Задержание должностных лиц

Содержание

Порядок административного задержания: помощь адвоката

Задержание должностных лиц

   Административное задержание РФ требует разъяснения и помощи нашего адвоката по административным делам.

ВНИМАНИЕ: при совершении административного правонарушения влекущего задержание звоните нашему адвокату.

Основания административного задержания

   Такое действие, как задержание может быть спровоцировано соответственными, действиями со стороны гражданина, которые рассматриваются как незаконные, такая мера может также подразумеваться ходом производства по делам об административных правонарушениях по тому, или иному делу.

   Простыми словами нахулиганил – отвечай. Но бывают случаи гораздо серьезнее хулиганства. Так или иначе, а каждому человеку важно помнить, что подобные действия со стороны, охраняющих порядок, органов, а именно такие как задержание, досмотр, всевозможные изъятия вещей и т. д. допускается лишь в случае существования должных на то причин, которые прописаны в законе:

  • необходимость остановить внеправовое поведение гражданина;
  • неэффективность в конкретном случае иных способов воздействия;
  • необходимость определения личных данных правонарушающей особы;
  • невозможность составить протокол об административном задержании непосредственно на месте где были осуществлено противозаконное действие (в том случае если данный документ обязателен);
  • наличие соответствующего постановления, подразумевающего административное задержание лица.

Порядок административного задержания

   Важно заметить, что производить административное задержание могут только специальные органы и особы, наделенные соответствующими полномочиями – ОВД, пограничная стража, военизированная охрана и если не произошло истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

   Во время разбирательства в действиях гражданина, может произойти не только процедура подробного досмотра гражданина и его вещей, но возможно также и административное задержание транспортного средства.

Все зависит от того, что именно совершил гражданин, и каким образом, если возникли подозрения о том, что транспортное средство было непосредственной частью злодеяния, оно будет так же задержано.

Важно помнить, что досматривать нарушителя может только сотрудник, одного пола с нарушителем, и исключительно в присутствии посторонних, незаинтересованных граждан.

   Составляется протокол административного задержания: в данной форме указываются дата и время, место, где были произведены, правонарушающие действия, кем составлялась документация, необходимые данные правонарушителя, причины по которым гражданина привлекают к ответственности.

Срок административного задержания

   Сколько же придется провести времени «за решеткой»? В отдельных случаях срок административного задержания, время, на которое нарушитель будет, так сказать, лишен свободы, может составить и трое суток.

Но, только в случае, когда, к примеру, имел место факт незаконного распространения чего либо, или же было осуществлено несанкционированное пересечение границы, а так же при необходимости установления дополнительных сведений и подробностей нарушения, личности гражданина и т. д.

   Но во всех стандартных случаях (мелкое хулиганство, неподчинение законным распоряжениям госслужащих и т. д.) продолжительность задержания составляет трехчасовой интервал. Отсчет времени начинается с момента, когда нарушитель был представлен органам для составления соответствующей документации — протокола задержания по административному правонарушению.

ВНИМАНИЕ: если имеет место незаконное административное задержание и последующее несправедливое решение суда, то жалоба на постановление по административному делу поможет отстоять Ваши права

Обжалование незаконного административного задержания

   В случае принятия решения об обжаловании незаконного административного задержания следует руководствоваться нижеприведенной инструкцией:

  • Получить копию протокола об административном задержании. Протокол об административном задержании является основным документом, обосновывающим задержание гражданина. Должностные лица обязаны вручить его копию гражданину, но не редки случаи, когда этого не происходит, в связи с чем, требуется напомнить должностным лицам об этой обязанности.
  • Изучить имеющиеся документы.В зависимости от нарушения, в связи с которым гражданин был задержан, пакет документом для подачи жалобы может быть обширен. Это могут быть и письменные свидетельские показания, записи с камер видеонаблюдения, фотоматериалы и иные сведения, подтверждающие необоснованность задержания. Важно особое внимание обратить на протокол административного задержания. В нем должны содержаться следующие сведения:
  1. дата и место его составления;
  2. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  3. сведения о задержанном лице;
  4. время, место и мотивы задержания;
  5. подпись должностного лица и задержанного.

    Отсутствие перечисленных сведений будет свидетельствовать об отсутствии легитимности при самой процедуре задержания. Изучая документы, следует принять окончательное решение о подаче жалобы. В зависимости от имеющегося материала должно сформироваться представление об итоге процедуры обжалования.

  • Составление жалобы. Жалоба составляется в простой письменной форме. Среди основных требований к ее содержанию следующие:
  1. наименование органа, в который она подается;
  2. сведения о задержанном лице;
  3. доводы лица, подавшего жалобу, предложения о решении вопроса;
  4. приложение всех документов в копиях;
  5. подпись лица, подавшего жалобу и указание даты подачи.
  • Подача жалобы. Жалоба на незаконное административное задержание подается в вышестоящий орган должностного лица, принявшего решение о задержании, или вышестоящему должностному лицу. Она может быть подана, минуя органы исполнительной власти, в мировой суд. Не следует затягивать с подачей жалобы, желательно направить ее до рассмотрения дела об административном правонарушении. В случае, если дело рассматривает орган или должностное лицо, то оно будет рассмотрено в течение пятнадцати дней с момента получения всех материалов дела, если суд – в течение двух месяцев.
  • Рассмотрение и принятие решения по жалобе. По результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение об отсутствии нарушений при административном задержании или о наличии таковых. При выявлении нарушений административное задержание признается незаконным, задержанный восстанавливается в правах (возникает право на компенсацию морального вреда и возмещение понесенных убытков), должностные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Адвокат по административному задержанию в Екатеринбурге

   Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации не предусматривает специальный порядок обжалования административного задержания, но право на обжалование является важной гарантией законности. Конституцией РФ закреплены права и свободы человека как высшая ценность (ст.

2), которые признаются и гарантируются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ч. 1 ст. 17), поэтому, в случае незаконного административного задержания, его необходимо обжаловать.

Результатом положительного решения по обжалованию действий должностных лиц станет восстановление нарушенного права задержанного, а властные структуры обяжет в дальнейшем действовать в рамках закона.

   При неуверенности в положительном исходе подаваемой жалобы, возможно, следует обратиться за юридической помощью адвоката. Адвокат объективно оценит ситуацию и сделает вывод о перспективах обжалования, а также поможет в иных вопросах административного обжалования.

Читайте еще о помощи нашего административного адвоката:

Все про рассмотрение надзорная жалобы по административному делу по ссылке

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры” А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Источник: https://katsaylidi.ru/article/administrativnoe-zaderzhanie

Статья 27.3. КоАП РФ Административное задержание | ГАРАНТ

Задержание должностных лиц

Статья 27.3. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.

3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции – при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

См. текст пункта 5 части 1 статьи 27.3

6) должностные лица таможенных органов – при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.

12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) утратил силу;

См. текст пункта 8 части 1 статьи 27.3

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, – при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

Часть 1 дополнена пунктом 11 с 29 октября 2018 г. – Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 235-ФЗ

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.

88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.

3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, – орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Источник: https://base.garant.ru/12125267/6c61e286c98a931f79b98c1776b54fd1/

КС: Административное задержание должно обосновываться

Задержание должностных лиц
Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г.

№ 9-П рассмотрел вопрос о соответствии сразу нескольких положений закона Конституции РФ.

Предметом рассмотрения стали нормы, регулирующие применение одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – административного задержания, а также последующее возмещение вреда, в том числе морального, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицами.

КС РФ разъяснил, что задержание не может применяться автоматически при наличии оснований полагать, что гражданин совершил правонарушение, а вред в случае незаконного задержания подлежит взысканию независимо от вины органов власти и должностных лиц.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предполагает различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.

1), среди которых одной из наиболее посягающих на права и свободы человека является административное задержание – кратковременное ограничение свободы, максимальный срок которого составляет 48 часов (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5).

Вместе с тем даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, охраняемые положениями Конституции РФ (ст. 22). Этому корреспондирует и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская Конвенция).

В первую очередь КС РФ рассмотрел вопрос о возможных ограничениях упомянутого конституционного права – учитывая его исключительную ценность. Суд обратил внимание на то, что оно может быть ограничено лишь при соблюдении общеправовых принципов и на основе конституционных критериев необходимости, разумности и соразмерности, дабы не допустить утраты самого существа данного права.

Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, КС РФ вновь подчеркнул, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции РФ и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека.

Для начала Суд обратил внимание на автономность значения термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле и признал, что административное задержание представляет собой, по сути, лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер.

Опираясь на прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, КС РФ пришел к выводу, что законность применения задержания должна оцениваться не только с точки зрения соблюдения формальных правил, но и с учетом целей применения этой меры. Он признал, что любые меры, если они фактически влекут лишение свободы, должны отвечать критериям правомерности именно в контексте ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 Европейской Конвенции.

Во-первых, любое административное задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.

Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в протоколе об административном задержании.

В-третьих, задержание должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли задержание единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.

Для оценки законности задержания судам надлежит выяснять, располагает ли должностное лицо, осуществляющее задержание, фактами и сведениями, достаточными для объективно обоснованного подозрения в том, что задерживаемый мог совершить соответствующее правонарушение. КС РФ особо акцентировал внимание на том, что задержание во всяком случае не может быть признано обоснованным, если вменяемые задержанному действия в момент их совершения не могли расцениваться как правонарушение.

Иными словами, ошибочно полагать, что сотрудники полиции могут автоматически задерживать граждан и держать их взаперти несколько часов, даже если они совершили правонарушение.

Справедливо и обратное – само по себе то обстоятельство, что задержанный впоследствии не был привлечен к административной ответственности или вовсе не предстал перед судом, не обязательно означает, что его задержание было незаконным, поскольку, как пояснил КС РФ, «целью задержания является создание условий для проведения производства по делу об административном правонарушении, с тем чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда».

Срок применения административного задержания также не может быть произвольным, и, хотя Основной закон позволяет лишать свободы без вынесения судебного решения в течение 48 часов, правоохранители обязаны каждый раз объяснять, почему длительность конкретного административного задержания была именно такой, а не иной.

Что же касается доставления в полицейский участок – требования к этой процедуре абсолютно аналогичны. Так, закон позволяет доставлять гражданина для составления протокола об административном правонарушении только лишь при невозможности его составления на месте (ст. 27.2 КоАП РФ).

Это означает, что полицейские должны объяснить, какие конкретно обстоятельства помешали составлению процессуального документа без поездки в отдел. Это объяснение должно быть адекватным образом мотивировано – к примеру, отсутствием у сотрудника «бланка» протокола вряд ли можно аргументировать правомерность доставления.

Для иллюстрации – в подавляющем большинстве случаев сотрудники ДПС ГИБДД не везут автолюбителей в участок, так почему же патрульно-постовая служба часто поступает иначе?

Особого внимания заслуживает правовая позиция КС РФ относительно возможности обжалования принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – Суд указал, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также по каким-либо иным основаниям не может служить препятствием для этого. Таким образом, гражданин, чье дело прекратили в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, тем не менее вправе отдельно потребовать признать незаконным, к примеру, доставление в отдел полиции.

  Крайне важен и вывод КС РФ о компенсаторном механизме в случае незаконного административного задержания.

 Суд отметил прямое указание закона на то, что возмещение вреда в случае незаконного применения наказания в виде административного ареста производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 1070 и 1100 ГК РФ), то есть с исключением из общего правила.

Однако тот факт, что административное задержание не является арестом как мерой административного наказания, еще не означает, что в случае незаконного задержания должен применяться иной механизм компенсации вреда, нежели при незаконном аресте.

Так, задержание связано с принудительным пребыванием гражданина в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами, поэтому представляет собой лишение свободы в смысле ст. 22 Конституции РФ и ст.

5 § 1 (с) Европейской Конвенции. Следовательно, учитывая природу ограничений и последствий, не существует каких-либо причин, которые могли бы оправдать применение различающихся компенсаторных механизмов в случае административного задержания и административного ареста.

Иное не соответствовало бы ни Конституции РФ, ни Европейской Конвенции.

Таким образом, нормы п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения гражданину имущественного ущерба и компенсации морального вреда независимо от вины должностных лиц, являющихся причинителями вреда, в случае признания административного задержания на срок не более 48 часов незаконным, – резюмировал КС РФ.

Наконец, КС РФ разъяснил, что отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. По мнению Суда, в случае прекращения дела об административном правонарушении гражданин вправе инициировать гражданский спор и при причинении ему вреда получить соответствующую компенсацию.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/ks-administrativnoe-zaderzhanie-dolzhno-obosnovyvatsya/

Срок административного ареста

Задержание должностных лиц
Цены на услуги юриста по уголовным делам

За совершение различных противоправных действий законодательством предусмотрено наступление уголовной и административной ответственности. Такая ответственность выражается в применении к виновному лицу определенных карательных санкций. В их чисто входит административный арест, который осуществляется по правилам, регламентированным в КоАП РФ.

Что такое – административный срок

Понятие административного ареста зафиксировано в ст. 3.9 КоАП РФ и представляет собой принудительную меру наказания, которая выражается во временной изоляции правонарушителя от общества. Основанием для такого задержания является административное правонарушение, подтвержденное судебным органом при рассмотрении процессуальных материалов.

Такой арест не может назначаться при уголовном преследовании, так как аналогичная уголовная мера воздействия регламентирована УК РФ. Наказание при административном аресте отбывается на основании постановления суда по правилам, регламентированным в Федеральном законе № 67-ФЗ, Постановлением Правительства № 627 и Приказом МВД № 83.

Рассмотрим, какими особенностями характеризуется такая мера принудительного воздействия:

  1. для ареста законодателем предусмотрен максимальный срок, на который происходит изоляция от общества;
  2. назначенные сроки по административному задержанию правонарушители отбывают в специальных местах под контролем уполномоченных органов МВД;
  3. юридическим основанием для задержания и помещение в принудительную изоляцию является постановление судебного органа.

01

Консультация юриста по уголовным делам бесплатно, жми

Задать вопрос юристу 02

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

8 800 350 14 85 03

Заявки принимаем круглосуточно, юрист перезвонит через 10 минут

Цены на услуги юриста по уголовным делам

Таким образом, никаким иным органом или судебным актом задержание не может осуществляться, а на неправомерные действия по изоляции от общества может быть подана жалоба.

За что дают административный арест? В КоАП РФ содержится множество составов, которыми устанавливается санкция по отбыванию временного заключения. Например, к их числу относятся неуплата штрафа или существенные нарушения Правил дорожного движения, при которых такое задержание может выступать как альтернативная замена по правонарушению вместо лишения прав у водителя по материалам ГИБДД.

Рассмотрим, какой срок предусмотрен для такой принудительной изоляции от общества, и с какого момента он исчисляется.

Наказание

Правило о сроках о задержании при аресте регламентированы в ст. 3.9 Кодекса об административных правонарушениях РФ:

  1. стандартный срок, который отбывают правонарушители в большинстве случаев – не более 15 суток;
  2. увеличенный период – на срок до 30 суток.

Разграничение по периоду изоляции от общества происходит в зависимости от тяжести совершенных противоправных действий. В частности, рассматриваемая норма содержит перечисление особо опасных правонарушений, за которые будет грозить 30 суток:

  1. нарушенный порядок участия в массовых собраниях, митингах и т.д.;
  2. незаконная организация пребывания или передвижения людей, которая привела к нарушению общественного порядка;
  3. нарушение антинаркотических составов;
  4. противоправное нарушение режима ЧП или антитеррористической операции.

В иных случаях максимальный период изоляции не может превышать пятнадцати суток.

Указанный срок начинается при непосредственном задержании лица, допустившего правонарушение – с момента доставления нарушителя в служебные помещения правоохранительных органов. Если задержанию подвергнуто лицо в состоянии опьянения, такой срок начнется с момента вытрезвления гражданина.

Место административного ареста

Где сидят лица, подвергнутые такому виду принудительных санкций? Для этого используются специализированные помещения правоохранительных органов, позволяющие полностью исключить контакты виновного правонарушителя с обществом, в том числе с родственниками, на весь период отбывания наказания.

При оформлении правонарушителя под арест происходит изъятие средств коммуникации, в том числе телефона. Это оформляется путем заполнения специального процессуального бланка, образец которого можно найти на нашем сайте.

Отбывание наказания происходит в изолированных одиночных служебных помещениях, а на правонарушителей распространяется особый режим содержания.

Законодательство регламентирует особые правила по раздельному содержанию мужчин и женщин, лиц с тяжелыми формами заболевания и т.д.

Отдельные категории граждан не могут быть подвергнуты изоляции от общества при аресте ни при каких обстоятельствах:

  1. женщины, официально подтвердившие статус беременности путем представления справки из медицинского учреждения;
  2. женщины, у которых на воспитании находятся несовершеннолетние граждане в возрасте до 14 лет;
  3. несовершеннолетние лица в возрасте до восемнадцати лет;
  4. граждане, имеющие официально установленную инвалидность I и II групп;
  5. лица, проходящие военную службу по призыву или по контракту в рядах Вооруженных Сил РФ;
  6. граждане, обладающие специальным званиями по линии Следственного комитета, ОВД и иных аналогичных ведомств.

Важные особенности установлены для порядка осуществления правосудия по делам, в которых правонарушителю грозит принудительная изоляция. В этом случае разбирательство дела в суде должно состояться непосредственно в день поступления процессуальных материалов, а если подозреваемое лицо было задержано – не позднее двух суток с этого факта.

При разбирательстве составов, по которым грозит такая санкция, участие подозреваемого лица является обязательным условием. При несогласии с судебным актом привлеченным лицом может быть подана жалоба в вышестоящий суд, которая должна быть рассмотрена не позднее 24 часов с момента ее подачи.

При наличии уважительных причин суду предоставлено право приостанавливать приведение в исполнение этой санкции. Такая приостановка не может длиться более одного месяца, а в состав уважительных обстоятельств входят тяжелая болезнь, наличие материальных проблем. Такая причины должны быть надлежащим образом подтверждены правонарушителем.

Полезная информация по уголовным делам

Источник: https://advocate-service.ru/detention.html

Итоги месяца: от хищений у Новака и Мантурова до взяток у Шойгу и Силуанова

Задержание должностных лиц
Фото Сергей Гунеев / РИА Новости

Сентябрь отметился целой серией задержаний высокопоставленных федеральных чиновников — фигурантами уголовных дел о мошенничестве стали замминистра энергетики и замглавы департамента Минпромторга, во взяточничестве заподозрили сотрудников Минобороны и Минфина.

Также на коррупции попались бывший глава МВД Карачаево-Черкесии и следователь центрального аппарата СКР. Главной региональной новостью стал арест сына экс-губернатора Иркутской области — депутату регионального заксобрания вменили мошенничество при ремонте лифтового оборудования.

Подробнее об этих и других событиях в сфере борьбы с коррупцией — в ежемесячном дайджесте ПАСМИ. 

Обвиненного в мошенничестве замминистра энергетики РФ отправили в СИЗО

В Москве арестовали заместителя министра энергетики Анатолия Тихонова. Басманный суд отправил его в СИЗО на 2 месяца по обвинению в хищении более 600 млн рублей.

Подробнее…

Советник из департамента Минобороны по обеспечению гособоронзаказа арестован за взятку

В Москве задержан и арестован ведущий советник отдела департамента Минобороны РФ по обеспечению гособоронзаказа Виталий Ликучев. Его подозревают в получении особо крупной взятки.

Подробнее…

ФСБ задержала замдиректора одного из департаментов Минпромторга

В Москве сотрудниками ФСБ задержан замдиректора департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Антон Исаев. Чиновника заподозрили в хищениях.

Подробнее…

Крупного чиновника Минфина отправили под домашний арест

Суд в Москве поместил под домашний арест замначальника отдела корпоративного управления в сфере драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина РФ Александра Пшеничникова. Несколько дней назад чиновника задержали по подозрению в получении взятки.

Подробнее…

Докритиковался: главный эколог страны помещен под домашний арест

Известный российский ученый Владимир Грачёв, президент Российской экологической академии и бывший глава комитета по экологии Госдумы РФ, попал под домашний арест. 78-летнего эколога подозревают в вымогательстве взятки в размере 1 миллиона евро.

Подробнее…

В Москве по подозрению в коррупции задержан следователь СКР Грей Эфендиев. При этом у него могут появиться подельники.

Подробнее…

По стопам отца: задержан сын экс-губернатора Иркутской области

Андрей Левченко, сын бывшего губернатора Иркутской области Сергея Левченкои депутат областного Заксобрания, задержан по подозрению в мошенничестве в крупном размере.

Подробнее…

Силовики добрались до экс-главы красноярского Минлесхоза

В Красноярском крае правоохранители задержали экс-главу регионального Минлесхоза Димитрия Маслодудова. Его подозревают во взятках.

Подробнее…

Помощь другу: бывший вице-премьер Алтайского края оказалась за решеткой

Ирина Долговая, бывший вице-премьер по Алтайскому краю, была арестована в ночь на 18 сентября. После разговора со следователем она в наручниках была отконвоирована в следственный изолятор, согласно ст. 91 УПК РФ.

Подробнее…

Гендиректора алтайского Агентства по ипотечному кредитованию задержали в Москве по делу о хищении

Силовики задержали гендиректора Агентства по ипотечному жилищному кредитованию республики Алтай Михаила Карпенко. Чиновника обвиняют в хищении более 94 млн рублей.

Подробнее…

«Помогал» строить детсад: Вице-мэра Евпатории обвинили в многомиллионной взятке

Заместителю мэра Евпатории Андрею Ковалю и нескольким сотрудникам управления капстроительства предъявлены обвинения в получении взятки. Чиновники за 10,5 млн рублей согласились помочь предпринимателю получить субподряд на строительство модульного детского сада.

Подробнее…

Потянет за собой губернатора? За аферу с «коронавирусным» фондом задержан «правая рука» главы Марий Эл

В Йошкар-Оле силовики пришли с обысками к директору Фонда развития республики Марий Эл Дмитрию Феофанову. Чиновник задержан по подозрению в мошенничестве.

Подробнее…

Главного рекламщика мэрии Новосибирска увезли в ФСБ

В Новосибирске произошло задержание главы городского комитета рекламы и информации Дмитрия Лобыня. Ранее в его адрес звучали обвинения во взяточничестве.

Подробнее…

Главу «Справедливой России» в Новороссийске задержали с двумя миллионами на руках

В Новороссийске оперативники задержали депутата городской думы Михаила Ерохина по уголовному делу о мошенничестве. Ерохин, будучи главой местного отделения «Справедливой России», предложил чиновникам из мэрии отказаться от выставления партийных наблюдателей на выборах в обмен на крупную сумму.

Подробнее…

После обысков в мэрии Воронежа задержан замглавы города

В Воронеже прошли обыски в городской мэрии. После этого силовики увели с собой вице-мэра города Владимира Левцева.

Подробнее…

Крупного чиновника из мэрии Норильска задержали в компании двух бизнесменов по делу о мошенничестве

Обыски в администрации Норильска, которые прошли накануне, вылились в задержания. В рамках уголовного дела о мошенничестве силовики доставили в ИВС троих человек.

Подробнее…

Теща и амфетамины: За что ФСБ арестовала помощника крымского прокурора

Помощник прокурора Симферопольского района Крыма арестован по обвинению в незаконной продаже наркотиков и покушении на мошенничество.

Подробнее…

Экс-главу МВД Карачаево-Черкесии задержали в Москве

Бывший руководитель УМВД по Екатеринбургу, экс-глава МВД Карачаево-Черкесии Игорь Трифонов задержан в Москве, сообщает ТАСС, ссылаясь на свой источник в правоохранительных органов.

Подробнее…

Уволенного Путиным начальника УМВД по Амурской области обвинили в коррупции

Против бывшего начальника управления МВД по Амурской области Николая Аксенова возбудили уголовное дело из-за хищения 67 млн рублей. Высокопоставленного полицейского обвиняют в злоупотреблении полномочиями.

Подробнее…

Экс-главу ГУВД Екатеринбурга арестовали за взятку вместе с взяткодателем

В Екатеринбурге суд отправил в СИЗО экс-начальника городского ГУВД Игоря Трифонова. Перед ним под стражу также взяли бывшего зампреда правления банка «Кольцо Урала» Олега Коноплева, который, по версии следствия, дал полицейскому крупную взятку.

Подробнее…

Адвокат в Ростове сдал ФСБ вымогателя из МВД

Сотрудники УФСБ по Ростовской области задержали старшего следователя полиции регионального УМВД Давида Нерсесянца. Адвокат, клиент которого проходил обвиняемым по уголовному делу, рассказал о вымогательстве со стороны следователя.

Подробнее…

Когда хочется повышения: ФСБ задержала замглавы отдела ОМВД за коноплю

Сотрудники ФСБ задержали замначальника отдела по контролю за оборотом наркотиков ОМВД г. Великие Луки. Мужчину подозревают в превышении должностных полномочий и в организации незаконного приобретения и хранения наркотиков.

Подробнее…

Антикоррупционер из Ставропольского края попался на взятке

Ефим Мироненко, бывший начальник отдела экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБиПК) ОМВД по Невинномысску району Ставропольского края, предстанет перед судом по обвинению в мошенничестве.

Подробнее…

Чиновника судебного департамента в Пензенской области поймали при попытке получить взятку

В Пензенской области задержан замначальника управления судебного департамента. Его взяли с поличным, когда он через посредника пытался получить 1,5 млн рублей в качестве «отката» по госконтракту.

Подробнее…

Сразу четверо таможенников из Домодедово попали в руки к ФСБ

По делу о взяточничестве задержаны четверо сотрудников Домодедовской таможни. Операцию по их поимке провели сотрудники ФСБ, сейчас двое подозреваемых уже дали признательные показания.

Подробнее…

Дело о коррупции в нижегородском ГУФСИН получило продолжение — ФСБ пришла к замглавы управления

В Нижнем Новгороде сотрудники ФСБ задержали замначальника областного управления ФСИН Виталия Гудкова. Ранее под следствие уже попали четверо его коллег.

Подробнее…

Август начался с арест депутата Заксобрания Петербурга, продолжился арестом оппозиционного депутата Мосгордумы, а завершился громкими уголовными делами о многомиллионных хищениях в структурах Роскосмоса и авиастроительной корпорации.

Попутно борцы с коррупцией выявили с десяток взяточников в питерской полиции, крупное ОПС в университете МВД на Ставрополье и взяли штурмом дворец бывшего проректора МГУ.

Подробности этих и других задержаний и арестов в августе 2020 года читайте в дайджесте ПАСМИ «Итоги месяца: ОПГ у Колокольцева, мошенничество у Кадырова и хищения под носом Шойгу и Рогозина».

Источник: https://pasmi.ru/archive/283621/

Смотрите, какая тема — Административное задержание ГИБДД в вопросах и ответах

Задержание должностных лиц

Законодательством РФ предусмотрены не только наказания, но и особые меры пресечения. Одной из самых жёстких таких мер является административное задержание лица. Но на практике 2021 года применяется оно далеко не всегда законно.

В этой статье мы узнаем, каковы правила и порядок этой процедуры, имеют ли право задерживать сотрудники ГИБДД, на какое время могут забрать человека и что делать в случае незаконных действий и причинения вреда здоровью.

Но давайте обо всём по порядку!

Закон о задержании 2021 года

Итак, административное задержание лица – это краткосрочная процедура ограничения свободы передвижения водителя или любого другого гражданского, а в ряде случаев и должностного лица в определённых целях.

Обратите внимание, это не наказание само по себе, как штраф или арест. Это именно мера пресечения, но задержать вас могут, чтобы в дальнейшем, к примеру, назначить меру ответственности (уже ареста, например).

Эту процедуру регламентируют несколько нормативных актов (в случае, когда это делает сотрудник ГИБДД). Давайте перечислим их в порядке приоритетности их значения.

Есть ещё Уголовно-процессуальный кодекс, здесь говорится о задержании при совершении преступлений или подозрении гражданина в преступном деянии.

Кто имеет на это право?

Задерживать гражданина уполномочены следующие органы и ведомства:

  • полиция, в том числе ГИБДД – ниже мы поговорим об основаниях задержания,
  • судебные приставы исключительно в целях принудительного исполнения имеющегося производства или привлечения водителя по части 1 статьи 20.25 КоАП (за просроченный штраф),
  • сотрудники Росгвардии могут задерживать исключительно на охраняемых ими объектах или при попытке незаконного проникновения в такие объекты; просто так на дороге водителей росгвардейцы не могут применять мер,
  • сотрудники военной инспекции (ВАИ) могут ограничивать свободы только военным на военных автомобилях,
  • пограничники – исключительно при нарушении пересечения границ,
  • таможенники – исключительно при нарушении, соответственно, таможенных правил.

Какие основания для задержания?

Здесь следует отдельно выяснить про процессуальные формальные и практические причины временного ограничения свободы.

Первые перечислены в ФЗ О полиции, и к ним относятся нижеследующие.

  • Подозрение в совершении преступления. В этом случае, если вас остановил инспектор ДПС на дороге (и, к примеру, пробил машину по номеру и выяснил, что она в угоне, либо вы сами находитесь в розыске), то самостоятельно задержать вас у него полномочий нет – он обязан вызвать дознавателя или следователя, если эта мера пресечения необходима.
  • Если вам назначили арест, принудительные работы и другие меры наказания (кроме штрафа), и вы уклоняетесь от исполнения этого наказания.
  • В исключительных случаях, когда административное дело не может быть рассмотрено без задержания, таковое может применяться. При этом, увы, но чёткого перечня таких “исключительных” случаев в законах 2021 года нет.
  • Если вы нарушили комендантский час.
  • Если вы пытались проникнуть или проникли на охраняемый объект.
  • Если инспектор ДПС подозревает у вас наличие психического расстройства, и при этом вы создаёте общественную опасность своим поведением.

А вот на практике с задержанием водителям часто приходится сталкиваться в следующих случаях.

За просроченный штраф

Вы не оплатили вовремя и просрочили штраф, и вас задерживают до суда для назначения наказания по статье 20.25 КоАП – это почти во всех случаях незаконно, если только вы прямо не укажете на то, что будете уклоняться от явки в суд.

Если с собой нет документов

Обратите внимание, что, согласно пункту 84.14 Административного регламента, инспектор вправе требовать у вас паспорт как удостоверение личности. Водительские права таким документом не являются.

С другой стороны, обязанности возить с собой паспорт (кроме случаев режима повышенной готовности – как это было при пандемии коронавируса, к примеру) у вас нет. И задержать вас за это никто не имеет права – это незаконно. Однако, доставить в отделение полиции до выяснения личности сотрудники ГИБДД имеют полное право (пункт 6.8 того же регламента).

За тонировку

Здесь ситуация схожа с просрочкой оплаты штрафа ГИБДД. Аналогично водителя отвозят в отделение до суда, но уже в случае невыполнения законного требования сотрудника полиции.

Ранее мы уже выясняли законность самого такого требования в случае с тонировкой. Отметим также, что и задержание тут незаконно, потому как это не исключительный случай и, если инспектор ДПС вас отпустит, это никак не помешает своевременному рассмотрению дела, если только вы не будете настаивать на том, что собираетесь скрываться от судебного заседания.

По подозрению на опьянение

Такое уже бывает реже, но в практике 2021 года всё же, к сожалению, встречается. Не совсем понятны принципы и причины для задержания. Ведь при наличии достаточных оснований полагать, что водитель пьян, инспектор обязан проверить его на алкогольное опьянение, и только по результату предложенной “продувки” на месте может направить его на медицинское освидетельствование.

Тем не менее, при отсутствии алкотестера инспектор вправе доставить вас в то место (пост, отделение ГИБДД), где такой прибор есть. Но задержание – это немного другое.

На какое время могут ограничить свободу?

В общих случаях максимальный срок задержания составляет 3 часа. Но в исключительных случаях, когда административное дело, которое открыто в вашем отношении, влечёт в качестве одной из мер наказания арест, он может быть продлён. И во всех случаях в помещении вы можете находиться по закону не более 2 суток.

Начало течения этого срока начинает течь с времени доставления – то есть с того момента, как фактически ограничили ваше право на передвижение, на месте, где вас остановили.

Какие правила составления протокола?

Протокол об административном задержании должен составляться в обязательном порядке. Однако, в отличие от других процедур, здесь в законодательстве прямо не указано, что этот документ пишется непосредственно перед временным ограничением свободы.

В протоколе обязательно должны быть указаны:

  • ФИО должностного лица, который производит задержание и должность (пункт 186 регламента),
  • дата и время проведения процедуры,
  • ФИО задерживаемого,
  • место, откуда увозят гражданина,
  • основания,
  • данные о разъяснении прав и обязанностей.

Далее протокол вручается вам на подпись. Вы можете отказаться от подписи. Вы также можете в нём писать разъяснения. Кроме того, по вашей просьбе вам обязаны выдать копию этой бумаги.

Какие правила задержания?

На самом деле, их мало. Все они перечислены в Кодексе и Федеральном законе, а также Административном регламенте:

  • вам обязаны разъяснить ваши права и обязанности (в частности, статью 25.1 КоАП о праве знакомиться с материалами дела и Конституцией о праве не свидетельствовать против себя и своих близких, праве на юридическую помощь (защитника в случае административного дела и адвоката в случае уголовного)) – часть 5 статьи 27.3 КоАП,
  • при задержании обязательны досмотры: личный, личных вещей и автомобиля, если дело происходит на дороге с водителем (пункт 189 регламента и пункт 6 статьи 14 ФЗ О полиции),
  • вы имеете право на один звонок, также вместо вас по вашей просьбе звонок может быть выполнен сотрудником полиции (ч.7 ст. 14 ФЗ),
  • если задерживается несовершеннолетний, то в кратчайшее время должен быть уведомлён его родитель.

Какие правила поведения при процедуре?

В первую очередь, даже если вы считаете, что задержание незаконно, не следует сопротивляться и в целях собственной защиты применять физическую силу. Увы, но в реалиях практики российского законодательства это может закончиться не в вашу пользу.

Самое главное, что необходимо делать при задержании – это вести видеосъёмку общения с ГИБДД, начиная с момента остановки автомобиля и заканчивая непосредственно перемещением в помещение.

Это поможет в дальнейшем выявить все нарушения полицейских и привлечь тех к ответственности.

Как обжаловать?

По правилам подачи жалобы никто не обязан доказывать и указывать на нарушения должностных лиц. По заявлению с жалобой от гражданина соответствующие органы обязаны провести расследование и самостоятельно выявить такие нарушения, либо остановить дело, если таковых не будет найдено.

Если вы считаете, что ваши права нарушены, то обжаловать действия сотрудников нужно обязательно. Чаще всего такое приходится делать при привлечении к задержанию до суда по причине просроченного штрафа (привлечение по 20.25 КоАП РФ).

В любом случае жалоба на сотрудников полиции может быть подана сразу в несколько ведомств:

  • непосредственному начальнику подразделения, где служит задержавший вас инспектор,
  • в прокуратуру по подведомственному району нарушения, но можно и в генеральную,
  • в Управление собственной безопасности при МВД,
  • сразу в суд.

Мы рекомендуем обратиться одновременно в первые 3 ведомства. Общего бланка и образца заявления для этого не существует. Вам достаточно просто написать, к кому и от кого подаётся жалоба, суть обращения, описание процедуры задержания, приложить копию протокола при наличии, а также загрузить в сеть видеозапись процедуры и указать ссылку в обращении.

Но самый эффективный способ, дающий результат – это, как правило, прокуратура. Подать жалобу сюда можно в том числе через Госуслуги или, найдя в сети сайт приёмной онлайн-обращений вашего региона. Вот, к примеру, приёмная для жителей Москвы.

Какие наказания для сотрудников?

Незаконное задержание власть имущим сотрудником – это уголовное деяние, наказываемое соответствующим образом. В данном случае статья 301 УК РФ предусматривает до лишения свободы до 3 лет за заведомое такое преступление.

Но привлекают полицейских по этой статье далеко не всегда. Дело в том, что незаконность задержания констатируется основаниями – если человек ограничен в свободе без причин, то тогда задержание становится заведомо незаконным.

Но даже если были какие-либо нарушения в процессуальных действиях и нарушены правила, то от этого само задержание незаконным не становится.

И это вполне логично, ведь, к примеру, отсутствие указания должности в протоколе никуда не девает цель административной процедуры, и общественную опасность, если её не провести, по мнению законодательства.

Но есть и косвенное наказание для инспектора – в случае, если его действия будут признаны незаконными, вы можете взыскать моральный вред. И деньги оттуда идут из казны или Министерства финансов РФ. И уже эти далее они могут быть взысканы в порядке регресса с этого сотрудника. Ниже мы дадим ссылку на судебную практику по таким делам.

Что дальше?

Итак, вы подали жалобу. Теперь следует ожидать ответа. Вероятнее всего, вас вызовут в соответствующие учреждения для дачи показаний. Лучше не отказываться и явиться, так как без показаний дело наиболее вероятно могут спустить и закрыть за отсутствием или недоказанностью нарушений сотрудниками.

Если прокуратура примет меры, то это даёт для вас основания взыскать причинённый вам вред незаконным задержанием. И вред этот чаще всего бывает только моральный. Но здесь суды нередко удовлетворяют достаточные суммы – по меньшей мере существенно больше, если сравнивать часы, проведённые в помещении для задержанных с почасовой оплатой работы большинства россиян.

Для взыскания морального вреда нужно будет отдельно подавать в гражданский суд по месту совершения правонарушения.

Судебная практика

Есть в практике судов по незаконным задержаниям и дошедшие аж до Европейского суда по правам человека дела.

Вот одно из постановлений Президиума Верховного суда России по возобновлению рассмотрения дела о том, когда задержанный утверждал о том, что ему причинили вред при задержании и били.

Однако, дело на сегодняшний день ещё не завершено, поэтому что будет дальше, остаётся только гадать.

В Санкт-Петербурге районный суд в 2020 году удовлетворил иск гражданина о незаконном временном ограничении свободы частично. В результате требования возмещения морального вреда, причинённого при задержании, в размере 70 тысяч рублей, удовлетворено 50 000. Возмещать будет казна, а затем, вероятно, взыщет с инспектора.

Источник: https://AutoTonkosti.ru/q/administrativnoe-zaderzhanie-gibdd-v-voprosah-i-otvetah

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.