Выездная налоговая проверка в отношении физического лица

Содержание

Может ли налоговая инспекция осуществлять выездную проверку в отношении физлица, и в каких случаях?

Выездная налоговая проверка в отношении физического лица

  • страница
  • Жизнь в Москве
  • Финансы, налоги, бизнес
  • Налоги и бизнес

| 31.07.2013

Выездные проверки в отношении физических лиц, хоть и редко, но проводятся. Разберемся, что может вызвать такую проверку, и к чему нужно быть готовым?

Принимать решение, выезжать ли к налогоплательшику, принимает налоговый орган — это в его право, закрепленное статьей 31 Налогового кодекса РФ.

К кому может нагрянуть налоговая? Что является основанием для проверки? Что именно будут изучать налоговики? 

Кого могут проверить и на каких основаниях?

Какие налоги мы платим? Исчерпывающий обзор по налогам для физических лиц

Основание для проведения проверки, что очевидно, — правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Cогласно ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками на территории России признаются организации и физические лица. На них возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В статье 89, которая описывает процедуру проведения проверки, нет исключения для физлиц.

Указанные лица, если за них не был уплачен налог (НДФЛ) налоговым агентом (например, нанимателем), обязаны исчислять и уплачивать его самостоятельно, исходя из сумм полученных доходов.

На уплату каких налогов проверяют физических лиц? На уплату НДФЛ, налога на имущество, транспортного и земельного налогов.

Таким образом, налоговая проверка может затронуть не только ИП, но и специалистов-фрилансеров, не занимающихся предпринимательством и работающих по гражданско-правовым договорам об оказании услуг, в случае если в договоре не оговорена обязанность нанимателя уплачивать налоги за работника, а также всех владельцев автотранспорта и земли/недвижимости. В последнем случае за свои налоги обязан отвечать сам глажданин, ведь никто кроме него их не заплатит.

Важно! Налоговый орган, выявив неуплату физическим лицом налога, исчисляет ее самостоятельно и может взыскать ее строго после направления налогоплательщику уведомления об уплате налога. Что же касается уведомления — если оно задерживается, читайте материал «Что делать, если в течение нескольких лет так и не приходит квитанция на уплату налога?».

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса, решение о проведении налоговой проверки — собственно, это бумага, на основании которой начинается проверка, — выносит налоговый орган по месту нахождения организации-нанимателя или по месту жительства физического лица. Сама же проверка проводится на территории налогоплательщика, либо в помещении налоговой инспекции.

Важный момент: налоговики не вправе находиться в жилых помещениях против воли проживающих в них лиц. При несогласии жильцов, выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, ее инициировавшего.

— Редакция

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

  1. полное и сокращенное фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  2. предмет проверки (т.е. налоги);
  3. периоды, за которые проводится проверка;
  4. должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Что ожидать от проверки?

Выездная налоговая проверка предполагает изучение деятельности налогоплательщика.

Сотрудники налоговых органов не вправе:

  1. проводить осмотр жилых помещений проверяемого физического лица, а также другого его имущества, находящегося в жилых помещениях (ст. ст. 91 и 92 НК РФ);
  2. произвести выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях проверяемого физического лица, даже если это лицо не представило запрошенные налоговым органом документы в установленный срок (статьи 93 и 94 НК РФ).

Сотрудники налоговых органов имеют право, независимо от наличия согласия налопоательщика:

  1. запросить необходимые для проверки документы;
  2. провести осмотр имущества налогоплательщика, которое находитсяв нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым;
  3. произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физического лица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в срок;
  4. вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известна какая-либо имеющая значение информация;
  5. привлечь специалистов и экспертов;
  6. истребовать у третьих лиц документы/информацию, касающиеся деятельности проверяемого.

Налогоплательщики обязаны в течение 4-х лет хранить бумаги налогового учета, необходимые для исчисления и уплаты налогов (документов, подтверждающих доходов, расходов и т.п.).

Лицо, в отношении которого проводится проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

По результатам выездной налоговой проверки физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью, доначислить ему не исчисленные ранее суммы налогов.

Непредоставление налоговому органу необходимых сведений, влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ — штраф. В случае наложения штрафа, налогоплательщику придется раскошелится, и выплативать по 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В какой срок может быть проводиться проверка?

Проверка может затронуть период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (по истечении трехлетнего срока давности налогоплательщика нельзя привлечь к отвественности).

Отправной точкой для исчисления срока давности служит дата выставления требования об уплате налога. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках проверки проверяется период, за который представлена декларация (ст.

98 НК РФ).

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

— п.5, ст. 89 «Выездная налоговая проверка», Налоговый кодекс РФ Срок выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. При определенных обстоятельствах, указанных в приказе ФНС России от 25.12.

2006 N САЭ-3-06/892@, проверка может быть продлена, но не более чем на шесть месяцев. 

Организации

  • Управление Федеральной налоговой службы по городу Москвег.Москва, Хорошевское шоссе, д.12, к.1(495) 957-62-55
  • Федеральная налоговая служба127381, Москва, Неглинная ул., 23(495) 913-00-09, (495) 913-00-05, (495) 913-00-06, телефон доверия (495) 913-00-70

Документы

  • Глава 14 НК РФ “Налоговый контроль” Скачать (418,4 КБайт)
  • Приказ ФНС России от 23 июля 2012 г. N ММВ-7-2/511@ “О внесении изменений в приказы Федеральной налоговой службы от 6 марта 2007 г. N ММ-3-06/106@, от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ и от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@”  Скачать (451,5 КБайт)

Горячие линии

  • Телефон доверия ФНС России

Гос. услуги

Источник: https://www.molnet.ru/mos/ru/taxes/o_46143

5 случаев выездной налоговой проверки физических лиц

Выездная налоговая проверка в отношении физического лица

Дмитрий Малютин, Инна Бацылева, руководитель налоговой практики КСК групп

Способы контроля государства над доходами и расходами физических лиц можно условно разделить на законодательно установленные и иные. О том, какие механизмы контроля предусматривает налоговое законодательство, пойдет речь в данном материале.

Особо следует подчеркнуть то, что приведенные ниже способы контроля нередко используются в совокупности, что, в конечном итоге, приводит к выявлению нелегализованного дохода физических лиц.

Напомним, что на основании п.1 ст. 86 НК РФ с 1 июля 2014 года банки обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения информацию в отношении физических лиц:

  • об открытии/закрытии счета, вклада (депозита),
  • об изменении реквизитов счета, вклада (депозита).

Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

До 1 июля 2014 года указанная обязанность в отношении физического лица отсутствовала. Банки должны были сообщать указанную информацию исключительно в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, на основании п. 2 ст. 86 НК РФ с 1 июля 2014 года банки обязаны выдавать налоговым органам в отношении физических лиц:

  • справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке;
  • справки об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах);
  • выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц.

При этом условием для выдачи данных справок является:

– согласие руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;

– проведение налоговой проверки этого физического лица либо истребование документов (информации) в соответствии с п.1 ст. 93.1 НК РФ («встречная» проверка контрагента, истребование информации о конкретной сделке).

Самостоятельным основанием для истребования у банков указанных справок является наличие запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Напомним, что до 1 июля 2014 года выдача справок в отношении физических лиц была возможна только на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Следует отметить, что с 1 января 2015 года у физических лиц – владельцев зарубежных счетов появилась новая обязанность – они обязаны предоставлять в налоговый орган по месту своего учета:

– отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках;

– подтверждающие проведенные операции документы.

Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ в п.7 ст. 12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.

Однако на настоящий момент для физических лиц не утверждена ни форма указанного отчета, ни периодичность его предоставления (учитывая данное обстоятельство, в конце апреля 2015 года ФНС России проинформировала налоговые органы и физических лиц об отсутствии обязанности предоставить соответствующий отчет до утверждения Правительством РФ формы указанного отчета). Кроме того, ответственность за неисполнение указанной обязанности также не предусмотрена действующим законодательством.

Другим законодательно установленным способом контроля является возможность проведения выездной налоговой проверки в отношении физического лица.

Зачастую сам факт проведения выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика-физического лица вызывает удивление. Между тем, данная возможность прямо предусмотрена НК РФ.

Так, в силу прямого указания ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются как организации, так и физические лица – в указанной статье отсутствует указание на то, что в качестве таковых рассматриваются исключительно физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя.

Согласно п.2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

Необходимо сразу оговориться – выездная налоговая проверка организации не может приравниваться к выездной налоговой проверке физического лица.

Учитывая специфику субъекта, следует говорить о ряде ограничений.

На основании ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Таким образом, одним из квалифицирующих признаков выездной налоговой проверки является ее проведение на территории налогоплательщика.

В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

На основании п. 13 ст. 89 НК РФ должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения (ст. 92 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе осматривать территории, помещения налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документы и предметы.

Согласно п. 14 ст. 89 НК РФ при наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

В силу ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. На основании п.5 ст.

91 НК РФ доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.

В соответствии с примечанием к ст.

139 УК РФ (устанавливает уголовную ответственность за нарушение неприкосновенности жилища) под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания.

Таким образом, ограничения при проведении выездной налоговой проверки физического лица заключаются в следующем:

  1. затруднительно проведение выездной налоговой проверки по месту жительства физического лица;
  2. отсутствует возможность проведения осмотра жилых помещений и имущества, находящегося в жилых помещениях (ст.92 НК РФ);
  3. отсутствует возможность производить выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях (ст. 93, 94 НК РФ).

Соответственно, фактически проведение выездной налоговой проверки в отношении физического лица будет осуществляться по месту нахождения налогового органа.

Несмотря на существенные ограничения при проведении выездной налоговой проверки в отношении физического лица независимо от наличия согласия проверяемого физического лица налоговые органы вправе:

  • запросить у него необходимые для проверки документы; провести осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением;
  • произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физического лица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в установленный срок;
  • вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля (ст. 90 НК РФ);
  • привлечь специалистов и экспертов (ст. 95 и 96 НК РФ);
  • истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию (ст. 93.1 НК РФ).

Проведение выездной налоговой проверки физического лица – не такое уж редкое явление. Об этом свидетельствует многочисленная судебная практика – только в рамках периода 2014 года имеется немалое число решения районных судов различных областей РФ, в рамках которых рассматривались результаты выездных налоговых проверок по приведенным ниже категориям дел.

1. Выездные налоговые проверки физических лиц, которые занимались незаконной предпринимательской деятельностью

Источник: https://www.e-xecutive.ru/finance/private/1979333-pyat-sluchaev-provedeniya-vyezdnoi-nalogovoi-proverki-fizicheskih-lits

Особенности проведения мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков – физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя

Выездная налоговая проверка в отношении физического лица

      Контрольная деятельность в сфере налоговых отношений является одной из конституционных функций государства, направленных на обеспечение полноты формирования доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, превенцию и профилактику налоговых правонарушений.

В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах в Российской Федерации реализация данной конституционной функции возложена на Федеральную налоговую службу России в лице ее территориальных подразделений, согласно Положению о данной службе, а правовое регламентирование процесса налогового контроля закреплено в Налоговом Кодексе РФ – главе 14 «Налоговый контроль». Данная глава предусматривает одной из форм налогового контроля проведение налоговыми органами выездных налоговых проверок. В соответствии со ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа, либо его заместителя по месту нахождения проверяемого налогоплательщика, то есть, проверяемая проверка должна проводиться по месту регистрации налогоплательщика – физического лица. В правоприменительной практике нередко возникают обстоятельства, которые позволяют неоднозначно толковать право налоговых органов на проведение налоговых проверок в отношении плательщиков – физических лиц с возможным нарушением при этом права граждан на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ).

         Данная норма – статья 89 Налогового Кодекса, регламентируя проведение выездных налоговых проверок в отношении физических лиц, создает в правовом регулировании неопределенность  возможного в правоприменительной практике нарушения права гражданина-участника налоговых отношений на неприкосновенность жилища, установленного ст. 25 (в корреспонденции со ст. 8) Конституции РФ.

Предметом выездной налоговой проверки является проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения, для чего осуществляющие ее уполномоченные должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (часть 4 статьи 89 Налогового Кодекса РФ). По смыслу частей первой и седьмой статьи 89 Налогового кодекса РФ во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 91 Кодекса, датой начала выездной налоговой проверки является дата предъявления налогоплательщику (его представителю) решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Проверка завершается составлением справки по результатам осуществленной проверки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, согласно позиции Конституционного Суда РФ (п. 3.1 Постановления от 16.07.2004 г. №14-П). Продолжительность проверки не более двух месяцев. В исключительных случаях, перечень которых в Кодексе не установлен, срок проверки может увеличиваться до трех месяцев. Соответствующее решение вышестоящего налогового органа о продлении срока проверки может приниматься в случаях проведения встречных проверок, на период получения запросов.

Кроме того, по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа выездная налоговая проверка может быть приостановлена (в акте налоговой проверке приводится дата и номер названного решения, а также период, на который данная проверка была приостановлена).

      Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 Кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов, согласно позиции Конституционного Суда РФ (п. 3.2 ) от 16.07.04. г.

   Факт проведения выездной налоговой проверки сам по себе отнюдь не является пустой формальностью, якобы не затрагивающей чьи-либо основные права и свободы.

В соответствии с нормами законодательства о налогах и сборах решение о проведении выездной налоговой проверки является первичным основанием для всех последующих процессуальных решений и  действий, направленных на осуществление налоговой службой налогового контроля.

Без этого акта невозможно проведение проверки налоговой и бухгалтерской документации, допросов свидетелей, выемки, инвентаризации, назначение экспертиз, применение любых мер процессуального принуждения, сбор доказательств по делу.

     Начало проведения в отношении налогоплательщика выездной налоговой проверки порождает ряд процессуальных прав и обязанностей у участников налоговых отношений, регулирующих процесс осуществления налогового контроля и, таким образом, уже само по себе существенно затрагивает сферу субъективных прав.

Проведение выездной налоговой проверки не просто по факту возможного налогового правонарушения, но и в отношении конкретного лица не только затрагивает достоинство, честь, репутацию, доброе имя гражданина, но и ставит его в положение подозреваемого, делает реальной угрозу дальнейшего ограничения его прав и свобод.

      Нельзя осуществлять налогово-правовое регулирование в отношении неопределенного круга лиц.

В данном случае законодатель вышел за конституционно обусловленные пределы предоставленных органам законодательной власти полномочий, предоставив налоговым органам широкое усмотрение в выборе возможных потенциальных объектов выездных налоговых проверок – налогоплательщиков – физических лиц, без статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

      Таким образом, юридическая конструкция статьи 89 Налогового Кодекса такова, что позволяет нарушать права граждан, являющихся участниками налоговых отношений на неприкосновенность жилища.

       Неопределенность содержания норм допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения, неизбежно ведя к произволу, а значит нарушению принципов равенства и верховенства закона (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.01 №6-О).

Источник: https://zakon.ru/blog/2016/6/15/osobennosti_provedeniya_meropriyatij_nalogovogo_kontrolya_v_otnoshenii_nalogoplatelschikov_%E2%80%93_fiziche

Проверка физических лиц – 5 случаев выездной проверки

Выездная налоговая проверка в отношении физического лица

Думаем, что многих может удивить визит сотрудников налоговой службы к физическому лицу, однако это имеет место быть. Давайте разберем, какие виды контроля предусматривает Российское законодательство, над доходами и расходами граждан.

Эти способы контроля возможно как бы визуально подразделить на два вида: законодательно установленные и иные.

Но, как правило, эти способы используются в совокупности, что в итоге приводит к выявлению у физических лиц, какого- то нелегализованного вида дохода.Как всем известно, что с 1 июля 2014 года, согласно п.1 ст.

86 НК РФ, банки стали обязаны сообщать в налоговые инстанции сведения по физическим лицам, точнее по их открытым счетам:

— об открытии/закрытии счета, вклада (депозита),

— об изменении реквизитов счета, вклада (депозита).

В трехдневный срок, сотрудники Банка передают информацию обо всех открытых счета в налоговую, по электронным каналам.

Ранее 1 июля 2014 года, банки такую информацию сообщали относительно индивидуальных предпринимателей и организаций, а по физическим лицам не сообщали.

Также, банки приобрели обязанность, выдавать налоговым органам  согласно п. 2 ст. 86 НК РФ, следующие документы по запросу:

— выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц;

— справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке;

— справки об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах).

Условием для выдачи таких справок является:

— должно быть согласие руководителя вышестоящего налогового органа , либо руководителя или его заместителя — федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;

— проведение «встречной» проверки контрагента или истребование информации по какой-то конкретной сделке, налоговая инспекция истребует эти документы или информацию в соответствии с п.1 ст. 93.1 НК РФ.

Также отметим, что с 1 января 2015 года у граждан, имеющих счета за рубежом, возникла обязанность предоставлять в свои налоговые органы информацию следующего характера:

— отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в зарубежных банках;

— подтверждающие проведенные операции документы.

Такие изменения были внесены на основании Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ в п.7 ст. 12 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.

Хотя на данный момент для граждан, даже не установлена форма такого отчета, а также сроки его предоставления.

И так, выездная налоговая проверка физического лица, осуществляется на основании ст. 19 НК РФ, что налогоплательщиками признаются не только организации, но и физические лица, при этом которые в принципе не имеют статус индивидуального предпринимателя.

Проверка физического лица на основании ст. 89 НК РФ проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, основанием также для этого служит еще и решение руководителя налогового органа. Если же налогоплательщик не имеет возможности предоставить налоговому органу помещение для выездной проверки, то такая проверка может быть проведена на его территории.

Согласно п. 13 ст. 89 НК РФ имеют право осматривать все помещения и территории физического лица, используемые им для получения дохода. Также на основании п.14 ст. 89 НК РФ, сотрудники налогового органа, производящие проверку, имеют право на выемку документов у физического лица.

Однако, на основании ст.25 Конституции РФ, жилище физического лица является неприкосновенным для налоговых органов, и провести проверку в этом помещении они имеют право только с согласиях все проживающих, а также только на основании судебного решения.

И таким образом, для проведения выездной проверки физического лица, имеются ограничения:

  • затруднительно проведение выездной налоговой проверки по месту жительства физического лица;
  • отсутствует возможность проведения осмотра жилых помещений и имущества, находящегося в жилых помещениях (ст.92 НК РФ);
  • отсутствует возможность производить выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях (ст. 93, 94 НК РФ).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проведение проверки будет осуществляться на территории налогового органа.

Тем не менее, налоговые органы имеют право, несмотря на все ограничения при выездной проверки, следующее:

— провести осмотр имущества физического лица, у которого проводится проверка, находящегося в его нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением; запросить у него для проверки документы, которые необходимы;

— если проверяемое лицо не представило налоговым органам запрашиваемые документы в установленный срок, произвести выемку этих документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях у этого физического лица;

— если для налогового органа, нужно уточнить о каких – либо обстоятельствах, известных физическому лицу, налоговый орган имеет право  вызвать для дачи показаний физическое лицо, в качестве свидетеля (ст. 90 НК РФ);

— привлечь специалистов и экспертов (ст. 95 и 96 НК РФ);

— если имеется документация или информация, которая касается деятельности данного физического лица, то налоговый орган вправе истребовать у лиц эти документы или информацию (ст. 93.1 НК РФ).

Казалось бы, что такие проверки – редкость. Но по информации из судебной практике – за 2014 год, было проведено не мало таких проверок в отношении физических лиц, которые в свою очередь произвели нарушения законодательства:

— занимались не законным  предпринимательством,

— с полученного дохода не был уплачен налог,

— в период, когда физическое лицо обладало статусом индивидуального предпринимателя, проверяется правильности исчисления и уплаты,

— у физического лица уменьшены его налогооблагаемые доходы , то с этой целью истребуют документы, подтверждающие эти расходы,

— с целью с целью подтверждения правильности заявленных физическим лицом имущественных вычетов.

В завершении статьи, можно сделать вывод, что к выездной проверки физического лица, стоит относиться достаточно серьезно и ответственно.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/finrecept/proverka-fizicheskih-lic--5-sluchaev-vyezdnoi-proverki-5b3121e0278cdf00a8bd3551

2021 – год выездных налоговых проверок физических лиц – почему сейчас и что делать?

Выездная налоговая проверка в отношении физического лица

В последнее время мы видим участившееся количество выездных налоговых проверок физических лиц за 2017 год.

Налоговые органы назначили налоговые проверки в последних числах 2020 года, т.е. за считанные дни до истечения сроков возможности инициирования выездных налоговых проверок за 2017 год.

Объем, степень детализации и содержание требований существенно различаются. Можно сделать предварительный вывод о том, что требования являются результатом серьезной аналитической работы, проделанной налоговыми органами в результате обработки информации, полученной в рамках автоматического обмена финансовой информацией, в котором Россия участвует с 2018 года.

Выездные налоговые проверки в отношении физических лиц ранее воспринимались как крайне редкое явление, и от обычных камеральных проверок их отличают, в первую очередь, большая продолжительность, детализация запросов, объем истребуемых документов и информации, а также процессуальные особенности.

В нашем новостном выпуске мы постараемся ответить на вопрос, почему это произошло, что делать и чем EY может помочь.

Что произошло?

Российские налоговые органы приступили к обработке информации, полученной от иностранных налоговых органов в рамках автоматического обмена финансовой информацией (Common Reporting Standard, CRS). Список стран, обменявшихся информацией с Россией за 2017 год, можно посмотреть здесь.

Исходя из анализируемых нами требований налоговых органов, при выявлении несоответствий между информацией, полученной от компетентных органов иностранных юрисдикций и информацией, указанной налогоплательщиками в представленной в российские налоговые органы отчетности за соответствующий период, налоговые инспекции стали инициировать выездные налоговые проверки и запрашивать дополнительные документы и информацию для проведения мероприятий налогового контроля.

Предметом выездной налоговой проверки является проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов. Проверка может проводиться по одному или нескольким налогам.

По нашему опыту, требования содержат как общие запросы (представить информацию и документы об имеющихся у физического лица активах, счетах и полученных им доходах в отчетном периоде), так и требования о представлении пояснений касательно конкретных операций с указанием точных сумм зачислений на зарубежные счета физического лица и наименований компаний, в рамках отношений с которыми физическое лицо могло получать доходы.

Перечень информации, которую налоговые органы запрашивают в требованиях, также может включать информацию, которая напрямую не относится к проверке правильности исчисления налогов – например, информацию о принадлежащем физическому лицу недвижимом имуществе за пределами РФ, гражданстве или поданных уведомлениях об открытии и закрытии счетов в РФ. Примечательно, что проверяющие запрашивают информацию не только о банковских счетах, но и счетах в иных организациях финансового рынка. Напомним, что в 2017 году обязанности по представлению отчетности по небанковским счетам у физических лиц не было.

Несвоевременное представление или отказ от представления запрашиваемых документов или соответствующих разъяснений может повлечь привлечение физического лица к налоговой и/или административной ответственности, включая штрафы за непредставление отчетности и штрафы и пени за неуплату налога, если применимо.

Выездная налоговая проверка может длиться до 6 месяцев и приостанавливаться на срок, необходимый для истребования документов. С учетом приостановлений, общий срок выездной налоговой проверки может составить до 15 месяцев.

Что делать?

Согласно установленным нормам, запрашиваемые документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.

Если объем запрашиваемой информации значителен или ее сбор может занять время, можно рассмотреть опцию в течение дня, следующего за днем получения требования, подать в налоговую инспекцию уведомление о продлении сроков представления запрашиваемых документов.

Налогоплательщикам, получившим требование о представлении документов, следует подготовить пакет запрашиваемых документов и соответствующих пояснений в отношении запрашиваемой налоговыми органами информации об активах, доходах и/или имуществе физического лица и быть готовыми дать пояснения касательно поданной отчетности за соответствующий период.

Очевидно, что налоговые органы продолжат практику инициирования выездных налоговых проверок физических лиц за последующие налоговые периоды (2018 год и далее), когда будут получены и обработаны данные, поступившие в рамках автоматического обмена финансовой информацией. В связи с этим мы рекомендуем клиентам заранее готовить defense file, чтобы иметь возможность в будущем оперативно реагировать на подобные запросы со стороны налоговых органов.

Чем может помочь EY?

  • Подготовка пояснений и пакета документов и помощь в сборе документов, запрашиваемых налоговыми органами;
  • Подготовка и подача уведомления о продлении сроков представления запрашиваемых документов;
  • Организация коммуникации с налоговыми органами и представление интересов клиента в налоговых органах в рамках выездной налоговой проверки;
  • Анализ активов и счетов клиента на предмет идентификации потенциальных рисков и налоговых последствий и создание defense file на случай будущих налоговых проверок, помощь в принятии решения о подаче уточненных деклараций / отчетности по КИК / отчетности по счетам и их подготовка;
  • Анализ и расчет налоговых обязательств;
  • Подготовка персональной налоговой отчетности и пакета сопроводительных документов.

Авторы: Антон Ионов

Алексей Нестеренко

Источник: https://www.ey.com/ru_ru/tax/tax-alert/2021/02/ey-2021-god-vyezdnyh-nalogovyh-proverok-fizicheskih-lic-3-february-2021-pcs-rus

Основания для налоговой проверки физического лица

Выездная налоговая проверка в отношении физического лица

На сегодняшний день ИФНС активно проверяет не только организации и индивидуальных предпринимателей, но и частных лиц. И если вы работаете на себя и уклоняетесь от внесения налоговых сборов, пытаетесь хитрить со справками 2-НДФЛ или получаете на свои расчетные счета крупные суммы денег, то будьте уверены, рано или поздно инспекторы могут заинтересоваться вашей персоной.

Налоговая проверка физического лица происходит разными способами. По каким причинам она может случиться? Какие права есть у налоговых работников? При каких обстоятельствах поступления денег на счет проверяет ИФНС? Рассмотрим эти и другие вопросы подробнее.

Основания для проверки физических лиц налоговой службой

Среди основных причин, по которым налоговая служба может организовать тщательную проверку физлиц, можно выделить:

  1. Этот документ направляется в ИФНС, когда физическое лицо получает дополнительный доход, который приходит к нему за счет занятий частной практикой, реализации жилья, оплаты учебы или медуслуг. При поступлении 3-НДФЛ-декларации налоговая служба начинает сверку информации, указанной в справке, с данными из базы. Это помогает выявить случаи реального мошенничества.

  2. Сегодня нередки случаи, когда люди работают или подрабатывают без официального трудоустройства, сдают жилплощадь в аренду, трудятся на дому, получая за это, так называемую, «зарплату», которая по факту не облагается налогом. Причем многие физлица даже не задумываются над тем, что к ним может нагрянуть налоговая проверка.

    Они полагают, что интерес ИФНС вызывают только крупные обороты денежных средств по счетам. Но это не так. В действующем уголовном законодательстве нет четкой информации о размере минимального дохода, при котором может производиться проверка.

    Поэтому, как показывает практика, достаточно двух совершенных одинаковых сделок, чтобы фактически стать незаконным предпринимателем.

При проведении проверки физических лиц на незаконный оборот средств, инспекторы ИФНС в обязательном порядке учитывают ряд основных факторов:

  • наличие покупателей, которые хоть раз отдавали физлицу деньги за товары и оказанные услуги;
  • рекламирование своего вида деятельности и выставка образцов;
  • осуществление постоянных закупок любого вида продукции оптом;
  • составление и подписание договоров, связанных со сдачей жилья в аренду;
  • большие обороты денежных средств, размещаемых на банковских счетах;
  • ведение учета по совершаемым сделкам.

При каких обстоятельствах может нагрянуть налоговая проверка?

Как показывает юридическая практика, выездная налоговая проверка частных лиц, может организовываться для того чтобы уточнить следующие данные:

  • ведется ли трудовая деятельность ИП после его снятия с регистрационного учета;
  • используются ли расходы физлиц с целью сокращения размера доходов, подлежащих налогообложению;
  • занимается ли частное лицо незаконным предпринимательством;
  • правильно ли заполнена 3НДФЛ декларация на имущественные вычеты.

Чаще всего проверки организуются, если у налоговой службы есть какие-либо сомнения в отношении конкретного физического лица.

Но они могут быть осуществлены и в случае получения письменной жалобы от другого частного лица или организации.

Проверка физического лица по жалобе

Налоговые проверки физических лиц происходят редко, поскольку у инспекторов ИФНС зачастую не хватает рабочего времени, чтобы проверить всех.

Однако людям, занимающимся незаконным предпринимательством, все равно необходимо быть начеку, поскольку их, как нарушителей могут сдать инспекторам недовольные покупатели, соседи или конкуренты, оставив соответствующую жалобу.

И если проверка подтвердит факт ведения нелегального бизнеса, то за доход, полученный незаконным путем, их могут не только оштрафовать, но и наказать.

За прибыль свыше 1,5 млн. рублей в год предусмотрена ответственность по УКРФ.

Какими правами наделены инспекторы ИФНС при проведении проверки физических лиц?

Принимая во внимание то, что выездная проверка ИФНС может осуществляться на территории жилого помещения физлица, инспекторы имеют не так много прав. Они могут по закону:

  • запросить у частного лица документацию, необходимую для тщательного изучения;
  • осмотреть имущество, но только в нежилом помещении;
  • изъять документацию, вовремя не предоставленную в ИФНС, в случае сомнения в сокрытии, уничтожении или замене данных;
  • устроить допрос в отношении обстоятельств, относящихся к деятельности физлица, и потребовать предоставление документации, касающейся дела, согласно статье 93.1 НКРФ;
  • привлечь сторонних экспертов для оценки материалов налоговой проверки в соответствии со статьями 95-96 НКРФ.

Рекомендации для физического лица при налоговой проверке

Что бы ни случилось, каждому человеку необходимо:

  1. хранить все важные бумаги, касающиеся трат, в соответствующем состоянии;
  2. не скрывать доходы;
  3. вовремя платить налоги;
  4. не допускать в квартиру посторонних лиц, поскольку согласно Конституции РФ жилье неприкосновенно. Налоговики не вправе изымать документацию и осматривать жилое помещение без согласия хозяина;
  5. занимаясь предпринимательством и налоговым планированием, важно не забывать, что интерес ИФНС будет направлен на розыск конечного выгодоприобретателя.

Соблюдая эти рекомендации, никакая налоговая проверка не будет страшна.

Согласно подпункту 1,1 ст. 86 НКРФ, все банковские учреждения обязаны сообщать в ИФНС об открытии или закрытии расчетных счетов физических лиц.

Кроме того, они должны по запросу инспекторов предоставлять оригиналы справок о наличии кредитных и депозитных счетов, об остатках на них и движении денежных средств.

Налоговая служба также может при проведении проверки разыскать информацию о других имеющихся счетах, например, электронных кошельках.

Чаще всего это происходит, когда на налогоплательщика поступила жалоба или он подал декларацию о получении вычета за приобретение недвижимого имущества, не имея официального постоянного дохода. В этих случаях ИФНС будет важно проверить: откуда, когда и какие суммы поступали на счета гражданина.

Такие данные инспекторы могут легко получить при оформлении запроса, подписанного руководством Управления ИФНС России или регионального подразделения.

За какие операции по счету карты Сбербанка или другого банка налоговая может провести проверку?

Чаще всего налоговый орган интересуется редкими случаями денежных переводов, совершаемых физлицами, со счета одной карты на другую. Остальные же случаи мелких перечислений их вряд ли привлекут. Так, например, особый интерес ИФНС может вызвать человек, который официально не имеет источника дохода и не платит НДФЛ.

Если вы работаете по ТКРФ или по договору ГПХ, а ваша организация регулярно перечисляет за вас налоги, то вы можете спать спокойно. Этот случай не ваш, и проверка вам не грозит.

Рассмотрим основные моменты, когда физическое лицо может привлечь к себе внимание ИФНС при совершении операций, например, по счету карты Сбербанка:

  1. При перечислении физическим лицом со счета на счет более 600 тысяч рублей банк передаст об этом информацию в налоговый орган. Инспекторы обязаны будут провести проверку.

    Особенно это касается случая, когда денежные средства были переведены по договору купли-продажи жилья и физлицом, не имеющим официального дохода за прошлые периоды, сделан запрос на возврат налогового вычета.

    Эта ситуация может быть воспринята, как уклонение от выплаты налогов.

  2. Это касается обналичивания средств через подставное лицо, и, соответственно, сокрытия доходов от государства. Например, предприятие однодневка перечисляет деньги на счет «своего сотрудника», якобы под отчет.

    По факту же он снимает средства с карты или переводит их другому такому «работнику».

    Это яркий пример того случая, когда налоговую проверку могут провести из-за внутреннего перечисления денег с одного счета на другой между физлицами.

  3. Как правило, под подозрением часто оказываются люди, работа которых обязывает самостоятельно вносить налоговые сборы и заполнять 3-НДФЛ декларацию. Однако проверки таких физических лиц проводятся, если высока вероятность доказать документально их деятельность.

Что касается сдачи жилья, то проверки налоговой службы могут осуществляться только при поступлении жалобы от соседей, которые, например, недовольны поведением квартирантов.

В остальных случаях ИФНС вряд ли заинтересуется физическими лицами, получающими доход от аренды квартиры.

Заключение

Таким образом, физическим лицам необходимо быть начеку. Однако им не стоит паниковать и в срочном порядке заполнять декларацию. Важно помнить, что для уплаты налогов должно быть доказано получение дохода.

Любое требование налогового органа исполнить обязательства выполняется исключительно по решению суда.

Судебное разбирательство может случиться только в случае, когда ИФНС найдет состав преступления. Поэтому даже если вас и коснется налоговая проверка, то у вас будет достаточно времени, чтобы найти выход из сложившейся ситуации.

Вам также может понравиться

Источник: https://alaws.ru/nalogovaya-proverka-fizicheskogo-lica/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.