Жилищный кодекс выселение из служебного жилья

Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений

Жилищный кодекс выселение из служебного жилья

Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений

1. В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.

В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

2.

Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

3. Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

4. Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.

5.

При расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 1047-О”Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Макаренко Геннадия Ивановича на нарушение его конституционных прав статьей 103 Жилищного кодекса Российской Федерации”

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Г.И.

Макаренко оспаривает конституционность статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей правовые последствия расторжения, прекращения договоров найма специализированных жилых помещений и предусматривающей круг граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений.

Определение Верховного Суда РФ от 23.05.2017 N 22-КГ17-4Требование: О признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, обязании сдать квартиру, ее истребовании из чужого незаконного владения и выселении.

Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчики занимают служебную квартиру в отсутствие законных оснований, так как один из ответчиков, будучи уволенным с военной службы без предоставления жилья, обязан сдать служебную квартиру.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как спорные правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а ордер на служебное помещение, на основании которого ответчики продолжают занимать помещение, не прекратил действия, в связи с чем оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения ответчика с военной службы не имелось.

Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.

В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и частью 2 статьи 102 Кодекса.

Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 67-КГ17-5Требование: О признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении из служебного жилого помещения.Обстоятельства: Ответчику и его семье было предоставлено служебное жилое помещение, однако ответчик со службы в органах внутренних дел был уволен, добровольно освободить квартиру отказался.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку установление п. 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, дополнительных по сравнению со ст.

103 ЖК РФ льгот для сотрудников полиции не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.

Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.

В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 291-О”Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Якушевой Елены Валерьевны и Якушевой Светланы Евгеньевны на нарушение их конституционных прав положениями части 1 статьи 103 и части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 195, 196 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации”

части 1 статьи 103 и части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы, а увольнение со службы является основанием для прекращения такого договора, и предусматривающих, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам, а их выселение осуществляется в судебном порядке и, по общему правилу, без предоставления других жилых помещений;

Источник: https://legalacts.ru/kodeks/ZHK-RF/razdel-iv/glava-10/statja-103/

Выселение из служебного жилья – 2.Часть I – Как противостоять иску о выселении из служебного жилого помещения

Жилищный кодекс выселение из служебного жилья

В этой публикации я рассказал о ситуации, типичной для настоящего времени, когда чиновники МО РФ стараются освободить служебные квартиры от жильцов, которые, по их мнению, занимают жилые помещения незаконно.

Интересно, что довольно продолжительный срок МО РФ не волновала судьба служебных квартир. Активности по их освобождению Министерство не проявляло.

Но в прошлом году, словно выйдя из затяжной спячки, Министерство внезапно вспомнило, что, имеются еще в наличии жилые помещения, которые занимают граждане, вдруг ставшие в одночасье захватчиками, незаконно владеющие чужой собственностью, которых нужно немедленно  выселить вышвырнуть на улицу, естественно, без предоставления другого жилья.

На сегодняшний день судебная практика по этой категории дел кардинально изменилась, и не в лучшую для граждан сторону. Как сегодня обстоят дела в этой жизненно важной для многих граждан сфере, рассказывается в этой статье.

 1. Кратко о предназначении служебных жилых помещений

«Служебное жилье — это особая категория жилья, относящаяся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначенная и предоставляемая гражданам в связи со спецификой их трудовой деятельности и необходимостью проживания по месту работы/службы» (Трофимова В. Выселение из служебного жилья // Жилищное право. 2016. № 4. С. 93)

Предоставление служебного жилья осуществляется по решению собственника на основании заявления работника/служащего о предоставлении жилья из соответствующего специализированного жилищного фонда.

  Кроме того, в предоставлении служебного жилья может быть отказано, если гражданин, например, имеет иное жилое помещение на праве собственности или  право проживания в качестве члена семьи в ином жилом помещении по месту прохождения службы или работы.

«Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности.

Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения (ч.3 ст. 104 ЖК РФ)»

Закон не предполагает в силу особого статуса специализированного жилого помещения  проживание граждан на постоянной основе в случае прекращения трудовых, служебных отношений с работодателем, собственником жилья, так как эти отношения носят временный, срочный характер.

2. Кто не подлежит выселению?

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г.

№ 14 говорится, что «при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст. 25 Конституции РФ, ст. 1, 3 ЖК РФ)».

Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что:

Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.4 ст. 3 ЖК РФ)

и он действует в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.

Отечественное законодательство, в частности Жилищный кодекс РФ, а ранее и ЖК РСФСР, а также некоторые федеральные законы содержат исключения (гарантии), при наличии которых граждане после утраты оснований проживания в служебном помещении могут остаться в нём до предоставления жилых помещений для постоянного  проживания. 

Озвучим эти исключения.

Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст.

107 ЖК РСФСР, не могут быть выселены: 1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; 2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; 3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; 4) семьи военнослужащих; 5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; 6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за МО РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

(в ред. Федерального закона от 20.07.2004 N 71-ФЗ)

Источник: https://pravorub.ru/articles/76303.html

Выселение из служебного жилья: судебная практика, основания в 2021 году

Жилищный кодекс выселение из служебного жилья

Служебное жилое помещение – это жилье, которое включено в специализированный жилищный фонд. Основные понятия, порядок и причины выселения из служебного жилья содержатся в российском жилищном законодательстве.

Правом на служебное жилье обладают лица, исходя из специфики их должностных обязанностей либо с учетом необходимости проживания по конкретному месту жительства.

Судебная практика по таким делам неоднозначна и имеет множество нюансов, так как сам процесс выселения сложный.

Основные понятия

Какое жилье можно отнести к служебному, о его назначении и целевом использовании, прописано в ст. 93 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ). Служебные жилые помещения предназначены для граждан, которые назначаются на государственную службу, избираются на выборные должности в органы власти либо если их трудовая деятельность связана с органами власти различного уровня.

Для законного проживания в таком помещении между сторонами заключается договор найма. Его действие распространяется на период прохождения лицом военной службы либо иных трудовых отношений.

Когда гражданин заканчивает трудовые отношения с работодателем, соответственно прекращается и действие договора найма. После чего военнослужащие должны выехать из служебной жилплощади добровольно (ст.

101 ЖК РФ).

Основания для выселения из служебного жилья

Расторжение договора найма может происходить по соглашению сторон, по инициативе нанимателя. Это основания носят добровольный характер. Иначе наймодатель имеет право обратиться в суд для принудительно выселения из служебного жилого помещения.

В суд собственник служебного жилья обращается в случае, если наниматель и члены его семьи нарушают обязательства по установленному договору:

  • Не вносят оплату за проживание, не оплачивают коммунальные услуги более 6 месяцев подряд;
  • Совершают действия, которые приводят к разрушению/повреждению жилплощади;
  • Неоднократно нарушают интересы соседей;
  • Используют служебную квартиру не по назначению.

К основаниям прекращения договора найма также относятся случаи, обусловленные утратой и разрушением специализированной жилплощади, признание его аварийным, перехода права собственности другим лицам.

В законе четко прописано, в каких случаях и для чего гражданину выдают служебную квартиру, комнату в общежитии, дом.

Если лицо использует объект недвижимость с нарушением и не по целевому назначению, то это тоже может стать основанием для выселения с утратой прав на другую жилплощадь по найму от работодателя.

В ЖК РФ установлен запрет на передачу в аренду, внаем, отчуждение жилья, полученного от работодателя по договору.

Пример из судебной практики № 1. Администрация города Казани, как собственник жилья, обратилась в суд с целью принудительно выселить гражданина Сергеева А.И. из служебной квартиры.

В ходе рассмотрения дела выяснилось, что ответчик после завершения службы был снят с учета и отбыл по месту постоянной регистрации. Однако Сергеев А.И.

по настоящее время распоряжается квартирой, передал ее в поднаем и имеет задолженность по оплате коммунальных услуг. Исковые требования истца были удовлетворены в полном объеме.

Кого не могут выселить из служебного жилья?

Часть 2 статьи 103 ЖК РФ описывает исключения из общего правила. Закон предусматривает, что из квартир, комнат в общежитии не могут быть выселены граждане в статусе нуждающихся в жилплощади:

  1. Семьи военнослужащих, сотрудников органов власти и государственных служб.
  2. Пенсионеры, вышедшие на пенсию по старости.
  3. Семьи гражданина, умершего после получения права на квартиру.
  4. Инвалиды I и II группы, получившие травмы на производстве.
  5. Семьи с детьми-инвалидами, с несовершеннолетним ребенком-инвалидом с детства.

Вышеперечисленным категориям лиц при выселении в обязательном порядке предоставляется другая жилплощадь в месте последнего проживания. Вопросами предоставления другой квартиры, комнаты, дома обязан заниматься орган, являющийся собственником служебной жилплощади.

Пример из судебной практики № 2. Супруги Абрамов Н.Л. и Абрамова Т.В. являются пенсионерами по старости. Им присвоены статусы нуждающихся и малоимущих.

Своего собственного жилья они не имеют. В суд с иском против них выступил истец с целью принудительного выселения из служебной квартиры.

Суд установил, что принудительно выселить ответчиков можно лишь после предоставления им другой жилплощади.

Нужна ли юридическая помощь в спорных ситуациях?

Теоретически в законодательных актах РФ довольно четко прописано понятие о выселении, однако на практике бывает сложно разобраться самостоятельно. Причина в том, что, несмотря на законодательное закрепление понятия выселения и его основных положений, нормативно-правовые акты имеют проблемы, связанные с временными изменениями.

Судебные инстанции могут выносить решения с ошибочным толкованием и применением норм права, а судебная практика имеет свойство меняться. Для исключения спорных ситуаций необходима консультация грамотного юриста, который способен тщательно изучить не только теорию, но и практику по интересующему вопросу.

Помимо исключений, прописанных в ЖК РФ, предусмотрены иные основания для не выселения. Они содержатся в других нормативно-правовых актах РФ и дополнительно охраняют права военнослужащих.

Типовое положение

Постановление Правительства РФ от 17.12.2002 № 897 «Об утверждении типового положения» содержит дополнительные меры по правам военнослужащих на проживание в служебной квартире, доме. Пунктом 28 Типового положения установлено, что не могут быть выселены без предоставления иного жилого помещения:

  • Работники органов правопорядка с выслугой не менее 10 лет;
  • Семьи сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Пример из судебной практики № 3. Первая инстанция удовлетворила иск МЧС России в части выселения военнослужащего Макарова А.Д. из служебной квартиры после расторжения трудового договора.

Апелляционная инстанция отменила решение суда, так как не был учтен пункт 28 Типового положения. Макаров А.Д. имел выслугу 15 лет и не мог быть выселен из квартиры без предоставления другой жилплощади.

Исковая давность

Взаимоотношения сторон по служебному найму носят договорный характер. К ним применяются нормы Гражданского кодекса РФ. Спорные жилищные отношения по общим правилам имеют срок исковой давности 3 года. Это означает, что если после прекращения трудового договора с военнослужащим, сотрудником МВД прошло 3 года, и иск наймодателем не был подан в суд, то срок исковой давности истек.

Прошедший срок исковой давности не является основанием для суда в отказе от рассмотрения дела о выселении. Лучше, если ответчик заранее самостоятельно заявит в письменной форме о пропуске срока.

В соответствии с Федеральным законом в отношении жилищных отношений, которые возникли до 01.03.2005, применяются нормы ЖК РСФСР, который действовал на момент возникновения спора. Во время судебного разбирательства желательно письменно заявить о содержании статьи 108 ЖК РСФСР, на основании которого военнослужащий имеет право на проживание в служебной квартире, комнате, доме.

Назначение помещения

Споры в суде также возникают по причине изменения статуса жилплощади. Возможна ситуация, что на момент передачи жилья гражданину квартиры имела статус служебного жилого помещения. Однако через несколько лет либо из-за смены собственника оно могло перестать считаться таковым.

Судебной практике известны случаи, когда работодатель с целью упрощения своей работы идет в обход своих обязательств и предоставляет квартиру военнослужащему не из специализированного жилищного фонда. В таком случае возможность проживания в таком помещении после прохождения службы сводится к минимуму.

Пример из судебной практики № 4.

Два военнослужащих прослужили определенное количество лет в одном подразделении и получили жилую площадь: один – от Министерства внутренних дел России, второй – от администрации города.

После прекращения трудового договора первый гражданин, имея выслугу 20 лет, оставит за собой право на служебную квартиру, второй – был вынужден освободить помещение, так как квартира не имеет статус служебной.

Встречаются прецеденты из судебной практики, когда жилплощадь по найму становится объектом жилищных отношений по социальному найму. В таких спорных ситуациях главное – обратить внимание на статус квартиры, комнаты, дома в момент передачи нанимателю. Это условие может стать решающим в суде в пользу гражданина.

Тема выселения из жилплощади, предоставленной гражданину на время службы, имеет множество нюансов. Сформированная законодательная база, не смотря на ее постоянное совершенствование, имеет пробелы. Важно понимать, что любую спорную ситуацию можно повернуть в свою пользу. Знание своих прав и обязанностей является надежным гарантом на жизнь в достойных условиях.

Источник: https://Glavny-yurist.ru/vyselenie-iz-sluzhebnogo-zhilya.html

Служебное жилье. Уволить не значит выселить

Жилищный кодекс выселение из служебного жилья

В силу ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилому фонду и предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Таким образом, законодатель определяет служебное жилье как временное (на период работы, службы, срок замещения должности), обозначает назначение служебных жилых помещений, а также перечень категорий лиц, которым данные помещения могут быть предоставлены.

Несмотря на, казалось бы, очевидность освобождения служебного жилого помещения при прекращении трудовых отношений, на практике добровольное возвращение жилья случается не всегда, порождая судебные споры.

Прекращение трудовых отношений как основание для выселения

Прекращение трудовых отношений с работником, которому было предоставлено служебное жилье, само по себе не обеспечивает фактическое его освобождение.

Пункт 13 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N 2 (2017): прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматического прекращения договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Кроме того, поскольку действие договора найма служебного жилого помещения не прекращается автоматически в момент увольнения работника, то отсутствуют и основания для применения к отношениям по выселению из занимаемого служебного жилого помещения срока исковой давности, исчисляемого с даты увольнения работника.

Определение N 56-КГ16-8 Верховного Суда Российской Федерации:

разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о выселении, суд первой инстанции по заявлению ответчика применил к спорным правоотношениям срок исковой давности.

При этом суд исходил из того, что трехлетний срок исковой давности для предъявления требований о выселении ответчиков из служебного жилого помещения исчисляется со дня увольнения ответчика и на момент обращения с требованием в суд с заявлением является пропущенным. С этим выводом согласился и суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, указала на ошибочность данных выводов в силу следующего.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.

В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст.

103 ЖК РФ.

По смыслу приведенных выше норм права прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматического прекращения договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Процедура выселения

Согласно ст. 103 ЖК РФ расторжение/прекращение договора найма служебного помещения в связи с прекращением трудовых отношений порождает обязанность нанимателя освободить занимаемое помещение.

При этом исходя из принципа добросовестности подразумевается, что наниматель освобождает помещение в добровольном порядке. В ином случае наниматель подлежит выселению в судебном порядке.

В силу действующих процессуальных норм требования о выселении рассматриваются с участием прокурора, представляющего в материалы дела заключение.

Суд устанавливает следующие факты: отнесение спорного жилья к специализированному жилому фонду, факт прекращения права пользования служебным помещением, относится ли наниматель/члены его семьи к категориям граждан, которым в силу закона должно быть предоставлено иное жилое помещение, состоит ли наниматель на учете нуждающихся в жилом помещении.

Примеры судебной практики: Апелляционное определение суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 сентября 2018 года; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 28 июня 2018 г. по делу N 33-10866/2018; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 16 марта 2018 г. по делу N 33-4177/2018.

Отметим, что в силу закона должно быть предоставлено иное жилое помещение в случае перехода права собственности на помещение или передачи его в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу, если это лицо стало стороной трудового договора с работником – нанимателем такого жилого помещения (выселение граждан из служебных жилых помещений с предоставлением других жилых помещений осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающим соответствующие жилые помещения); гражданам, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

При этом согласно п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.

2009 N 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ” предоставляемое гражданам, выселяемым из служебного жилого помещения, другое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта, отвечать санитарным и техническим требованиям и относиться к жилищному фонду социального использования.

Правило о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения лиц, прекративших трудовые отношения вместе со всеми проживающими с ними лицами, в том числе несовершеннолетними, не противоречит ст. 40 (ч.

1) Конституции Российской Федерации, поскольку содержащейся в ней нормой запрещено только произвольное, т.е.

вне оснований и порядка, предусмотренных законом, лишение граждан жилища, о чем высказался Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21 декабря 2004 г. N 413-О.

На практике кроме случаев разумного срока, необходимого для выселения бывшего работника в иное жилое помещение, которым он должен обеспечить себя самостоятельно, встречаются случаи злоупотребления правом с целью пользования жильем как можно дольше.

Обусловлено ли это чувством не нашедшей героя справедливости за “отданные службе лучшие годы” либо целью получения дополнительного нелегитимного дохода (исключительно теоретические предположения автора), но тем не менее варианты “затягивания” процедуры выселения имеют место быть.

В качестве вариантов “затягивания” судебного процесса выселяемыми применяется “втягивание” в процесс третьих лиц, искусственное порождение их прав на спорное жилое помещение, попытки доказывания предоставления спорного жилого помещения на основаниях социального найма и прочее.

Примеры судебной практики

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 сентября 2018 года.

Материалами дела подтверждено, что жилое помещение является муниципальной собственностью. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, отнесено к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда и предоставлено ответчику на состав семьи из двух человек на основании договора найма служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорную квартиру третье лицо приобрело по договору купли-продажи у ответчика, суд обоснованно отклонил.

Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения суда по изложенным в апелляционной жалобе доводам судебная коллегия не усмотрела.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 28.06.2018 по делу N 33-10866/2018.

Муниципальное образование обратилось в суд с иском к ответчикам о признании ответчиков К., Г.А.Ю. утратившими право пользования жилым помещением и выселении К. из указанного жилого помещения; признании ответчиков Г.А.Ю., Г.А.Г. не приобретшими право пользования жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения.

К.

обратился со встречным иском о признании действий ответчика по встречному иску по выселению из жилого помещения незаконными; обязании при выселении предоставить другое жилое помещение, указал, что жилое помещение предоставлено на условиях социального найма, а в случае признания жилья служебным должно быть предоставлено другое жилого помещения, поскольку трудовые отношения прекращены в связи с его выходом на пенсию.

Решением суда первой инстанции первоначальные исковые требования удовлетворены. В удовлетворении встречного иска отказано.

Ответчиком по первоначальному иску подана апелляционная жалоба.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное жилье было предоставлено ответчику К.

на условиях социального найма, судебная коллегия оставила без удовлетворения, поскольку посчитала, что какие-либо законодательные положения, позволяющие в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (отсутствие решения органа местного самоуправления) отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Отсутствие сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество об отнесении спорного жилья к служебным жилым помещениям не свидетельствует о том, что такое жилое помещение было предоставлено на иных условиях, а не на условиях специализированного найма.

Тот факт, что истец обратился с иском о выселении спустя длительное время после прекращения трудовых отношений, сам по себе не свидетельствует о том, что истец признавал за ответчиком право пользования данным жилым помещением на условиях социального найма. Право на обращение с иском в суд предоставлено стороне законом, каким-либо сроком процессуальное право на обращение в суд с иском не ограничено.

Апелляционным определением Свердловского областного суда от 3 мая 2018 г.

по делу N 33-7552/2018 подтверждена правильность выводов суда первой инстанции о несостоятельности доводов Администрации, инициировавшей иск о выселении, о том, что спорное жилое помещение предоставлялось на период работы в конкретном муниципальном учреждении и согласие наймодателя на изменение условий договора найма служебного жилого помещения в части места работы ответчика отсутствует.

Относительно отсрочки исполнения решения суда о выселении из служебного помещения высказался суд Ханты-Мансийского автономного округа в Апелляционном определении от 23 октября 2018 года:

“…разрешая ходатайство ответчиков о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд пришел к выводу, что возможность предоставления отсрочки исполнения решения суда при разрешении спора Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрена, в связи с чем ходатайство о предоставлении отсрочки исполнения решения суда удовлетворению не подлежит.

Вместе с тем судебная коллегия отмечает, что запрета на рассмотрение заявления об отсрочке исполнения решения суда совместно с разрешением гражданского дела процессуальное законодательство не содержит.

Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 “О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции” при рассмотрении дел об отсрочке исполнения решений суду в каждом случае следует тщательно оценивать представленные доказательства.

Однако, рассматривая возможность предоставления отсрочки исполнения решения суда о выселении ответчиков из спорного жилого помещения, суд первой инстанции исключительных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, не усмотрел.

Судебной коллегией также таких обстоятельств не установлено, поскольку к ходатайству о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения ответчиками не приложены доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения решения суда и свидетельствующие о затруднительном материальном положении.

То обстоятельство, что в собственности ответчиков иные жилые помещения отсутствуют и объект долевого строительства ответчикам не передан в сроки, определенные договором, основанием для предоставления отсрочки в выселении не является”.

Читайте еще по этой теме:

Е. Кужилина

Источник: https://kmcon.ru/articles/jurist3/sluzhebnoe-zhile-uvolit-ne-znachit-vyselit.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.