происходит либо смена собственника денежными средствами, либо смена управляющего этими средствами.

За счет налогов государство не только обеспечивает финансирование важнейших общественных потребностей (поддержание системы управления, содержание армии, обеспечение правопорядка, образование, здравоохранение, культура и т.д.

), но осуществляет целенаправленное регулирование производственно-экономической деятельности предприятий и частных лиц. В современных государствах через налоги мобилизируется в казну и перераспределяется от 30 до 50% ВВП.

Налоги представляют собой финансовую основу существования государства, с помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода с целью образования централизованных фондов денежных средств.

2.Функции налогов в экономической системе

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция налога показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Налоги выполняют четыре основные функции: а)фискальную; б)регулирующую; в)распределительную; г)контрольную. Фискальная функция позволяет осуществлять формирование финансовых ресурсов государства в бюджетной системе и внебюджетных фондах.

Используя регулирующую функцию налогов, государство оказывает прямое воздействие на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

В рамках распределительной функции выделяют пять подфункций: 1)первоначальная распределительная; 2)перераспределительная; 3)стимулирующая; 4)сдерживающая; 5)воспроизводственная.

С помощью контрольной функции обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, оценивается эффективность налогового механизма и выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику и бюджетную систему.

налог налогообложение бизнес доход

3. Принципы налогообложения. И их реализация в налоговой системе. Классические принципы: (разработал Адам Смит)

1) Принцип всеобщности налогообложения – каждый должен платить налоги равным образом соразмерно своим возможностям.

2) Принцип удобности – налоги нужно взыскивать в такое время и таким способом, который наиболее удобен плательщику.

3) Принцип определенности – время, место, способ платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.

В РФ этот принцип реализуется: новые налоги и изменения существующих налогов не могут вступить в силу ранее чем через месяц после официальной публикации (если изменения), ранее очередного налогового периода по данному налогу; а новые налоги – не раньше чем со следующего года. Ухудшающие положение налогоплательщика поправки – обратной силы не имеют.

4) Принцип экономии затрат – расходы по сбору налогов должны быть существенно меньше, чем сумма собираемых налогов.

Законодательные принципы:

1)Налоги не должны носить дискриминационный характер в зависимости от формы собственности, места происхождения капитала , политических и религиозных убеждений, пола, расы.

1) Налоги не должны нарушать единое экономическое пространство страны.

3) Налоги не должны подрывать конституционные права и свободы граждан.

4) Не должно быть разное налогообложение в зависимости от формы собственности.

Принцип нейтральности: Налоги не должны оказывать существенного влияния при принятии управленческих решений.

4. Налоговое бремя экономики и бремя гос-ва

К. Маркс сказал, что в налогах воплощено эк-ое выраженное существование гос-ва. Т.е. можнос казать, что налоги возникли там и тогда, где и когда возникло гос-во.

Налогооблажение (н-ж), начавшееся в древности с десятины, необх-мо было правителям чтобы иметь в казне ср-ва для финансирования расходов по содержанию армии и обороне гос-ва, обеспечению обещственного порядка и управлению. Эти ф-ции сохраняются у гос-ва и сейчас, и дополняются новыми – эк-ой, социальной и экологической. Соц.

ф-ция гос-ва возникла в последней четверти 19 века и к концу 20 века стала преобладающей в расходах демократических гос-в. С развитием гос-ва, расширением состава его ф-ций и углублением каждой из них казне требовалось все больше фин. Ср-в для выполнения своих обязат-в перед общ-вом.

Для покрытия растущих потребностей казны власть вводила новые налоги, сборы и пошлины. Налог. бремя на эк-ку представляет собой отношение всех поступивших налогов к ВВП. Налоговые поступления в бюдж. Систему, рассчитанные в процентах к ВВП (ВВП включает оплату труда, валовую прибыль и амортизационные отчисления, налоги на продукты – НДС, акцизы и импорт, др.

налоги на произв-во), характеризуют налоговую емкость ВВП, уровень налогового бремени эк-ки. Так, в 2005 году налогоемкость ВВП в РФ составила 36,6%, т.е. в каждом рубле, произведенного валового внутреннего продукта доля налогов и сборов составила боле 36 коп (с учетом таможенных пошлин).

Для сравнения 2003 года налогоемкость в Швеции – 50,8%, Дании 48,8%, Франции – 43,8%. В среднем по 15 странам ЕС дола налогов и соц. отчислений в стр-ре ВВП – 40,6%. Отметим, что в Дании, Швеции и др. скандинавских странах осуществляется широкомасштабная соц. политика, требующая аккумулирования больших ср-в. Наиболее высокие показатели отчислений на соц.

страхование в стр-ре доходов бюдж. Системы имеют Германия, Франция. Япония (около 36%). Налоговая емкость ВВП (налог. Бремя эк-ки) в каждом гос-ве формируется с учетом исторических, эк. И соц. условий и факторов: золотая середина определяется исходя из потребностей гос-ва в фин. Ресурсах для выполнения своих ф-ций, необх-ти обесп-ия условий для развития общественного произв-ва и роста благосостояния граждан.

5. Методы расчета уровня налоговой нагрузки организации

Налоговая Нагрузка – это 1. отношение суммы налоговых платежей к расходам, связанным с производством и реализацией продукции, работ, услуг; 2. отношение налоговых платежей к выручке от реализации продукции, работ, услуг.

Для расчета налоговой нагрузки организаций используется две формулы: НБор = Но : Р и НБовр = Но : ВР, где НБор – налоговая нагрузка организаций, рассчитываемая к расходам, связанным с производством и реализацией продукции, работ, услуг; НБовр – налоговая нагрузка организаций, рассчитываемая к выручке от реализации продукции, работ, услуг; Но – сумма всех уплаченных организацией налогов, включая прямые и косвенные, без налога на доходы физических лиц, Р – расходы, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, ВР – выручка от реализации продукции, работ, услуг.

6. Налоговая политика: сущность и инструменты ее реализации в РФ

Налоговая политика (НП) – комплекс мероприятий гос-ва в области налогов, осущ-мых органами власти и управления в соотв-вии с нормами наолог. права. НП явл. частью финансовой политики. Ее цели и содержание обусловлены строем об-ва и соц. группами, стоящими у власти.

НП использ-ся гос-вом для перераспред-я НД в целях изменения стр-ры пр-ва, территориально-экономич-ко развития, повышения ур-ня доходности отдельных групп населения. Задачи НП: 1.обеспечить гос-во финанс-ми ресурсами; 2.создать условия для регулир-я хоз-ва страны в целом; 3.

сгладить возникающее в процессе рыночных отношений неравенство в ур-не доходов населения. Цель НП – выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Она м.б. достигнута объединением эк. процессов для достижения развития общ-го пр-ва. Цель НП м.б. рассчитана на перспективу и на относительно короткий период.

В связи с этим различают налог. стратегию и налог. тактику. Налог. стратегия – метод налог. предвидения с расчетами на перспективу, т.е. выделяются «+» и «-» исполнения налог. части бюджета, а также важные тенденции обществ-го развития. При разработке налог. стратегии гос-во руководствуется следующ. задачами: 1.

экономич-ми – обеспечение динамического эк. роста, ослабление цикличности пр-ва, ликвидация диспропорций развития, преодоление инфляц-ных процессов; 2. соц-ми – перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулир-я роста прибыли и недопущения падения доходов населения; 3. фискальными – повышение доходов гос-ва; 4.

междунар-ми – укрепление эк-ких связей с др. странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса. Налог. тактика – совок-ть практических действий соотв-щих органов власти и управл-я при выработке общих вопросов налогообложения на предстоящий год. При разработке налог.

тактики решаются конкретные задачи, при этом учитывается политика сегодняшнего дня. Стратегия и тактика неразделимы. Налог. стратегия предусматривает тактические мероприятия на короткий период. Реализация тактики обеспечивает выполнение стратегич. плана. НП осущ-ся через налог. механизм.

7.Налоговая система и этапы ее становления в РФ

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-216736.html

Что такое налоговая база и налоговая ставка

Стоимостная характеристика налогов

Очередной выпуск налогового ликбеза. Я уже рассказывал о том, что такое налоги и сборы и какими они бывают и что такое объект налогообложения. Сегодня разберемся с понятиями налоговой базы и налоговой ставки. Эти категории определяет ст. 53 НК РФ.

Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Проще говоря, налоговая база – то, в чем измеряют объект налогообложения, чтобы потом умножить его на налоговую ставку и получить сумму налога.

Налоговые ставки бывают трех видов.

  1. Специфические. Выражаются в рублях на единицу налоговой базы. Например, 31 рубль за 1 литр вина.
  2. Адвалорные. Выражаются в процентах с единицы налоговой базы. Например, 20% от прибыли.
  3. Комбинированные. Сочетают специфическую и адвалорную части. Например, 1966 рублей за 1000 сигарет + 14,5% их расчетной стоимости.

Налоговые базы и ставки для федеральных налогов

Налог на добавленную стоимость (НДС). База – стоимость реализованных товаров, работ, услуг (ст. 153 НК РФ). Ставки: 0%, 10% и 20% в зависимости от того, какие товары и кому реализуются (ст. 164 НК РФ).

Акцизы. База – объем или стоимость реализованных подакцизных товаров (ст. 187 НК РФ). Ставки зависят от конкретного товара (ст. 193 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). База – денежное выражение доходов физического лица (ст. 210 НК РФ). Ставки: 9%, 13%, 30%, 35% в зависимости от вида доходов (ст. 224 НК РФ).

Налог на прибыль организаций. База – денежное выражение прибыли (ст. 274 НК РФ). Ставки: 0%, 5%, 9%, 13%, 15%, 20%, 30% в зависимости от того, какие доходы привели к образованию прибыли и какая организация их получала (ст. 284 НК РФ).

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. База – одно добытое сухопутное животное или тонна водных биологических ресурсов. Ставка зависит от вида добычи (ст. 333.3 НК РФ)

Водный налог. База – объем забранной воды, площадь акватории, количество произведенной электроэнергии или произведение объема сплавляемой древесины на расстояние сплава в зависимости от вида использования водных ресурсов (ст. 333.10 НК РФ). Ставка тоже зависит от вида использования водных ресурсов (ст. 333.12 НК РФ).

Государственная пошлина. Налоговая база НК РФ не установлена, но фактически это услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска. Ставки зависят от конкретного действия (гл. 25.3 НК РФ).

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. База – денежное выражение дополнительного дохода от добычи углеводородного сырья на участке недр (ст. 333.50 НК РФ). Ставка: 50% (ст. 333.54 НК РФ).

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). База – стоимость или количество полезных ископаемых, добытых из недр и извлеченных из отходов добывающего производства в зависимости от вида ископаемого (ст. 338 НК РФ). Ставки тоже зависят от вида ископаемого (ст. 342 НК РФ).

Налоговые базы и ставки для региональных налогов

Транспортный налог. База – мощность двигателя в лошадиных силах для наземных транспортных средств, валовая вместимость либо единица транспортного средства либо тяга реактивного двигателя для водных и воздушных транспортных средств (ст. 359 НК РФ). Ставки зависят от региона и величины налоговой базы (ст. 361 НК РФ).

Налог на игорный бизнес. База – общее количество столов и автоматов, процессинговых центров букмекерских контор, тотализаторов, их интерактивных ставок, пунктов приема ставок букмекерских контор и тотализаторов (ст. 367 НК РФ). Ставки зависят от региона и конкретного объекта налогообложения (ст. 369 НК РФ).

Налог на имущество организаций. База – кадастровая стоимость недвижимости, а если ее нет – среднегодовая стоимость, исчисленная по данных бухгалтерского учета (ст. 375 НК РФ). Ставки устанавливаются регионами, но не могут превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ) .

Налоговые базы и ставки для местных налогов

Земельный налог. База – кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ). Ставки устанавливаются муниципалитетами в зависимости от назначения земель, но не могут превышать 1,5% (ст. 394 НК РФ).

Налог на имущество физических лиц. База – кадастровая стоимость недвижимости (ст. 402 НК РФ). Ставки устанавливаются муниципалитетами в зависимости от характера недвижимости, но не могут превышать 2% (ст. 406 НК РФ).

Торговый сбор. База – площадь движимого и недвижимого имущества, которое используется для торговли хотя бы один раз в течение квартала. Ставки устанавливаются муниципалитетами, но не могут превышать сумму налога на патентной системе налогообложения в этом муниципалитете, а для розничных рынков – 550 руб. (ст. 415 НК РФ).

База и тарифы обложения страховыми взносами

База обложения страховыми взносами – сумма выплат и иных вознаграждений работодателем в пользу физических лиц (ст. 421 НК РФ). Тарифы:

  • обязательное пенсионное страхование – 22%;
  • обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2,9%;
  • обязательное медицинское страхование – 5,1%.

Налоговые базы и ставки для спецрежимов

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). База – денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (ст. 346.6 НК РФ).

Ставка: 6%, но региональными законами может быть уменьшена до 0% для всех налогоплательщиков или отдельных категорий (ст. 346.8 НК РФ). На сайте ФНС можно посмотреть какие ставки ЕСХН действуют в вашем регионе.

Для этого нужно выбрать регион в верхней строке. Если в нижней части страницы не появилось информации об особых ставках для региона, то ставка обычная.

Упрощенная система налогообложения (УСН). База – налоговых баз как и объектов налогообложения две. Если объект – доходы, то база – денежное выражение этих доходов. Если объект – доходы минус расходы, то база – денежное выражение этой разности (ст. 346.18 НК РФ).

Ставки тоже зависят от объекта налогообложения. В первом случае это 6%. Но регион может снизить эту ставку вплоть до 1%. Во втором случае это 15%. Но регион может снизить эту ставку для некоторых категорий налогоплательщиков до 5% (ст. 346.20 НК РФ).

На сайте ФНС можно посмотреть какие ставки УСН действуют в вашем регионе.

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). База – величина вмененного дохода. Это произведение базовой доходности по виду деятельности, которую устанавливает государство, на величину физического показателя, характеризующего этот вид деятельности (ст. 346.29 НК РФ).

Например, для розничной торговли это площадь торгового места, а для пассажироперевозок – количество посадочных мест. Ставка: 15%. Но муниципалитеты могут снизить ее вплоть до 7,5% в зависимости от категории налогоплательщика и вида предпринимательской деятельности (ст. 346.

31 НК РФ) На сайте ФНС можно посмотреть какие ставки УСН действуют в вашем регионе.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Здесь нет своей налоговой базы, потому что нет отдельного объекта налогообложения. Этот спецрежим подразумевает особый порядок расчета налогов по ОСНО и возможное освобождение от уплаты региональных и местных налогов. Ставки тоже зависят от конкретных налогов (глава 26.4 НК РФ).

Патентная система налогообложения (ПСН).

База – денежное выражение потенциально возможного к получению годового дохода индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности (ст. 346.48 НК РФ). Ставка: 6%.

Но регион может снизить ее вплоть до 0% для отдельных категорий налогоплательщиков. На сайте ФНС можно посмотреть какие ставки ПСН действуют в вашем регионе.

Ставьте лайк, если вам нравится налоговый ликбез и вы хотите, чтобы эта рубрика продолжалась. И подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/accwhisper/chto-takoe-nalogovaia-baza-i-nalogovaia-stavka-5f3f5db14d12c246722095bc

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Стоимостная характеристика налогов

Налоговая база (налогооблагаемая база) – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая база является одним из обязательных элементов налога.

функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить.

Общие вопросы исчисления налоговой базы

1. Налоговая база и порядок её определения устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).

2. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учёта и (или) на основе иных документально подтверждённых данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчётным) периодам, в текущем налоговом (отчётном) периоде перерасчёт налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчёт налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчётный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

3. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учёта доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

4. Вышеизложенные правила распространяются также на налоговых агентов.

5. Остальные налогоплательщики — физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учёта полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

Налоговая база – это величина, исходя из которой, рассчитывается сумма налога путем умножения налоговой базы на ставку налога.

По разным налогам это могут быть доходы, прибыль, стоимость имущества или других объектов налогообложения.

Методы учета налоговой базы

В НК предусматривается два метода учета налоговой базы – кассовый и накопительный. При кассовом методе для исчисления налоговой базы учитываются только те доходы (расходы), которые реально получены (произведены) налогоплательщиком. Например, денежные средства фактически поступили в кассу или зачислены на счет в банке, имущество передано в собственность и т.п.

При накопительном методе главным для исчисления налоговой базы является момент возникновения имущественных прав и обязательств.

Доходами здесь признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, независимо от их фактического поступления. Аналогичным образом при накопительном методе определяются и расходы налогоплательщика.

Налоговая база для разных налогов

Налоговая база для разных налогов исчисляется по – разному, для каждого налога, который рассчитывается с учетом налоговой базы, она своя.

Так, для налога на имущество, налоговая база – это остаточная стоимость основных средств или кадастровая стоимость недвижимости.

А налоговая база по транспортному налогу – это мощность двигателя автомобиля в лошадиных силах.

Для определения налоговой базы по налогу на прибыль, в расчете налоговой базы приводятся следующие данные:

  • сумма доходов от реализации, полученных за отчетный период, сюда относят, например, доходы от продажи товаров и услуг, производимых или предоставляемых предприятием, а также от продажи ценных бумах, имущества, основных средств и пр.;
  • сумма расходов, на которую будет уменьшена сумма доходов, к ним относятся расходы непосредственно на производство и те, что связаны с реализацией источников дохода;
  • прибыль или убыток от реализации – сумма доходов и расходов;
  • сумма внереализационных доходов;
  • сумма внереализационных расходов;
  • прибыль или убыток от внереализационных доходных и расходных операций;
  • итоговая сумма, которая и является налоговой базой.

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц – это общая сумма доходов гражданина, с которых он обязан заплатить налог. Она складывается из всех доходов, которые получает физическое лицо в течение года.

Налоговая база: подробности для бухгалтера

  • Кого вызовут на комиссию по легализации налоговой базы … комиссии
    Трудозатрат комиссии по легализации налоговой базы требуют совсем немного, а результат … том, что комиссия по легализации налоговой базы – не налоговая проверка. То есть …
  • Учет расходов при УСН. Особенности признания в налоговой базе … есть определенные виды расходов в налоговой базе, признание которых «упрощенцем» в … есть определенные виды расходов в налоговой базе, признание которых «упрощенцем» в … начале назовем виды расходов в налоговой базе, которые учитываются в порядке, … указал на невозможность включения в налоговую базу усн обозначенных затрат. Причина – … на невозможность включения их в налоговую базу (см., например, письма Минфина … отстоять правомерность включения в налоговую базу затрат на асфальтирование территории торгового …
  • Законные способы сокращения налоговой базы … законные и надежные способы сокращения налоговой базы. Одним из действенных способов увеличения … законные и надежные способы сокращения налоговой базы.
    Политика государства по выводу бизнеса …
  • Прогрессивная ставка НДФЛ и другие новшества Федерального закона № 372-ФЗ … основная налоговая база», «совокупность налоговых баз», устанавливаются перечни отдельных видов доходов, совокупность налоговых баз по … основная налоговая база», «совокупность налоговых баз», устанавливаются перечни отдельных видов доходов, совокупность налоговых баз по … нововведения подробно.
    Налоговая база и совокупность налоговых баз
    При определении налоговой базы учитываются все … руб.;
    вводятся понятия «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз». Установленное пороговое значение – …
  • Наиболее частые нарушения выявляемые ФНС … налогообложения, не отражены в налоговой базе по упрощенной системе налогообложения. … должны учитываться при формировании налоговой базы по указанному специальному налоговому … РФ
    Неисполнение обязанности либо занижение налоговой базы налоговыми агентами по исчислению, … продукции, выявлены факты занижения налоговой базы, которая не соответствует фактическому … в расходы при исчислении налоговой базы расходов без соответствующего документального …
  • Налог на прибыль в 2018 году: разъяснения Минфина России … налогоплательщиками, принимать в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций … связи распределение общехозяйственных расходов между налоговыми базами, в отношении которых применяются разные … и переносится на уменьшение соответствующей налоговой базы в последующих отчетных (налоговых) … учтены в целях налогообложения в налоговой базе действующего постоянного представительства.
    Письмо … 0 процентов может применяться к налоговой базе указанной присоединившей организации, определяемой …
  • НДС в 2018 году: разъяснения Минфина России … предоставлении вышеназванных прав налогоплательщикам НДС налоговую базу по этому налогу следует … и федеральными государственными унитарными предприятиями налоговую базу следует определять в соответствии … негосударственным пенсионным фондом порядка определения налоговой базы, установленного пунктом 3 статьи … комитентом, включаются комиссионером в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость … (эксплуатацию), выплачиваемая концессионеру, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость …
  • Если АУ получило убыток от приносящей доход деятельности … предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на … убытка предыдущих налоговых периодов, уменьшающей налоговую базу текущего налогового периода.
    Показатель по … убытка, на которую налогоплательщик уменьшает налоговую базу текущего налогового периода.
    Положение п … таблицу.
    Отчетные (налоговый) периоды
    Налоговая база
    50 % налоговой базы
    (п. 2 х 50 %)
    Сумма … таблицу.
    Отчетные (налоговый) периоды
    Налоговая база
    50 % налоговой базы
    (п. 2 х 50 %)
    Сумма …
  • Если за 2018 год получен убыток по налогу на прибыль … предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на … РФ; ограничение действует в отношении налоговой базы, сформированной от иной хозяйственной деятельности … таблицу.
    Отчетные (налоговые) периоды
    Налоговая база
    50 % налоговой базы
    (п. 2 х 50 … убытка предыдущих налоговых периодов, уменьшающей налоговую базу текущего налогового периода.
    Показатель по … таблицу.
    Отчетные (налоговые) периоды
    Налоговая база
    50 % налоговой базы
    (п. 2 х 50 …
  • НДФЛ в 2018 году: разъяснения Минфина России … оплаты, производимой организацией, включаются в налоговую базу указанных физических лиц. Соответственно, … которого налоговый агент осуществляет определение налоговой базы налогоплательщика. Если налогоплательщик такое … предоставляется налоговым агентом при исчислении налоговой базы нарастающим итогом в каждом … до окончания налогового периода, налоговая база после прекращения выплат налоговым агентом … , производимой организацией, включаются в налоговую базу указанных физических лиц.
    Письмо от …
  • Введена «почти дифференцированная» шкала по НДФЛ … РФ (основная налоговая база).
    У каждой налоговой базы свои нюансы
    Большая часть перечисленных налоговых баз (за … в отношении трех налоговых баз применяются специальные налоговые вычеты:
    Налоговая база
    Норма НК РФ … доходов, учитываемых при определении основной налоговой базы, может переноситься на предшествующие налоговые … данном пункте установлены особенности определения налоговой базы:
    по доходам от продажи … при определении основной налоговой базы (то есть если основная налоговая база уже равна нулю …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за декабрь 2020 … форме через российскую организацию – посредника налоговая база по налогу на добавленную стоимость … стоимость. При этом моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода … налоговой ставки 0 процентов к налоговой базе, определяемой по соответствующим операциям, исчисляется … амортизируемым имуществом, включаются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций … оплаты, производимой организацией, включаются в налоговую базу указанных физических лиц.
    Письмо от …
  • Представление «уточненки» по налогу на прибыль в рамках приносящей доход деятельности … обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным … налогового периода, учитываемых при определении налоговой базы.
    В соответствии с позицией Президиума … № ММВ-7-3/475@ корректировка налоговой базы при реализации налогоплательщиком предоставленного абз … есть в этой ситуации перерасчет налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода … невозможен.
    Учреждение вправе включить в налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода сумму …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за декабрь 2018 года … предоставлении вышеназванных прав налогоплательщикам НДС налоговую базу по этому налогу следует … , не учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций … налогоплательщиками, принимать в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций … связи распределение общехозяйственных расходов между налоговыми базами, в отношении которых применяются разные … оплаты, производимой организацией, включаются в налоговую базу указанных физических лиц. Соответственно, организация …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за февраль 2020 … налоговом периоде, в котором определяется налоговая база по реализуемым товарам (работам, … налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, налоговая база определяется как разница между ценой … указанных автомобилей. Данный порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость … наступил, налогоплательщик-кредитор вправе определять налоговую базу по налогу на прибыль организаций … Федерации, не учитываются при определении налоговой базы. Следовательно, если акционерное общество во …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalogovaya_baza.html

Характеристика налогов: функции, методы и принципы

Стоимостная характеристика налогов

Налоговая система является совокупностью налогов и сборов, взимаемых с граждан и организаций согласно процедуре, закрепленной в законе. Нужность характеристики налоговой системы следует из основополагающих задач страны.

Исторические особенности развития государства определяют каждый этап развития системы фискального обложения. Структура, организация, характеристика налоговой системы государства свидетельствуют об уровне ее развития в сфере экономики.

В данной статье мы расскажем о действующем фискальном обложении в нашей стране. Приведем и опишем краткую характеристику налогов государства.

Принципы взимания налогов

Основные догмы построения фискальной системы в России определены главным законом в налоговом законодательстве – Кодексом. В России существует налоговая система, состоящая из трех уровней:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Налоговый кодекс, являющийся на текущий момент главным законодательным документом о фискальных сборах, состоит из двух частей, описывающих:

  • главные принципы работы системы налогов и сборов;
  • отношения между гражданами, организациями и государством по конкретным видам платежей.

Принципы налогообложения

Эффективность фискальной системы обеспечивается неукоснительным соблюдением заложенных в законе правил налогообложения. В основе функционирования многих действующих налоговых систем лежат четыре основных принципа:

  • Справедливость.
  • Определенность.
  • Удобство.
  • Экономия.

Принципы деятельности системы налогов и сборов в нашей стране сформулированы в первой части Кодекса. В третьей статье этой части описаны основные характеристики налогов и сборов:

  • Все плательщики должны уплачивать законом закрепленные налоги.
  • Фискальные сборы не должны дискриминировать и ущемлять чьи-то права.
  • Нельзя устанавливать различные ставки налогов и сборов или фискальные льготы, зависящие от собственности или гражданства лиц.
  • Налоги должны быть обоснованы.
  • Нельзя вводить налоги и сборы, нарушающие экономическое пространство страны.
  • Не допускается взимать налоги и сборы, обладающие характеристиками налогов нашей страны, но не предусмотренные в фискальном законодательстве.
  • При введении налогов должны быть прописаны в законе все элементы фискального обложения.
  • Все неучтенные в законе спорные вопросы о принятых к исполнению налогах и сборах разрешаются в пользу плательщика сбора.

Элементы налога

Определение понятия “налог” и общая характеристика налогов представлены в восьмой статье НК РФ. Налогом является обязательный сбор, уплачиваемый организацией или гражданином в форме изъятия в казну принадлежащих им на правах собственности, профессионального ведения или оперативного управления средств в целях обеспечения деятельности страны, образований муниципалитета.

https://www.youtube.com/watch?v=K7oytPn_uh4

В законодательном порядке должны быть обязательно закреплены все элементы налога:

  • субъект;
  • объект;
  • база для налога;
  • ставка;
  • период;
  • льготы;
  • порядок начисления;
  • процедура и сроки уплаты.

Субъект фискального сбора – это лицо, которое обязано платить налоги в казну государства. Иногда налог может быть переложен субъектом сбора на другое лицо. Это касается косвенных налогов.

Под субъектом налога понимается физическое лицо, которое формально должно его платить. Носитель фискального сбора – лицо, фактически его уплачивающее.

Это разграничение играет важную роль в характеристике налогов.

Фискальным законодательством установлено, что в качестве субъектов признаются:

  • юридические лица и граждане;
  • индивидуальные собственники бизнеса.

Объект фискального обложения является важной характеристикой налогов и представляет собой предмет, подлежащий налогообложению. Фискальным законодательством узаконены следующие объекты:

  • прибыль;
  • стоимость товаров или услуг;
  • суммарный доход граждан;
  • средства транспорта;
  • имущество.

База для налога – это еще одна стоимостная, физическая характеристика налогов. Она служит для измерения объекта фискального обложения и является величиной, с которой исчисляется налог.

Ставка налога – это величина фискальных начислений на единицу базы для исчисления налога.

Ставки налогов бывают процентными и твердыми. Процентные ставки привязываются непосредственно к базе исчисления. Твердые ставки устанавливаются в абсолютном выражении на единицу налоговой базы.

За период уплаты налога принимается год или иной временной отрезок, по завершении которого определяется база для налога и исчисляется подлежащая уплате сумма. Для каждого фискального сбора закрепляется свой период, это может быть год, квартал или иной временной отрезок.

Льготами по налогам считаются предоставляемые определенным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками.

На сегодняшний момент фискальным законодательством предусмотрена следующая льготная система:

  • минимум, не подлежащий налогообложению;
  • возможность не платить налоги;
  • уменьшение ставок;
  • изъятие из обложения конкретных элементов объекта сбора.

Для того чтобы объект обложения можно было считать таковым, в общей характеристике налогов должно содержаться указание на то, что с наличием этого объекта у плательщика возникают обязанности по их уплате.

При помощи элементов в фискальном законодательстве устанавливается процедура, предусматривающая процедуру расчета сборов. Приведенные элементы представляют собой общую характеристику налогов.

Критерии работы системы налогообложения

Критерии качества, являющиеся общей характеристикой фискальной системы:

  • Сбалансированность бюджета страны.
  • Эффективность. Проводимая фискальная политика должна благоприятствовать устойчивому экономическому развитию определенных отраслей.
  • Низкий уровень инфляции. Проводимая фискальная политика должна обеспечивать корректное соотношение всех сборов с целью достижения стабильности цен и предотвращения инфляции.
  • Эффективность социальной политики.
  • Своевременность и полнота уплаты налогов.

Перспективы развития

Основные тенденции разработки системы налогов и сборов:

  • Уменьшение фискального бремени.
  • Устранение противоречий в законодательстве, регулирующем фискальные отношения.
  • Постепенный перенос фискального бремени с компании на обязательную ренту за пользование ресурсами природы.
  • Увеличение веса прямых сборов, сокращение доли косвенных налогов.
  • Развитие фискального федерализма.
  • Совершенствование и неукоснительное соблюдение принципов построения системы налогов и сборов в стране.
  • Увеличение политической ответственности.
  • Гибкое реагирование системы обложения на изменения конъюнктуры в экономике.
  • Повышение фискальной дисциплины и налоговой культуры плательщиков.
  • Выравнивание условий обложения за счет уменьшения и структурирования фискальных льгот.
  • Улучшение системы контроля и ответственности за совершение правонарушений в сфере фискального законодательства.

Виды налогов

В нашей стране устанавливаются фискальные сборы в зависимости от отнесения их к тому или иному уровню бюджета:

  • Налоги федерального уровня, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории нашей страны.
  • Региональные и местные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, региональными законами субъектов страны, а также нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Налоги регионального уровня обязательны к уплате для граждан и организаций, расположенных на территории субъектов РФ, а налоги местного уровня – образований муниципалитета.

При принятии налога регионального или местного уровня определяются:

  • ставки фискальных сборов;
  • порядок и периоды уплаты;
  • отчетные формы, порядок и сроки их предоставления.

Законодательные органы субъектов страны и местных органов управления могут также предусматривать фискальные льготы и правила их использования гражданином или организацией.

Налоги и сборы федерального уровня

Перечислим фискальные сборы, относящиеся к федеральному бюджету:

  • НДС. Косвенный налог, представляющий собой форму изъятия в казну страны доли стоимости товара, создающейся на всех стадиях производства, вносимый в бюджет по мере продажи товаров.
  • Акцизы. Еще один косвенный налог, налагаемый в момент производства на табак, вино и другие изделия массового производства внутри государства.
  • Налог на финансовый результат организаций. Базовая ставка – 20 % (3 % перечисляют в федеральный бюджет, а 17 % – в региональный).
  • Налог на прирост капитала. Сбор с доходов физических и юридических лиц, взимаемый с реализованного прироста капитала, который получается от продажи ценных бумаг, драгоценных металлов и имущества.
  • Налог на доходы граждан.
  • Взносы в социальные внебюджетные фонды страны. В основном сюда относится ЕСН.
  • Госпошлина. Это сбор, взимаемый с налогоплательщиков при их обращении в государственные органы определенного уровня.
  • Таможенная пошлина и сборы. Это обязательные платежи, уплачиваемые органам таможни в связи с перевозом товаров через границу государства. Уплата таможенного сбора является обязательным условием пересечения товаром границы и обеспечивается в случае необходимости мерами принуждения.
  • Фискальный сбор за использование недр земли. Это, например, плата за землю или акваторию моря.
  • Фискальный сбор на воспроизводство базы минералов и запасов сырья.
  • Фискальный сбор на дополнительный денежный результат от добычи нефти и так далее.
  • Налог на право пользования объектами природного, водного мира.
  • Лесной фискальный сбор. Налогоплательщиками признаются организации и граждане, осуществляющие пользование лесным фондом.
  • Водный фискальный сбор. Налогоплательщиками считаются организации и граждане, осуществляющие особое водопользование в соответствии с законодательством страны.
  • Экологический фискальный сбор. Плата организаций за негативное воздействие на природу, которое они оказывают при ведении своей деятельности.
  • Лицензионные сборы на уровне государства. Максимальная величина ставки сбора – 10 %.

Налоги и сборы регионального уровня

Перечислим фискальные сборы, относящиеся к бюджету регионов:

  • Налог на активы компаний. Объектом признается движимое и недвижимое имущество организации, учитываемое на бухгалтерском балансе в виде основных активов.
  • Налог на недвижимость. Сбор будет рассчитываться исходя из средней рыночной стоимости квадратного метра недвижимости и с учетом ставки, которая может варьироваться от 0,1 до 2 %.
  • Фискальный сбор на дороги. Это плата за ущерб трассам.
  • Транспортный фискальный сбор. Налог, взимаемый с владельцев транспортных средств.
  • Фискальный сбор с продаж. Косвенный сбор, взимаемый в момент покупки товаров. Как правило, он рассчитывается как доля от стоимости проданного товара.
  • Лицензионные сборы регионального уровня. Плательщиками признаются организации и собственники бизнеса, приобретающие в уполномоченных органах лицензии, предусмотренные законодательством на осуществление на территории субъекта определенных видов деятельности.

Налоги местного уровня

Перечислим фискальные сборы, пополняющие местные бюджеты:

  • Налог на землю. Этот фискальный сбор уплачивают организации и граждане, обладающие участками земли на праве собственности, постоянного пользования или пожизненного владения.
  • Налог на имущество граждан. Плательщиками являются собственники имущества, признаваемого объектом фискального обложения.
  • Налог на рекламу. Плательщиками выступают организации и граждане, рекламирующие продукцию. Объектом взыскания сбора служит стоимость работ и услуг по распространению и изготовлению рекламы.
  • Налог на наследование или дарение. Плательщиками сбора на наследование и дарение признаются граждане, получающие от других лиц в собственность имущество.
  • Местные лицензионные сборы. Плательщиками признаются организации и собственники бизнеса, приобретающие лицензии для осуществления на местной территории определенных видов деятельности.

Налоги организаций

Дадим характеристику налогам организаций. В нашей стране организации уплачивают следующие налоги:

  • Сборы федерального уровня: НДС, акцизы, налог на финансовый результат, на добычу полезных ископаемых, госпошлина, водный налог, сбор за пользование объектами природного мира.
  • Сборы регионального уровня: налог на активы организаций, налог на транспорт.
  • Местного уровня: фискальный сбор на землю.

Причины отнесения налогов к разным уровням бюджетов

Сравнительная характеристика налогов позволяет прийти к заключению о том, что многие фискальные сборы, у которых, по сути, один объект налогообложения, относятся к разным уровням власти.

Необходимо заметить, что Налоговый кодекс РФ создает возможность возникновения разногласий между интересами субъектов и местных органов власти. В случае введения налога на региональном уровне на недвижимость на территории субъекта заканчивается действие местных сборов на имущество граждан и земельного налога, являющихся главными источниками поступления средств в бюджеты местного уровня.

Итоги

Характеристика налогов РФ позволяет сделать вывод, что они как комплексное явление включают в себя совокупность определенных элементов. Каждый из которых имеет самостоятельное правовое значение.

НК РФ введено правило: налог считается установленным, когда соответствующим фискальным законодательством определены существенные элементы обложения. Это определяет правовую характеристику налогов.

В некоторых случаях при установлении налога могут также быть предусмотрены соответствующие льготы.

Специальным фискальным режимом считается особая система исчисления и уплаты налогов и сборов в течение конкретного временного периода, применяемая в порядке, установленном НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами.

Понятие каждого элемента фискального сбора универсально, оно используется в процессах всеми государствами. Эти элементы использовались еще с момента зарождения государства.

Источник

Источник: https://zakon.temaretik.com/1463222915044215595/harakteristika-nalogov-funktsii-metody-i-printsipy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.