Задержание и доставление в полицию

Тактика задержания и доставления правонарушителя в ОВД

Задержание и доставление в полицию

Примерный алгоритм действий сотрудников полиции при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления.

1. При выявлении лица, подозреваемого в совершении преступления и учитывая сложившуюся обстановку немедленно сообщить об этом дежурному по ОВД.

2. Определить состав группы задержания, способ задержания.

3. По возможности изучить место задержания, определить количество сотрудников полиции, их расстановку, порядок взаимодействия. Если задержание предполагается в помещении, должны быть изучены входы и выходы из него. Все действия по изучению места задержания должны производиться скрытно.

4. На основании данных о личности задерживаемого и мест его появления разрабатывается план задержания и наиболее эффективный прием задержания.

5. При производстве непосредственного задержания обнажить и привести в готовность огнестрельное оружие, приготовить к применению специальные средства.

6. Выбрать наиболее удобное время для задержания, для обеспечения внезапности незаметно приблизиться к задерживаемому как можно ближе.

7. Подать команду: «Руки вверх! Полиция!». При наличии у задерживаемого оружия, других предметов подается команда: «Полиция! Не двигаться!»

8. Объявить о задержании, а при наличии достаточных оснований о применении оружия, спецсредств.

9. При необходимости на законных основаниях применить физическую силу, спецсредства, в крайнем случае, огнестрельное оружие.

10. Надеть наручники, провести наружный досмотр.

11. Немедленно изъять обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега.

12. Постоянно быть готовым к отражению нападения, использовать возможные меры предосторожности (личная безопасность, подстраховка напарника).

13. Следить, чтобы задерживаемый не выбросил и не передал кому-либо вещественные доказательства.

14. Принять меры к доставлению задерживаемого, при наличии законных оснований применить наручники.

Доставление в ОВД лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, требует от сотрудников полиции профессионального мастерства, а в ряде случаев также и немалых физических усилий на специальном милицейском транспорте, а при его отсутствии доставление должно производиться на автомобилях, принадлежащих организациям или отдельным гражданам. Не допускается использование для этих целей общественного транспорта, а также автомобилей специального назначения и транспорта принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам, международным организациям.

При доставлении пешим порядком необходимо:

– доставление осуществлять, как правило, двумя или более работниками полиции, либо с помощью дружинников, дворников, сторожей, граждан;

– постоянно следить за действиями доставляемого;

– предусмотреть меры на случай попытки со стороны сообщников подозреваемого, создать условия для побега или насильственного освобождения последнего;

– не допускать, чтобы доставляемый выбросил или передал кому-либо вещи, документы, могущие служить вещественными доказательствами или принял от соучастников оружие и другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия нападения.

При доставлении подозреваемого пешим порядком двумя и более работниками полиции, либо с помощью представителей общественности:

– один сотрудник должен идти рядом с доставляемым и вести его;

– другие сотрудники и граждане, оказывающие помощь, должны, следуя в двух, трех шагах сзади, наблюдать за действиями доставляемого и окружающих граждан.

При доставлении пешим порядком одним сотрудником:

– следовать в 2-3 шагах сзади доставляемого или рядом с ним с правой стороны;

– не заходить вперед, не нагибаться вблизи от доставляемого;

-в случае приближения кого-либо сзади, остановиться вместе с доставляемым, пропустив вперед проходящего человека;

– при доставлении, следует избегать многолюдных мест, проходных дворов, парков и лесных массивов;

– при доставлении подозреваемого пешим порядком одним сотрудником, несущим службу со служебно-розыскной собакой, следовать за доставленным сзади на расстоянии 3-4 метров, держа собаку на коротком поводке, без намордников, не допуская, чтобы между ним и доставляемым находились посторонние лица.

При доставлении подозреваемого транспортом необходимо:

-при посадке доставляемого в машину, принять меры предосторожности, исключающие возможность нанесения ему травмы;

– посадить доставляемого на заднее сидение рядом с одним или между двумя сотрудниками. На злостного нарушителя общественного порядка или лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления от которого можно ожидать сопротивления или попытки выброситься из автомашины во время движения, целесообразно надеть наручники;

– после посадки, двери автомашины закрыть на замки;

– во время движения автотранспорта внимательно следить за поведением доставляемого, не допускать таких действий с его стороны, которые могли бы повлечь за собой порчу материальной части машины или создать условия для нападения на работника полиции;

– следить, чтобы доставляемых не мог упасть или умышленно выброситься из машины во время движения;

– после вывода доставляемого из машины, осмотреть кузов с целью обнаружения предметов, оставленных им, которые могут явиться вещественными доказательствами по делу;

при доставлении подозреваемого транспортом, не принадлежащим ОВД, сделать отметку в путевом листе водителя о продолжительности поездки, пройденном расстоянии, указать время доставления и свою фамилию, должность, номер служебного удостоверения и номер служебного телефона;

– запрещается использовать для доставления подозреваемых общественный транспорт, правительственные, пожарные, аварийные, инкассаторские, скорой и неотложной помощи и другие машины, оборудованные специальными знаками, а также транспорт, принадлежащий дипломатическим и консульским представительствам;

Во всех случаях при передаче доставленного дежурному по ОВД докладывать о доставлении письменным рапортом на имя начальника ОВД.

Сотрудник полиции, задержавший преступника, составляет об том рапорт, который передается начальнику соответствующего ОВД, куда доставлен задержанный. В рапорте указывается Ф.И.О.

и место жительства доставленного, время, место, обстоятельства задержания, фамилии и адреса лиц, оказывающих содействие при задержании и доставлении преступника в ОВД. О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, должен быть составлен протокол с указанием оснований и мотивов задержания.

Протокол является тем процессуальным документом, на основании которого лицо, подозреваемое в совершении преступления, помещается в места содержания задержанных.

Источник: https://infopedia.su/14x668f.html

����: �������������������������������� �� ������������ ���������� �������������������� ������������ �� �������������� ��������������

Задержание и доставление в полицию

���������� �������� ���� ��������������, ������ ������������ ������������������ ������������������������ ���� �������� �������������� ���������� ������������������ �� ������������������ �������� ������������������������, �� ������������������, ��������������������������.

�������� �� ������, ������ �������������������� ���������� �������� �������������� ���������� ������������������������ ������ ������ �������������������� ���������������� ���������������������� �� �������� ���������������������������� ����������������, �������������������� ���������������� ��������������������, ������������ �������������� ���������� �� ����������������������. ���� �������� ���� ������������������ �������������� – �� ������������������ ��������������, �� ������������������, ���������������� �������������� ������ �� ������������ – �������������������� �������������� �� ������������������ ������������ ������������������.

������������ ���� �������������� �������������� �� �������������� ������������������ ������ ������������������ ���������������������� ������������������ ������ ����������, ������������ �������� ������������ ����������-��������������������, ������������������������ �� ������������������ �������������� ���������� �������������� �������������� ���� ����������. �������������������� ������ �������������������� ���������������� ���� ���������� �������������������� ����������������. �� ���������� �� �������������� �������������������� ����������������, ������������������ ����, ���� ������������ �������������� ������������������������, �������������������� �������������������������� ���� ����������������. �� ������������������ ���������������������� �������� ������������������ ������������������ ������ �� ������������. �� ���������� ������ ������ ����������, ������ ���������������������� ���� ������������������ ������������ ����������, ������ ���������������� ������ ����������������������������.

�� �������������������� ���� �������������� ������������ �������� �� ������������ ����������������������, ���� ������ ������������������ ������ ����-���� �������������������� �������������� ����������������������������.

�� �������������� ��������������������, ������ �������� ������������������ ���������������� ���� ��������������, ������ ������ ���������������������� ���� ���������� �������������������� ���������������������� ����-���� ��������, ������ ���������������� ������������������ ������������ �������������� �� ���� ���������� ������������ ���� �������� ����������������. �������� ���������������������� – ������ ����������������, �������������������� �������������������� �� ����������������. �� �������� ������������ ���� ��������, ���� �� ������������������, ������ ���������������������� ������������������ ������������������������.

������������������������ ���������������� ���������� ���������������������� �������� ���������� ������ �� ���������������������� �������������������� ������ ������������������ �������� �� �������������� 300 ���������� ������������ ���� �������������������� �������������������� �� �������������������� ����������������������.

������������ ������������������ ���������������� ������ ����������-�������������������� �� ������ ���������������������� ������������������ �� �������������� ����������������, ��������������, ������ ������ �� �������� ���������������� ���� ������ ���������������������������������� �������� ���������������� �������������� ���� �������� ���������������� ����������������������, ���� �� ���������������������� ���� ����������������.

������������������ ������ �� ���������� �������������������� �������������� ���� ��������������������. ���� ������������ ��������������, �������������������� ����������������������������, ���� �������������� ������������������������ ��������������������, ������������ ����������.

������������ ������ ���� ������������������ ���������������������� ���������������������� ������ ���������������� �������������������� �� �������������������������� ���������������������������������� �������������������� ��������, �������������������� �� �������� �������������������� �������� �� ����������������������, �� ���������� ���� �������������������������� �������������������� �� ������������ �������������������� �������������������������� ��������, �������������������� ����.

������������������ ������ ������������������, ������ ���������� ���������������������� �������������������������� �������������������� �� �������������������� ���������������������� �� �������������������� �������������� ������������ ���� ������������������������������������ ������������.

������������������ �� ������������������ ������������ �������������������� ������������������������������ �������������������� ������������ �� ������, ������ ������������������ ������������ �������������������� �������� ��������������.

������ �������� �������� ���� ������������ ���������������������� ���� ������������������������, �������������������������� ���������������� ��������������������������������, “�������������������� �� �������������������� ���������� ����������������������” ������������������������ ���������������� ��������������.

���� ���������������������� ������������ ���������� ������������������ ���������������� ���������������� ���������������� ������������ �� ���������������� ���������� �� ������������ �� ��������������.

“������ ���������������������� ������, ������ ������ �������������������� ������������, ������������������ �� ���������������������� �������������������� ������������������������ �������������� �� ���������������������� ������ �� ���������������������� ��������������������, ������������������ ������������������ �� ���������������������� ���������������� �������������� �� �������������������������� �������������������������� �� ������������ ������������������������������, �� ���� ���������� ������ ���������������������� �������� ������������������������������������ �������������� ������������ �������������������������� ����������������������. ���������� ��������, ���� ������ ������������������ ���������������������� ���������������� �� ���������������������� �������������������� �������������������� �� �������������������� �������������������� ���������������������������� �� �������������������� ���������������������� �� ������ ������ ����������������������”, – ���������������� ����.

������������������ ������ ���������� ����������������, ������ ������������������������������ ���������������������� �������������� ������������������������������ ���������� ���������������������� ������������ �� ���������������������������� �������������� (���������� 1 ������������ 27.3 ��������).

������ �������� �������� ���������������������������������� �������������������� ���� ������������ ������������������ 3 �������� (���������� 1 �� 3 ������������ 27.5 ��������). ���������� ������ ���������� ���������� ������������������ �������������� �� ������������������ ���������� ���� 7 ����������.

���������� �������� ���������������������� ���� �������� ���������� 3 ���������� �������� ������������ �������� �������������������� ����������������.

���� ���������� �������������� – ���� ����������, ������ ������������������������ �� �������������������������������� ������������������������������ �������� ������������������������ �� ���������� �������������� ������������ �� ��������������, ���������� ���������������� �� ���������������������������� �������������������� ������������������ ���� ����������. ������ �������������� ���������������������� ������������������������ ���������������� ��������������������, �������������� ���������������������� ��������������������, �������������������� �������������������� ���� ���������� �������������������� ���������������������������� (�������������� ������������) ���������������� ���� �������������������������������� ���������������������������� ������������������������ ���� ���������� ������ ��������������������. �� �������� ������������������ �������������������� ���������� ����������-�������� ���������������������� ������������ ������ ���������������������� ���������������� �� ������������������ �������� ���� ��������������������.

���������������������� ������������������������ �� ����������,������������������������ ���������������� �������������������� ������������������ ���� ����������

������ ���������������� �������������������� ����������������������, ���� ���������� �������� �������������� ���������� ������������������������ ������ ������ �������������������� ���������������� ���������������������� �� �������� ���������������������������� ����������������, �������������������� ���������������� ��������������������, ������������ �������������� ���������� �� ����������������������. �� �������������� ������������������ ������������������������ ������������������ ��������������, ������ ������������������������ �� ������������������ ���������� ������������������ ������ ���������������������� �������������� �� ���������������� ����������. “������������ ������������������ ������ �������������������� ������������������������������ �������������������� ���������� �� �������������� ���� ����������������”, – ������������������ ����.

�� ���������� ���������������� ���������������� ���� ���������������������� ���������� ���� ���� ���������������� ������������������������ ���� �������� �������������� ������������������ �� ���������������� ����. �������� �������������������� ���� ���������� ������������������������ �� ������ ������������ ������������������.

������ ������ ������?

���������� ��������������, ������������������������ ������������������������������ ���������������� “�������������� ������������”:

– ������������������������ ������������ ���������������������� ���������������������� �������������� ������ ������������ ������������ �� ������ ������������ �������������� ���� ������������������ ������ ���������������������������� ���������������� ��������������������������������, ���� �������� ������������������ ����������������, ������ ������ ���� ���������������� �������������������� ������ ������������������ ������������������������������. ���������� ������������������ ������������������������ �������� �� ���������� �������� ������������ ������ ����������������. ���������� ���������� ������������������������ ������, ����������, ����������������, �������������� ������ ������������������������ ������ ������������, ���� �������� ���������������������� �������������������� ���������������������� �������������������������� ����������������, �� ���� �������������������������� ��������������. ���� ��������, �������������������� ������������ �������������������� ���������� ���������������� ������������������, ������ �������������������� ������������, �������� ������ �������������� �� ���� ������������������������ ������ ��������������������������.

�� �������� ���������� ��������������������, ���������������������� �������������������������� ������������ �� ������������������������ �� ��������������, �������������� ���������� ���������� ������������������ ���������������� �� ������������ ������ �������������� ������������������ ��������. ������������ ������ ������������ ���������������������� ������������������ ������������, ������ ������ ���� ������ ������������ ���������� ����������. �������������������� �������������������������� �� �������� ���������������� – ���������� ���������������������� ��������������. ���� �������� ���� �������������� �������������� ���������� ���������������� ���������������� �� �������������� �������������� ���������������������������� ������������������ �������������������������� �� ���������������������������� ������������.

�������� ������������, ��������������-������������������ ������, ������������������������ �������������������� ������������ �������������������������� ���������������������� ��������������������, ������������ ���������������������� ��������, ������������������,:

– ���������������������� ���������� ���������� ���������������� ���������������� �������������������� �������������������� ����������������������. ����, ������������������������, �������������������� �������������������� ������������������ ������ ������������������ ������������ ��������������������.

�������������� ������ �������������� �������������� �������������������� ������������ ������ ���������������������� �������������� ������������ ���������������� �� ������������ ���� ����������������, �������� �������������������������� ������������.

�� ���������� ��������������, ���������� ���������������������� �� ���������������� ���� ���� ������������������������������ ������ ������ �������������������� ���������������������������� �� �������������������������� �������������������������� ������������������ �������������������������� �������������� ���������� ������ ������������������, �� ������������ ��������������, ������ �������������������� �������������� ���� �������������� ������, ���������������� �� �������� ������������ ���������� �� ���������������� �������������� �������� ������������������ ������������ ������������, �� ���� ��������������������������. �������������������� ���������� ������������ ����������, �� �������� ���������������� ���������������������������� �� �������������������� �� �������������� ������������������ ��������, �� ���������������� �������������������� �������������� ���� ������������������������ �������������� ��������������������.

Источник: https://rg.ru/2020/11/15/vs-pravonarushitelej-v-otdely-nuzhno-dostavliat-tolko-v-krajnih-sluchaiah.html

Доставление в отдел полиции основания

Задержание и доставление в полицию

В отдел полиции может быть доставлен любой человек, который совершил уголовное преступление или административное правонарушение. Причинами препровождения в полицейский участок могут стать и другие законные основания. Доставление производится в соответствии с действующими законодательными нормами. Препровождённое лицо имеет ряд прав, которые должны быть соблюдены.

Что сказано в законе?

Причины и порядок доставления временно задержанных лиц в полицейский участок прописан в:

  • Федеральном законе №3-ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 года.
  • Статье 27 пунктах 1, 2, 3 КоАП РФ.
  • Статьях 91 и 92 УПК РФ.

В рамках законодательных действий различают две основные процедуры препровождения:

Доставление отличается от задержания тем, что не подразумевает обязательного ограничения свободы.  Данный процесс связан с выяснением личности человека или необходимостью составить протокол, который по каким-то причинам не мог быть написан на месте.

В полицейский участок может быть препровожден как совершеннолетний, так и несовершеннолетний гражданин. В последнем случае обязательно уведомляются родители несовершеннолетнего или его опекуны.

По закону граждане не могут отказаться прошествовать в полицию или препятствовать законным действиям представителям власти. В случае отказа в повиновении на виновного налагается административный арест сроком до 15 суток (ст.19.3 КоАП).

Какие могут быть основания для доставления в отделение полиции?

Для препровождения в полицию должны быть веские причины. Остановить любого прохожего и без видимых причин прервать его путь нельзя. Основания для таких действий прописаны в п. 13 ч. 1 ст. 13 ФЗ №3:
  • Гражданин задержан. Применить данную меру можно лишь в том случае, если человек совершил преступление или подозревается в его совершении. В соответствии с законом задерживать стоит только в том случае, если иных вариантов для решения вопроса нет. По возможности ситуация должна быть урегулирована на месте.
  • Требуется установить личность человека. Это основание подойдет для тех граждан, которые не имеют при себе удостоверения личности, а представитель власти полагает, что гражданин имеет общие черты с одним из разыскиваемых лиц.
  • Жизнь или здоровье гражданина подвергается опасности. Речь идет о людях, которые по тем или иным причинам находятся в беспомощном состоянии. Данный пункт подходит для больных, а также пожилых лиц, которые не могут позаботиться себе. В случае с психическими расстройствами от неприятностей ограждаются иные граждане, которые могут пострадать от неосознанных действий больного.
  • Препровождение несовершеннолетних, если они совершили противоправное деяние.
  • Выявленное алкогольное или наркотическое состояние, при условии, что человек неадекватен и не может самостоятельно перемещаться.

При отсутствии указанных оснований человек не может принудительно препровождаться в участок.

Кто имеет право задерживать и доставлять в отделение граждан?

Право на доставление граждан в полицейский отдел имеет ограниченный круг лиц. Исчерпывающий перечень таких представителей прописан в статье 27.2 КоАП РФ. К ним относятся:

  • сотрудники ОВД. В их полномочия входит, прежде всего, работа с нарушителями правил дорожного движения. Они имеют право доставлять и других граждан, если об этом их попросили иные должностные лица по причине совершения административного правонарушения;
  • сотрудники нацгвардии. Они имеют право доставлять в отделение граждан, которые незаконно проникли в охраняемые помещения или нанесли определенный ущерб этим объектам;
  • представители Ространснадзора. В их обязанности входит препровождение лиц, которые нарушают порядок в транспорте;
  • работники военной полиции. Их полномочия распространяются на водителей, управляющих транспортом ВВС, Нацгвардии, МЧС;
  • инспекторы надзорных органов, если речь идет о выявлении нарушений непосредственно в их сфере полномочий;
  • пограничники или таможенники при выявлении незаконной деятельности на пограничных территориях или во внутренних морских водах.

Должностные лица, работающие в администрации, не наделены такими полномочиями и могут производить действия только при помощи ранее указанных представителей.

Права задержанного

Задержанный имеет право:

  • Знать о причинах своего задержания.
  • Понимать какие именно обвинения ему выдвигаются.
  • Уведомить своих близких о собственном местонахождении не позднее чем через 12 часов после задержания.
  • Совершить один телефонный разговор в течение первых трех часов с момента задержания, при условии, что в УПК нет иных указаний.
  • Получить помощь защитника. Первая встреча с ним должна быть проведена до первого допроса в конфиденциальной обстановке.
  • Дать объяснения или отказаться от них. Задержанный может общаться на том языке, который ему наиболее удобен. Допрос должен быть проведен в первые 24 часа.
  • На человеческое обращение, которое исключает пытки и жестокое обращение.
  • Не свидетельствовать против себя и близких родственников.
  • На получение медпомощи в случае необходимости.
  • Ознакомиться с протоколами, а при необходимости вносить в них замечания.
  • Получить копии протоколов об административных правонарушениях на руки.

При доставлении в полицейский участок должны строго соблюдаться сроки временного задержания.

На какой срок могут задержать по закону?

При доставлении в полицию или задержании есть свои строго установленные сроки, которых представители власти должны придерживаться. Время содержания напрямую зависит от оснований, по которым гражданин был препровожден в полицию.

Если поводом доставления было не задержание, то человек должен находиться в участке до разрешения причины, по которой он был туда препровожден. В законе нет прописанных для данной процедуры сроков, но оговаривается, что после выполнения действия (проверки личности, составления протокола и др.) человек должен быть отпущен.

При задержании установлены следующие сроки:

  • В первые три часа составляется протокол.
  • По истечение 48 часов задержанный выпускается на свободу, если нет постановления суда на продление этого периода.

В соответствии со статьей 14 ФЗ №3 началом задержания считается момент фактического ограничения свободы.

Для защиты себя каждый человек должен знать свои права и обязанности.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/dostavlenie-v-otdel-policii-osnovaniia-5da73f372f1e4466edaa0756

Какими правами и обязанностями обладает сотрудник полиции при осуществлении доставления граждан?

Задержание и доставление в полицию

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» предоставляет сотрудникам ОВД право применять в целях выполнения возложенных на полицию обязанностей различные меры государственного принуждения.

Одна из таких мер – доставление граждан в полицию или в другое место.

Необходимость использования государственного принуждения в правоохранительной деятельности обусловлена в первую очередь тем обстоятельством, что отношения в этой сфере нередко связаны с ограничением в той или иной степени прав и свобод человека и гражданина.

Аналогичное содержание законодатель вложил в понятие доставления как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренной ст. 27.2 КоАП РФ, а также меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, о которой идет речь в ст. 28.7 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан действовать в соответствии с ч.4 и ч.5 ст.5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.  № 3-ФЗ «О полиции» (назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение,…).

Принудительный характер доставления состоит в том, что гражданин не может уклониться от следования в указанное ему сотрудником полиции место вследствие угрозы наступления ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ и применения сотрудником полиции физической силы, а иногда и специальных средств для преодоления его возможного противодействия. Пункт 13 ч. 1 ст.

13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» связывает возможность доставления граждан в полицию с наличием одного из четырех правовых оснований.

Первое правовое основание – для решения вопроса о задержании гражданина. Речь идет о весьма распространенной практике, когда граждане доставляются в полицию наиболее многочисленной категорией сотрудников полиции, имеющих право самостоятельно принимать решение о применении административного задержания.

Сотрудник полиции, доставивший гражданина в полицию для решения вопроса о его задержании, должен располагать фактическими данными, позволяющими заподозрить лицо в совершении преступления, либо административного правонарушения, и т. д., т. е. в том, что гражданин относится к одной из категорий лиц, перечисленных в п. 1 – 13 ч. 2 ст.

14 Федерального закона «О полиции».

Доставление граждан для решения вопроса об их задержании допускается Законом только «при невозможности решения данного вопроса на месте», данная формулировка обязывает сотрудника полиции принять все возможные меры на месте  к урегулированию ситуации, требующей полицейского реагирования, без доставления гражданина в полицию.

Второе правовое основание доставления – для установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести. Чаще всего здесь имеются в виду случаи, когда сотрудник полиции обнаруживает какого-либо гражданина, схожего по приметам с разыскиваемым лицом. Следует подчеркнуть, что Федеральный закон «О полиции» не требует в обязательном порядке, прежде чем принять решение о доставлении гражданина, схожего по приметам с разыскиваемым лицом, установить его личность по имеющимся у него документам. Тем не менее, если имеется такая возможность, сотрудник полиции должен ее использовать с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Третье правовое основание доставления – для защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом.

Источники угрозы жизни и здоровью человека могут быть различными, главное, что он не способен (в силу возраста, состояния здоровья, иных причин) позаботиться о своей безопасности либо (в силу отсутствия времени, средств и т. п.) невозможно избежать опасности другим способом.

Следует подчеркнуть, что угроза жизни и здоровью должна быть непосредственной, очевидной для сотрудника полиции и окружающих.

Сотрудники полиции вправе осуществлять доставление граждан при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ рассматривают ОВД (полиция), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.

3 КоАП РФ органы внутренних дел составляют протоколы об административных правонарушениях.

Кроме того, при обращении к сотрудникам полиции должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о выявленных ими административных правонарушениях, они имеют право доставлять граждан в полицию в связи с совершением административного правонарушения.

Здесь также необходимо говорить о возможном доставлении граждан в определенные места при возникновении чрезвычайных ситуаций (например, наводнение, взрывы и т. п.), но они не желают оставлять свое место жительства по различным причинам (боязнь мародерства и т. п.), когда имеется реальная угроза их жизни и здоровью.

Пункты 14 и 15 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.

№ 3-ФЗ «О полиции» также дают основания для доставления определенной категории граждан (находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации,…; несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

В качестве другого примера можно привести п. 1 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г.

№ 35-ФЗ «О противодействии терроризму», допускающий на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения контртеррористической операции применение сотрудниками полиции таких мер, как проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов – доставление указанных лиц в органы внутренних дел (иные компетентные органы) для установления личности.

Отдельные вопросы доставления граждан регламентированы ведомственными нормативными правовыми актами. Так, согласно п. 268 Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД России от 29.01.

2008 № 80,  доставление граждан в полицию производится на специальном служебном транспорте, а при его отсутствии – на автомобилях, принадлежащих организациям и гражданам (необходимо отметить, что п. 37 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.

  № 3-ФЗ «О полиции» такого основания использования транспортных средств организаций и граждан, как доставление в полицию граждан, не предусматривает, и, следовательно, для использования указанного транспорта в целях доставления граждан сотрудники полиции должны получить на это согласие его владельцев).

Полицейская практика настоятельно требует, чтобы все доставляемые сотрудниками полиции (в особенности на служебном транспорте) лица и находящиеся при них вещи подвергались тщательному досмотру. Вместе с тем Закон позволяет поступать подобным образом только в отношении «задержанных»  лиц.

Доставляемых в полицию граждан можно досматривать исключительно при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества.

ч.2 ст. 27.2 КоАП РФ предусматривает, что доставление производится в возможно короткий срок.

В соответствии с п. 4 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденного приказом МВД России от 30.04.

2012 № 389,  оперативный дежурный незамедлительно выясняет обстоятельства факта задержания и доставления. Данное выяснение должно происходить в специальном помещении. На оперативного дежурного возлагается обеспечение условий, исключающих угрозу жизни и здоровью доставленного.

По результатам выяснения, в соответствии с п. 5 Наставления, обстоятельств факта доставления оперативным дежурным принимается решение.

Используя предоставленное полномочие о принудительном препровождении граждан, сотрудник должен действовать в строгом соответствии с требованиями закона и нормативных правовых актов.

Источник: https://xn--g1aohgee.xn--b1aew.xn--p1ai/document/14950115

Доставление в отдел полиции в 2020 году:

Задержание и доставление в полицию

Препроводить гражданина в отделение полиции либо другое служебное помещение допускается не только при совершении им уголовного преступления, но и в случае административного правонарушения.

Обычно это происходит в ситуации, когда необходимо составить протокол, а на месте это сделать невозможно. Причины могут быть разные, например, у нарушителя нет документов для установления личности, или он своим поведением мешает оформлению протокола.

Доставление в отдел полиции является принудительным действием и должно осуществляться в кратчайший срок.

Доставление отличается от задержания тем, что не подразумевает обязательного ограничения свободы. Данный процесс связан с выяснением личности человека или необходимостью составить протокол, который по каким-то причинам не мог быть написан на месте.

В полицейский участок может быть препровожден как совершеннолетний, так и несовершеннолетний гражданин. В последнем случае обязательно уведомляются родители несовершеннолетнего или его опекуны.

По закону граждане не могут отказаться прошествовать в полицию или препятствовать законным действиям представителям власти. В случае отказа в повиновении на виновного налагается административный арест сроком до 15 суток (ст.19.3 КоАП).

Порядок действий должностных лиц и процедура оформления протокола регулируется в Регламентах, принятых отдельными законодательными актами. К примеру, действия инспекторов ГИБДД должны соответствовать Административному регламенту МВД № 664, который начал действовать только с 20.10.2017. Ранее более 7 лет (с 2009 года) действовал Приказ № 185, который в настоящее время утратил силу.

Для препровождения в полицию должны быть веские причины. Остановить любого прохожего и без видимых причин прервать его путь нельзя. Основания для таких действий прописаны в п. 13 ч. 1 ст. 13 ФЗ №3:

При отсутствии указанных оснований человек не может принудительно препровождаться в участок.

Право на доставление граждан в полицейский отдел имеет ограниченный круг лиц. Исчерпывающий перечень таких представителей прописан в статье 27.2 КоАП РФ. К ним относятся:

Должностные лица, работающие в администрации, не наделены такими полномочиями и могут производить действия только при помощи ранее указанных представителей.

Примерный алгоритм действий сотрудников полиции при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления.

1. При выявлении лица, подозреваемого в совершении преступления и учитывая сложившуюся обстановку немедленно сообщить об этом дежурному по ОВД.

2. Определить состав группы задержания, способ задержания.

3. По возможности изучить место задержания, определить количество сотрудников полиции, их расстановку, порядок взаимодействия. Если задержание предполагается в помещении, должны быть изучены входы и выходы из него. Все действия по изучению места задержания должны производиться скрытно.

4. На основании данных о личности задерживаемого и мест его появления разрабатывается план задержания и наиболее эффективный прием задержания.

5. При производстве непосредственного задержания обнажить и привести в готовность огнестрельное оружие, приготовить к применению специальные средства.

6. Выбрать наиболее удобное время для задержания, для обеспечения внезапности незаметно приблизиться к задерживаемому как можно ближе.

7. Подать команду: «Руки вверх! Полиция!». При наличии у задерживаемого оружия, других предметов подается команда: «Полиция! Не двигаться!»

8. Объявить о задержании, а при наличии достаточных оснований о применении оружия, спецсредств.

9. При необходимости на законных основаниях применить физическую силу, спецсредства, в крайнем случае, огнестрельное оружие.

10. Надеть наручники, провести наружный досмотр.

11. Немедленно изъять обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега.

12. Постоянно быть готовым к отражению нападения, использовать возможные меры предосторожности (личная безопасность, подстраховка напарника).

13. Следить, чтобы задерживаемый не выбросил и не передал кому-либо вещественные доказательства.

14. Принять меры к доставлению задерживаемого, при наличии законных оснований применить наручники.

Доставление в ОВД лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, требует от сотрудников полиции профессионального мастерства, а в ряде случаев также и немалых физических усилий на специальном милицейском транспорте, а при его отсутствии доставление должно производиться на автомобилях, принадлежащих организациям или отдельным гражданам. Не допускается использование для этих целей общественного транспорта, а также автомобилей специального назначения и транспорта принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам, международным организациям.

При доставлении пешим порядком необходимо:

— доставление осуществлять, как правило, двумя или более работниками полиции, либо с помощью дружинников, дворников, сторожей, граждан;

— постоянно следить за действиями доставляемого;

— предусмотреть меры на случай попытки со стороны сообщников подозреваемого, создать условия для побега или насильственного освобождения последнего;

— не допускать, чтобы доставляемый выбросил или передал кому-либо вещи, документы, могущие служить вещественными доказательствами или принял от соучастников оружие и другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия нападения.

При доставлении подозреваемого пешим порядком двумя и более работниками полиции, либо с помощью представителей общественности:

— один сотрудник должен идти рядом с доставляемым и вести его;

— другие сотрудники и граждане, оказывающие помощь, должны, следуя в двух, трех шагах сзади, наблюдать за действиями доставляемого и окружающих граждан.

При доставлении пешим порядком одним сотрудником:

— следовать в 2-3 шагах сзади доставляемого или рядом с ним с правой стороны;

— не заходить вперед, не нагибаться вблизи от доставляемого;

-в случае приближения кого-либо сзади, остановиться вместе с доставляемым, пропустив вперед проходящего человека;

— при доставлении, следует избегать многолюдных мест, проходных дворов, парков и лесных массивов;

— при доставлении подозреваемого пешим порядком одним сотрудником, несущим службу со служебно-розыскной собакой, следовать за доставленным сзади на расстоянии 3-4 метров, держа собаку на коротком поводке, без намордников, не допуская, чтобы между ним и доставляемым находились посторонние лица.

При доставлении подозреваемого транспортом необходимо:

-при посадке доставляемого в машину, принять меры предосторожности, исключающие возможность нанесения ему травмы;

— посадить доставляемого на заднее сидение рядом с одним или между двумя сотрудниками. На злостного нарушителя общественного порядка или лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления от которого можно ожидать сопротивления или попытки выброситься из автомашины во время движения, целесообразно надеть наручники;

— после посадки, двери автомашины закрыть на замки;

— во время движения автотранспорта внимательно следить за поведением доставляемого, не допускать таких действий с его стороны, которые могли бы повлечь за собой порчу материальной части машины или создать условия для нападения на работника полиции;

— следить, чтобы доставляемых не мог упасть или умышленно выброситься из машины во время движения;

— после вывода доставляемого из машины, осмотреть кузов с целью обнаружения предметов, оставленных им, которые могут явиться вещественными доказательствами по делу;

при доставлении подозреваемого транспортом, не принадлежащим ОВД, сделать отметку в путевом листе водителя о продолжительности поездки, пройденном расстоянии, указать время доставления и свою фамилию, должность, номер служебного удостоверения и номер служебного телефона;

— запрещается использовать для доставления подозреваемых общественный транспорт, правительственные, пожарные, аварийные, инкассаторские, скорой и неотложной помощи и другие машины, оборудованные специальными знаками, а также транспорт, принадлежащий дипломатическим и консульским представительствам;

Во всех случаях при передаче доставленного дежурному по ОВД докладывать о доставлении письменным рапортом на имя начальника ОВД.

Сотрудник полиции, задержавший преступника, составляет об том рапорт, который передается начальнику соответствующего ОВД, куда доставлен задержанный. В рапорте указывается Ф.И.О.

и место жительства доставленного, время, место, обстоятельства задержания, фамилии и адреса лиц, оказывающих содействие при задержании и доставлении преступника в ОВД. О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, должен быть составлен протокол с указанием оснований и мотивов задержания.

Протокол является тем процессуальным документом, на основании которого лицо, подозреваемое в совершении преступления, помещается в места содержания задержанных.

Предыдущая2Следующая


При доставлении в полицейский участок должны строго соблюдаться сроки временного задержания.

Главное во время задержания не оказывать сопротивление и не грубить сотрудникам полиции. Подобные действия могут подпадать под административные и даже уголовные статьи.

При обращении полиции нужно узнать причину задержания, если сами полицейские её не назвали. Без веской причины они не имеют право задерживать человека. Также как и на основании неконкретных надуманных причин вроде «неподобающего вида» человека.

При задержании можно сразу же отказаться от объяснений и потребовать вызвать адвоката, а также позвонить родным и сообщить о местонахождении задержанного. Отказ сотрудников полиции выполнить эти требования является нарушением прав задержанного.

Источник: https://UgKK.ru/sledstvie-i-sud/zaderzhanie-eto.html

Понятное законодательство

Задержание и доставление в полицию

Исполнение полицейскими обязанностей нередко связано с различными рисками. Причинение физической силы или даже оружия может потребоваться в самых разных ситуациях – как для защиты жизни или здоровья, так и, к примеру, задержания преступников, поэтому является правом полиции.

Перечень случаев, когда сотрудники правоохранительных органов имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также порядок их применения, четко регламентированы законом.

Физическую силу сотрудник полиции вправе применять только тогда, когда несиловые способы не обеспечивают выполнения должностных обязанностей, а именно если необходимо преодолеть противодействие законным требованиям полицейского (к примеру, когда полицейский просит освободить часть тротуар для проезда спецтранспорта), пресечь правонарушение или преступление, либо же доставить правонарушителя в служебное помещение.

Кроме того, сотрудник вправе применять физическую силу в случаях, когда разрешается применение специальных средств или огнестрельного оружия оружия.

На вооружении у полицейских имеется большое количество специальных средств – начиная от резиновых палок и газовых баллончиков и до водометов и бронемашин.

Перечень ситуаций, в которых сотрудник полиции может применять специальные средства:

  1. для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
  2. для пресечения преступления или административного правонарушения;
  3. для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
  4. для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
  5. для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
  6. для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
  7. для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
  8. для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
  9. для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
  10. для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
  11. для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
  12. в случаях, когда полицейскому разрешено применение огнестрельного оружия;

Вместе с тем, сотруднику полиции запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видными признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, если они не оказывают вооруженного сопротивления и не пытаются нападать на посторонних граждан или полицейских группой, либо же если такое нападение угрожает чьей бы то ни было жизни или здоровью. В некоторых случаях закон предусматривает отступления и от этих ограничений.

Наконец, полиция также вправе применять огнестрельное оружие:

  1. для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
  2. для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
  3. для освобождения заложников;
  4. для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
  5. для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
  6. для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
  7. для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
  8. для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
  9. для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
  10. для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения;
  11. для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Закон запрещает применять оружие с выстрелами на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев, когда эти лица оказывают вооруженное сопротивление, совершают вооруженное или групповое нападение, которого угрожает чьей-либо жизни или здоровью.

Также запрещено применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если это может повлечь за собой ранение случайных лиц.

Закон предполагает, что если у полицейского отсутствуют спецсредства или оружие, то в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании преступника, он имеет право использовать любые подручные средства или иное оружие, не состоящее на вооружении в МВД.

Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законом.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Источник: https://www.openpolice.ru/clearlaw/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.