Трехуровневая система налогообложения

20. Классификация налогов. Трехуровневая система налогов и сборов

Трехуровневая система налогообложения

Бюджетноеустройство государства определяеторганизацию бюджетной системы, включающуюцелостную совокупность бюджетов всехуровней. В федеративном государстве(США, ФРГ, России и др.

) бюджетная системапредставлена федеральным, региональными местным уровнями.

Исходя из критериямногоуровневости бюджетной системы, вкоторой аккумулируются налоговые доходыгосударства, в налоговом законодательствешироко распространение получилаклассификация налогов в зависимостиот уровня налогообложения.

Сущностьэтого способа классификации налоговсостоит в том, что Законом “Об основахналоговой системы Российской Федерации” предусмотрено и определено, чтоналоговая система России состоит изтрех уровней:1. федеральные налоги, 2.налоги субъектов федерации, 3. местныеналоги.

Трехуровневаясистема налогообложения дает возможностькаждому органу управления самостоятельноформировать доходную часть соответствующегобюджета, исходя из собственных налогов,отчислений, поступающих из вышестоящегобюджета (например, в виде субвенцийрегионам), неналоговых поступлений изаймов.

Использованиетрех уровней налогообложения соответствуетмировой практике, принятой в большинствегосударств мира.

Например: в СШАприменяются федеральные налоги, налогиштатов и местные налоги; в Германии –федеральные налоги, налоги земель имуниципальные налоги; во Франции –общегосударственные налоги, налогипровинций и местные налоги.

Такимобразом, налоговая система в России вомногом базируется на тех же принципахпостроения, что и налоговые системыряда экономически развитых стран.

21. Налоги как основной источник доходов бюджета. Порядок установления изменения и отмены налогов

Налог— одно из основных проявленийгосударственного суверенитета страны.

Именно возможность обложения налогомявляется выражением суверенитета инезависимости государства наряду сустановлением и защитой границ, чеканкоймонеты, отправлением правосудия и т. д.

Из всего этого следует, что налогустанавливается государством водностороннем порядке без согласованияс каждым налогоплательщиком поотдельности.

Следуетотметить, что в ст. 1 Закона РСФСР «Ореферендуме РСФСР» от 16 октября 1990 г. 1предусмотрено, что на всероссийскийреферендум не могут выноситься вопросыо налогах и бюджете. Фактически этоозначает запрет на решение вопросов оналогообложении через механизмынепосредственной демократии.

Такое жеположение закреплено в Конституцияхнекоторых европейских стран, напримерИталии.

Действие актов налоговогозаконодательства (закона) во временивключает три этапа, устанавливающие:дату и порядок введения в действие актаналогового законодательства; пределыдействия во времени законов послевступления их в силу; дату и порядокпрекращения действия акта налоговогозаконодательства.

Первыйэтап.По общему правилу, федеральный законвступает в силу через 10 дней после егоофициального опубликования в «Российскойгазете», за исключением тех случаев,когда законодатель не установит инойсрок.

Нередко в самом законе или вовводном законе к данному акту оговариваетсяразное время начала действия различныхнорм (статей или пунктов), содержащихсяв этом законе.

Налоговымкодексом устанавливается, что актыналогового законодательства вступаютв силу только через месяц со дня егоофициального опубликования и не ранеепервого числа очередного налоговогопериода для соответствующего налога.Это правило распространяется толькона действующие и уже установленныеналоги.

Второйэтап.Введенный в действие закон обладаетюридической силой вплоть до его отмены.

При этом существует три варианта действиятакого закона во времени: перспективноедействие— действие закона распространяется наюридические факты и отношения, возникающиепосле вступления его в силу в установленномпорядке; немедленноедействие —действие закона распространяется наранее и вновь возникшие правоотношениятолько с даты вступления такого законав силу; действиес обратной силой— действие закона распространяется навновь возникшие правоотношения иправоотношения, которые возникли ранее,если они не ухудшают положениеналогоплательщика. Данный вариант поотношению к налоговому законодательствуявляется значимой гарантией обеспеченияправ и законных интересов налогоплательщиков.

НКустанавливает два режима обратной силызаконодательных актов, улучшающихположение налогоплательщика.

Впервом случае в соответствии с п. 3 ст.5 НК всегда имеют обратную силу законы:устраняющие или смягчающие ответственностьза нарушения законодательства о налогахи сборах; устанавливающие дополнительныегарантии защиты прав налогоплательщиков,налоговых агентов и плательщиков сборов.

Во втором случае (п. 4 ст.

5 НК) обратнуюсилу могут иметь акты, прямо предусматривающиеданную норму, если они: отменяютдействующие налоги и сборы; снижаютразмеры ставок налогов и сборов; устраняютобязанности налогоплательщиков,налоговых агентов и плательщиков сборов;иным образом улучшают их положение.

Третийэтап.При установлении даты отменызаконодательного акта налоговогохарактера следует непременно знать,полностью или частично данный актперестает действовать.

Также следуетзнать, что акт налогового законодательстваможет быть отменен прямо или косвенно.В случае прямой отмены законодательчетко определяет дату прекращениядействия положений отмененного акта.

При косвенной отмене действие старогоакта налогового законодательствапрекращается со дня вступления в силунового акта.

Источник: https://studfile.net/preview/4656747/page:12/

Трехуровневая система налогообложения

Трехуровневая система налогообложения

Налоговый кодекс РФ, первая часть которого вступила в действие с 1 января 1999 года, основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, фактической способности налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости. В нем определены система налогов, права, обязанности и ответственность субъектов налоговых отношений, а также общие принципы налогообложения и сборов.

В соответствии с Налоговым кодексом в РФ существует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги и сборы, налоги субъектов Российской Федерации ( региональные) и местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

К ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров ( услуг ) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль ( доход ) организаций ; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физ ических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы в рамках Налогового кодекса РФ устанавливаются законами субъектов РФ и обязательны к уплате на их территории. К ним относятся:

налог на имущество организаций, налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы в рамках Налогового кодекса РФ устанавливаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К ним относятся : земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу ; налог на наследование или дарение ; местные лицензионные сборы.

Введение в действие ( с ! января 2000 года) части второй НК РФ предусматривает:

· сохранение отдельных видов налогов и сборов в новых условиях (Например. НДС, налог на прибыль организаций, госпошлина, налог на имущество организаций, земельный налог и др.);

· отмену ряда старых налогов и сборов ( например, налог на операции с ценными бумагами, платежи за пользование природными ресурсами, плата за воду, сбор за право торговли и др.);

· введение новых налогов и сборов ( например, налог на доходы о т капитала. Взносы в социальные внебюджетные фонды, налог на пользование недрами, региональный транспортный налог и др.);

· замену одних видов налогов и сборов другими ( например, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ, преобразуется в федеральный налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы);

· перераспределение отдельных видов налогов и сборов между разл0438ными уровнями государственной власти и местного самоуправления ( так федеральный налог на имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, преобразуется в местный налог на наследование и дарение, региональный сбор в форме лесного дохода преобразуется в федеральный лесной налог и т.д.

Существуют пределы действия налоговых актов по трем аспектам: во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Действие налогов во времени акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов ( сборов), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Этот порядок установлен и для того же рода законодательных актов регионального и местного значения.

Действие налоговых актов в пространственалоговые акты федеральных органов власти действуют на территории всей России. Акты субъектов Федерации действуют лишь на территории данного субъекта. Акты органов местного самоуправления распространяются на территорию управляемого ими города. ( района ).

Действие налоговых актов по кругу лиц– экономические отношения между налогоплательщиком и государством определяются посредством принципа постоянного пребывания ( резиденства ), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резидентов и нерезидентов.

Резиденты имеют постоянное местопребывание в государстве. Их доходы, полученные на территории государства и за рубежом, подлежат налогообложению

Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания в государстве, и налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены в данном государстве.

По источникам уплаты налоги фирм можно классифицировать по следующим признакам

· Налоги, уплачиваемые с выручки от реализации продукции ( работ, услуг), в том числе НДС и акцизы;

· Налоги, включаемые в себестоимость продукции ( работ, услуг ), в том числе земельный, водный налог, налог на пользование недрами;

· Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности фирм ( на балансовую прибыль ) в том числе на их имущество и на рекламу;

· Налоги, уплачиваемые из чистой прибыли, в том числе налог на прибыль.

Налоговая реформа, осуществляемая в настоящее время в РФ не закончена. Существуют разные точки зрения на проблему предоставления налоговых льгот, порядок взимания рентных платежей, возникают новые предложения по налогообложению предприятий.

Предыдущая10111213141516171819202122232425Следующая

Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 3084; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-42141.html

Что собой представляют уровни налоговой системы РФ, основные виды

Трехуровневая система налогообложения

Бизнес юрист > Бухгалтерский учет > Налоги > Уровни налоговой системы РФ – структура, элементы и виды

Налоги являются неотъемлемой частью любого государства. У них имеется множество функций, главная из которых — формирование бюджета. Совокупность имеющихся в стране налоговых обложений именуется налоговой системой (НС). Чтобы понять, из чего состоят уровни налоговой системы РФ, требуется внимательно изучить всю структуру.

Понятие налоговой системы Российской Федерации

Под налоговой системой в РФ подразумеваются сборы, пошлины и другие различные платежи, которые взимаются в установленном порядке с налогоплательщиков. Порядок сбора и уплаты определяется НК РФ.

НС включает в себя огромное количество сборов, среди которых находятся акцизы, НДС, НДФЛ. Благодаря изъятию налогов формируется бюджет, а также появляются средства для выполнения государством своих прямых обязанностей.

Законодательное регулирование

Все, что связано с налогообложением и изъятием пошлин, регулируется Налоговым Кодексом. Статьи НК РФ определяют региональные, федеральные и местные налоги, а также специальные налоговые режимы на территории страны. Также кодексом регулируются проверки физ и юрлиц на уплату налоговых сборов. Проверки осуществляет ФНС.

Федеральная налоговая служба, опираясь на нормы, которые закреплены в НК РФ, следит за тем, чтобы правильно и своевременно начислялись и выплачивались налоги, ведет учет налогоплательщиков, а также осуществляет контроль над выполнением действующего законодательства.

Важно! Налоги устанавливаются действующим кодексом, а также другими актами, среди которых выделяют Федеральные Законы и постановления правительства.

Структура НС

В России используется трехуровневая система, которая состоит из разных видов налоговых сборов. Такой вариант обладает своими преимуществами и недостатками. Каждый уровень НС частично состоит из уникальных элементов. От уровня налога зависит бюджет, в который он в дальнейшем будет зачислен.

В структуру включены налоговые сборы, страховые взносы, субъекты обложения налогом, государственные органы, которые работают в сфере финансов и обложения налогами, а также нормативно-правовая основа.

Элементы НС

Основными составными элементами считаются:

  • налоги и обязательные платежи;
  • законодательная основа;
  • налогоплательщики;
  • государственные органы, которые осуществляют контроль над соблюдением законов.

Из составных элементов формируется и после этого функционирует система. Иногда как элемент НС выделяют срок уплаты обязательных платежей, источник, правила начисления и порядок уплаты налога.

Какие бывают налоги в РФ

В России устанавливаются три вида сборов на федеральном, региональном и местном уровне. Каждый налог относится к одному из типов налогообложения. Точный список того, какие обложения относятся к тому или иному уровню, указан в НК РФ. В кодексе для каждого уровня налогообложений предусмотрена отдельная статья.

Федеральные

К федеральным относятся следующие налоги:

  • НДС;
  • акцизы;
  • госпошлина;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДФЛ.

Полученные средства направляются в федеральный бюджет, который в дальнейшем используются для обеспечения и функционирования государства.

Этот вид налогов обязателен к уплате везде на территории России. Размер обязательных федеральных платежей одинаков для всех регионов. Он устанавливается единым правовым актом или статьей НК РФ.

Региональные

Региональные сборы устанавливаются в отдельных областях, краях и республиках местным законодательством. К региональному типу налогового бремени относят:

  • транспортные платежи;
  • сбор на имущество организаций;
  • игорные налоги.

Контролем в этой сфере занимается ФНС России по субъектам страны. Субъекты обладают правом самостоятельно устанавливать ставку и сроки уплаты региональных налоговых выплат. Местная власть определяет нормативно-правовые акты, в которых подробно указывают сроки, правила и процедуры сбора выплат.

Классификация налогов на видео:

Местные

К местному виду налогового обложения относят земельный, имущественный и торговый налог. В отличие от региональных, сбор местных обложений осуществляется на уровне муниципальных образований. Особенностью местных налогов считается, что они напрямую зачисляются в муниципалитет (федеральные и региональные налоги возвращаются в отдельные муниципальные образования только в виде субсидий).

Важно! Оплату земельного налога требуется совершать физ и юрлицам в установленные законодательством сроки. Следует внимательно изучать нюансы уплаты налогов, чтобы в дальнейшем не столкнуться со штрафными пени и санкциями.

Отраслевые сборы и платежи

Существует ряд обложений, которые характерны только для конкретных отраслей. Соответственно оплачивать такие сборы должны только те юридические и физические лица, которые заняты работой в определенной сфере. К отраслевым платежам относят:

  • сборы за использование объектов животного мира;
  • платежи за пользование недрами;
  • платежи за использование водных биологических ресурсов.

Данные налоговые обложения устанавливаются и регулируются НК РФ. Ставки за сборы и платежи также устанавливаются отдельными статьями кодекса.

https://www.youtube.com/watch?v=ZRRndDJZT1E

Чтобы узнать, кто именно должен и каким образом необходимо оплачивать отраслевые сборы, требуется внимательно изучить нормативные акты.

Виды систем налогообложения

Для налогоплательщиков и плательщиков сбора на выбор предоставляется несколько НС. Человек, который хочет начать работать как предприниматель или организация, может выбрать один из следующих вариантов налогового обложения:

  1. ОСНО (общая). Распространенный вариант, который предлагается большинству предпринимателей. Режим действует как основной и выбирается бизнесом, который не претендует на особый льготный налоговый режим.
  2. УСНО (упрощенная). Претендовать на УСНО могут организации и ИП, которые соответствуют выдвигаемым требованиям (доход меньше установленного значения и ряд других условий). Преимущество упрощенного варианта — более низкая налоговая ставка.
  3. ПСН (патентная). Специальный вид налогообложения, который используется только ИП. Преимуществом этого варианта считается невысокая стоимость патента, отсутствие потребности в подаче налоговой декларации, выбор срока действия патента.
  4. ЕСХН (сельская). Предприниматели, которые заняты работой в сельском хозяйстве, при соответствии требованиям выбирают режим ЕСХН. Преимуществом выступает низкая ставка по налогам, которая составляет всего 6%. Благодаря упрощенному режиму предпринимателям легче развивать свой сельскохозяйственный бизнес.

Еще до начала работы следует внимательно изучить доступные варианты налогового обложения, а также их условия.

Внимание! Одна и та же система обложения налогами предлагает разные условия для физических и юридических лиц. На эти аспекты следует обращать особое внимание.

Как выбрать систему обложения налогами

Если человек планирует начать работу как ИП или юрлицо, ему необходимо заранее определиться с типом налогового обложения. Выбирать требуется выгодный вариант. По возможности следует использовать упрощенные и льготные типы налогообложения. Чтобы правильно сделать выбор, рекомендуется придерживаться следующих советов:

  • внимательно изучать преимущества и недостатки каждого варианта;
  • обращать внимание на налоговую ставку;
  • стараться подбирать режим под конкретный вид деятельности;
  • использовать помощь специалистов.

Существует множество организаций, которые предоставляют консультации по налогам. При затруднениях с выбором консультант подберет подходящее решение с учетом личных запросов и требований.

Как сделать выбор, смотрите на видео:

Стоит помнить, что налоговая служба предоставляет возможность перехода с одного режима налогообложения на другой. Если изначально работа была начата по ОСНО, в дальнейшем без проблем совершается переход на УСН при соответствии требованиям ФНС. Для этого в инспекцию следует отправить уведомление.

Зная о том, как устроена НС в России, удается гораздо быстрее и проще подбирать для себя подходящий вид налогообложения. Посредством использования современных инструментов платить налоги становится гораздо легче.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://PravoDeneg.net/buhuchet/nalog/urovni-nalogovoj-sistemy-rf.html

Урок 22. налоговая система в рф – Обществознание – 11 класс – Российская электронная школа

Трехуровневая система налогообложения

Обществознание, 11 класс

Урок № 22. Налоговая система в РФ

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Налоговая система в РФ.
  2. Виды налогов.
  3. Функции налогов.
  4. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Тезаурус:

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Прогрессивное налогообложение – система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика.

Пропорциональное налогообложение — система налогообложения, при которой налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода;

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика.

Регрессивное налогообложение – система, при которой ставка налога снижается при увеличении доходов и растет при их уменьшении.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Специальные налоговые режимы – особый порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016 г. – С.80-91

Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник и практикум для академического бакалавриата / под науч. ред. Л. И. Гончаренко. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — С. 541

Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для вузов / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — С.319

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Налоговая система России – это совокупность налогов, пошлин, сборов и всех иных обязательных платежей, взимаемых в установленном законом порядке с плательщиков (физических и юридических лиц) на территории Российской Федерации.

Налоговая система Российской Федерации включает в себя налоги (в которых еще заключаются акцизы) и сборы (с государственными пошлинами в составе).

Необходимо отметить, что таможенные пошлины относятся к сфере таможенного регулирования и не входят в состав налоговой системы России.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Различают иды налогов по объекту: прямые и косвенные.

Налоги, которые взимаются непосредственно с физических и юридических лиц называются прямыми. К ним относят налог на прибыль, на имущество, подоходный налог.

Товары и услуги, ресурсы и виды деятельности облагаются косвенным налогом.

Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, импортные пошлины – это основные косвенные налоги.

Существуют следующие виды налогов по субъекту: центральные и местные.

В России существует трехуровневая система налогообложения:

– федеральные налоги, которые устанавливаются федеральным правительством и идут в федеральный бюджет;

– региональные налоги, находящиеся в сфере полномочий субъектов Российской Федерации;

– местные налоги, устанавливаются и собираются органами местного самоуправления.

По характеру налогообложения различают виды налогов:

пропорциональные (ставка налога с ростом или уменьшением доходов не меняется);

прогрессивные (доля налога увеличивается с ростом дохода);

регрессивные (доля налога в доходе падает с ростом дохода).

Прогрессивными обычно бывают подоходные налоги. Налогоплательщик вынужден платить государству больше денег, если его доходы растут

Регрессивные налоги, как правило, падают на плечи бедной части населения.

Особый порядок установления элементов налогов устанавливают специальные налоговые режимы. Особым порядком налогообложения также может быть предусмотрено освобождение от уплаты налогов, если существуют установленные законом определенные условия.

Специальные режимы налогообложения в России представлены четырьмя системами:

система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

упрощенная система налогообложения;

система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Фискальная, регулирующая, распределительная, контролирующая. Это было перечисление четырех основных функций налогов.

Фискальная функция налогообложения является основной. Так как из налогов состоит большая часть государственного бюджета.

С помощью распределительной функции государство перераспределяют общественные доходы.

Регулирующая функция призвана обеспечить государству возможность посредством налоговых сборов проводить экономическую политику.

Налоги также помогают государству контролировать пополнение бюджета и измерять состояния финансовых ресурсов. Эта функция налогов называется контрольной.

Налоги, которые уплачивает предприятие.

На величину прибыли предприятия оказывают влияние не только издержки производства, но и сумма уплачиваемых им налогов.

При организации своего дела предпринимателю необходимо учитывать не только издержки производства, но и налоги, которые придется платить, а это значительная статья расходов.

Список налогов, уплачиваемых предприятиями:

Федеральные налоги

– налог на добавленную стоимость;

– акцизы на отдельные группы и виды товаров;

– налог на прибыль;

– биржевой налог;

– налог на операции с ценными бумагами;

– таможенная пошлина;

– отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

– платежи за пользование природными ресурсами и др.

Региональные налоги

– налог на имущество предприятий;

– лесной доход;

– плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

– сбор на нужды образовательных учреждений;

Местные налоги:

-земельный налог;

-налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

-целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий и др.

Налоги – это один из признаков государства. Без регулярного пополнения бюджета государство не сможет выполнять свои функции. Поэтому каждый член общества должен осознавать, что налоги – это вклад в общее дело, на свое благо и благо общества.

Основные принципы налогообложения

  • Справедливость
  • Четкая определенность и точность налогов
  • Удобство взимания налогов
  • Эффективность
  • Обязательность

Пример и разбор решения заданий

1. Запишите слово, пропущенное в таблице

НалогОбязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Правильный вариант/варианты: сбор.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Основным источником__________ (А) бюджета являются налоги. __________ (Б) налоги взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, __________ (В) налоги – это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавок к __________ (Г) и тарифам товаров и услуг.

В зависимости от порядка установления различают __________ (Д) налоги, которые обязательны к уплате на всей территории страны и все элементы которых установлены центральной властью, __________ (Е) и местные налоги, которые обязательны к уплате на соответствующих территориях, и некоторые элементы налогов могут устанавливаться субъектами РФ и местным самоуправлением.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Список терминов:

1) прямой 4) унитарный 7) косвенный

2) расход 5) доход 8) региональный

3) федеральный 6) акциз 9) цена.

Правильный вариант: доход, прямой, косвенный, цена, федеральный, региональный.

Источник: https://resh.edu.ru/subject/lesson/4146/conspect/226993/

Три уровня системы налогообложения в Российской Федерации

Трехуровневая система налогообложения

“Аудиторские ведомости”, N 7, 2001

В гл.1 Конституции Российской Федерации содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. Специфику российского федерализма определяет ст.5 Конституции Российской Федерации. В ее первой части указаны равноправные субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Конституционные принципы федерализма перечислены в третьей части этой статьи – государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На этих конституционных принципах строится российская налоговая система.

Можно выделить следующие черты налоговых систем федеративных государств.

  1. Правовые основы налоговой системы определены конституционными нормами и основанными на них иными нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях.
  2. Все налоги и сборы разделены по уровням государственной власти на федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
  3. Налоговые системы всех уровней построены по единым принципам.
  4. Единый механизм взимания налогов действует на всех уровнях.
  5. Налоговые полномочия разделены по уровням власти.
  6. Налоговые поступления в бюджеты разных уровней дифференцированы на закрепленные, т.е. налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами (см. ст.47 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г., с изм. и доп. по состоянию на 27.12.2000), и регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (см. ст.48 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В условиях рыночной экономики все виды налогов на всех уровнях государственного управления в федеративных и унитарных государствах формируют превалирующую часть доходов бюджетов.

Система разделения налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социальные и экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.

Разделение налогов по уровням власти целесообразно проводить с учетом следующих принципов:

налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;

чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти производится ее налогообложение.

Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой – природные ресурсы и недвижимость.

Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях – налогообложение имущества;

большинство регулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;

косвенные налоги (взимаемые в виде надбавки к цене товара) – акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины – взимаются на федеральном уровне;

число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.

Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства.

Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

Состав федеральных налогов, их налоговая ставка, налоговая база, режим уплаты определяются высшим законодательным органом Федерации.

Рассмотрим систему федеральных налогов Российской Федерации. Они создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность региональных и местных бюджетов.

Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) (ст.13), эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (ст.12).

Объекты налогообложения, перечень плательщиков, виды налоговых льгот и ставок, порядок взимания налогов и их зачисления в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательным органом Российской Федерации.

Согласно ст.12 НК РФ в Российской Федерации установлены три вида налогов и сборов:

федеральные налоги и сборы;

налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы);

местные налоги и сборы.

Федеральными являются:

налог на добавленную стоимость;

акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

налог на прибыль (доход) организаций;

налог на доходы от капитала;

подоходный налог с физических лиц (согласно гл.23 части второй НК РФ – налог на доходы физических лиц);

взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

государственная пошлина;

таможенная пошлина и таможенные сборы;

налог на пользование недрами;

налог на воспроизводство минерально – сырьевой базы;

налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

лесной налог;

водный налог;

экологический налог;

федеральные лицензионные сборы.

Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права.

Тем не менее компетенция субъекта Российской Федерации в отношении этих налогов ограничена рамками доли ставки (величины исчислений на единицу измерения налоговой базы, ст.53 НК РФ), которая полагается ему в соответствии с законодательством.

Например, по налогу на прибыль организаций определена ставка до 30%, распределяемая между федеральным и региональными бюджетами: 11% – в федеральный бюджет и не более 19% – в бюджеты субъектов Российской Федерации (см. ст.

15 Закона “О налоге на прибыль предприятий и организаций”). В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.

Между федеральным и региональными бюджетами распределяются:

налог на добавленную стоимость;

налог на прибыль организаций;

акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

подоходный налог с физических лиц (согласно гл.23 части второй НК РФ – налог на доходы физических лиц);

платежи за пользование природными ресурсами;

налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

Налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) – это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации или иными законодательными актами принадлежит субъектам Российской Федерации.

Налоги субъектов Российской Федерации определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов Российской Федерации.

Поступления от налогов субъектов Российской Федерации либо зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации, либо распределяются между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами.

Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и сбора региональных налогов предусмотрен ч.3 ст.

12 НК РФ. В соответствии с ней перечень региональных налогов и сборов устанавливается НК РФ (ст.14) и законами субъектов Российской Федерации. Введение в действие региональных налогов производится законами субъектов Российской Федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному региональному налогу и предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Если субъект Российской Федерации по какой-либо причине не реализует вышеуказанные права, то применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.

Региональными являются следующие налоги и сборы:

налог на имущество организаций (регулирующий налог, частично зачисляемый в местные бюджеты);

налог на недвижимость (при его введении в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога);

дорожный налог;

транспортный налог;

налог с продаж;

налог на игорный бизнес;

региональные лицензионные сборы.

Местные налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.

Платежи по местным налогам и сборам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные (с позиций налогообложения в понятие “район” не входит район внутри города), поселковые налоги и сборы. Общий порядок установления и сбора местных налогов предусмотрен ч.4 ст.12 НК РФ.

В соответствии с ней перечень местных налогов и сборов устанавливается НК РФ (ст.15) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Введение в действие местных налогов производится нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

При установлении местных налогов представительные органы местного самоуправления наделены правом определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному местному налогу и предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Если представительный орган местного самоуправления по какой-либо причине не реализует вышеуказанные права, то применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.

Местными являются следующие налоги и сборы:

земельный налог;

налог на имущество физических лиц;

налог на рекламу;

налог на наследование или дарение;

местные лицензионные сборы.

В настоящее время в соответствии с ч.5 ст.12 НК РФ региональные и местные органы власти не вправе устанавливать региональные и местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

Данное положение сопоставимо с полномочиями региональных и местных властей развитых европейских стран, где роль федеральных органов в налоговом правотворчестве является ведущей.

В некоторых странах (Италия, Бельгия, Дания) у местных органов формально есть право устанавливать местные налоги, но правительство оставляет за собой право контролировать их ставки и сумму. Такой подход характерен и для федеративных государств, в которых доля местных налогов в доходах местных бюджетов обычно выше, чем в унитарных государствах.

Федеративное устройство России имеет еще одну существенную особенность. Субъекты Российской Федерации – города федерального значения (Москва и Санкт – Петербург) – своими законами вправе устанавливать и вводить в действие не только региональные, но и местные налоги и сборы (ст.12 НК РФ). В налоговом праве других федеративных государств аналогов этому положению нет.

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/28668-urovnya-sistemy-nalogooblozheniya-rossijskoj-federacii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.